Файл: Занятие 1 Тема Введение в педагогическую деятельность Тема Общие основы педагогики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 1

Тема 1. Введение в педагогическую деятельность

Тема 2. Общие основы педагогики
Задание 2. Общие основы педагогики

Исходные данные. Учитель просит тянущего руку ученика начать чтение текста. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем сильнее. Возникает заминка. Учитель ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает кричать, что он наверняка опять не сделал домашнее задание, что ей, учительнице, такая безалаберность надоела и она, скорее всего, вызовет родителей. В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик испуганно «прожевывает» трудное слово и пытается читать дальше.

Прогнозирование

Этот ученик на уроках всегда активен, но заикание, естественно, смущает его самого. Каждый раз, когда он так «затягивает» ответ, он сам считает себя слегка виноватым. В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнется в себе, перестанет работать на уроке. Кроме того, так как в отношении него допущена явная несправедливость, это скажется и на отношениях учитель-ученик. Ребята из класса, присутствующие при этом, хоть и чувствуют, что учитель поступает несправедливо, воспринимают этот стиль общения с их одноклассником как норму. Детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы, а если еще и учитель позволяет себе смеяться над таким человеком, то в классе 7–8 может начаться настоящая травля.

Решение: учитель может прочитать первое слово сам, не заостряя внимания, таким образом успокоится ученик и будет спокоен учитель, чтение пойдет лучше.


Практическое занятие № 2

Тема 3. Теория обучения

Ситуация 1

Ученик систематически готовил заданное в школе, а на уроках часто получал двойки. Он не раз заявлял, что ему трудно запоминать. Добросовестно, но механически заучив дома определения, он так воспроизводил его на уроке: «Первое слово забыл … на «с» … как-то … как-то на «с» называется … Сочетания слов и отдельные … предложения … слова ...» и т. д. Сам мальчик так помнил способ заучивания им этого определения «Не понимал, но заучивал, читал несколько раз и про себя повторял».


Проанализируйте ситуацию.

Какой вид запоминания учебного материала использовал ученик?

Является ли он типичным для младших школьников?

В чем причина его использования учениками начальной школы? Может ли привычка запоминать именно таким образом стать непосредственной причиной неуспеваемости учеников?
Анализ педагогической ситуации:

1.Представленная ситуация относится к области формирования учебной деятельности и уделяется внимание проблеме развития памяти, а также способности к запоминанию.

2.Память – это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти, у него формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие понятия о предметах и закономерностях их существования. Память позволяет использовать эти понятия в будущих действиях, поведении. Если бы человек не обладал памятью, его мышление стало бы очень ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

Запоминание – (запечатление) определяется как процесс, обеспечивающий ввод информации и удержание запечатленного материала в памяти. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Даже при непроизвольном запоминании (непроизвольная память), когда мы не ставим себе определенной цели запоминания, лучше запоминаются предметы и явления, вызывающие интерес и затрагивающие эмоции. Непроизвольное запоминание более сильно развито в детстве, а у взрослых ослабевает. Произвольное запоминание (произвольная память) всегда имеет целенаправленный характер, и если при этом используются специальные приемы для лучшего усвоения материала (мнемотехника), то запоминание называют заучиванием. У некоторых людей отчетливо выступает зависимость качества и прочности запоминания от того

, какие анализаторы в большей мере участвовали в восприятии соответствующих объектов. Характер памяти и представлений может основываться главным образом на впечатлениях зрения (оптический, визуальный тип памяти), слуха (акустический, аудиальный тип памяти) или движения (моторный, кинестетический тип памяти).

1.Возможные причины возникновения подобной ситуации следующие:

-школьник пользуется неэффективным способом запоминания материала.

-школьник не понимал того, что учит.

-плохая память у школьника.

-школьник испытывал волнение на уроке из-за чего не мог собраться и рассказать материал.

2.Цель деятельности учителя в данной ситуации – тренировка и развитие памяти, обучение школьников эффективным методам запоминания информации.

Задачи:

-создать условия, которые помогут улучшить память ученика.

-создать благоприятные условия для того, чтобы школьник не волновался на уроке и не забывал то, что подготовил.

-помочь школьнику найти тот способ запоминания информации, при котором он сможет целиком её воспроизвести.

-попробовать снизить тревожность школьника при ответе на уроке.

3.В данной ситуации можно предложить следующие способы решения.

Учителю стоит помочь ученику найти именно тот способ запоминания информации, который подойдёт ему. Нужно создать благоприятную обстановку на уроке, чтобы ученик не тревожился и был спокоен. Учителю нужно убедиться в том, что школьник понял тот материал, который рассказывает. Возможно стоит задавать побольше вопросов по теме, давать какое-то задание. Это поможет ученику лучше запомнить пройденный материал. Школьник не должен расстраиваться из-за того, что у него сразу не получается воспроизвести материал, его нужно поддержать и не дать ему сдаться. Важно, чтобы школьник понял, как правильно выучить материал и не потерял интерес к учебе.

1.В случае самоанализа педагогической деятельности, грамотного управления учебной деятельностью учащихся, помощи педагога, который поможет справиться ученику с данной проблемой подобные ситуации не будут происходить в классе. Учащийся сможет развить свою память, будет больше вовлечен в учебную деятельность, перестанет тревожиться и будет показывать только хорошие результаты в учебной деятельности.

2.Представленная ситуация актуальна в современной школе, так как многие школьники сталкиваются с тем, что не могут запомнить весь материал. Они заучивают информацию, не понимая, как это применить на практике. Если бы школьник знал какой метод запоминания информации подойдёт именно для него, то запоминание было бы намного проще. Школьник сможет улучшить свою память и повысить качество своего обучения, если подберёт подходящий для себя способ и будет всегда запоминать материал с его помощью.

Ответы на вопросы:

Какой вид запоминания учебного материала использовал ученик?

Ученик использовал произвольный уровень запоминания информации, так как он ставил перед собой цель запомнить только то, что ему задавали.

Является ли он типичным для младших школьников?

Этот вид запоминания является типичным для младших школьников. Школьникам проще заучить, чем понять то, что они учат. Не всегда данная привычка может стать проблемой для ученика, важно, чтобы учитель отслеживал это и помогал ученику.

В чем причина его использования учениками начальной школы? Может ли привычка запоминать именно таким образом стать непосредственной причиной неуспеваемости учеников?

Ученики начальной школы используют этот вид запоминания, так как у них наиболее развита наглядно-образная память, и поэтому они хуже запоминают учебный материал, чем что-то из жизни. Привычка запоминать таким образом может стать непосредственной причиной неуспеваемости учеников, но как уже было сказано выше не всегда, важно обращать внимание на личностные особенности учеников и их уровень запоминания информации.

Практическое занятие № 3

Тема 4. Теория и методика воспитания

Задание 3

  1. Установите соответствие

1 Сущность педагогического процесса

A. Взаимодействие субъектов педагогического процесса на содержательной основе с использованием разнообразных средств

2. Педагогическая деятельность в ходе педагогического процесса

D. Взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности

3. Движение педагогического процесса

B. Переход от решения одной задачи к другой в процессе реализации педагогических целей

4. Целостность педагогического процесса

C. Синтетическое качество, характеризующее высший уровень развития педагогического процесса, и выступающее результатом стимулирующих сознательных действий субъектов, функционирующих в нем



2) Установите соответствие

1. Педагогическая деятельность в ходе педагогического процесса

C. Взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности

1. Функция обучения

D. Воздействия, которые оказывает обучение на различные стороны процесса формирования целостной личности

2. Образовательная функция

B. Влияние, которое процесс обучения оказывает на формирование сознание и выражается в овладении учащимися знаниями, умениями, навыками и их использовании на практике

3. Принципы диалектики

A. Принципы всеобщей связи, становления и развития, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов


Практическое занятие № 4

Тема 5. История педагогики и образования

Тема 6. Управление образовательными системами

Задание 3

1. Определите последовательность этапов урока:

1. постановка познавательной задачи и создание у учащихся положительной мотивации к ее решению

2. предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его первичного усвоения;

3. организация дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня;

4. организация обратной связи и контроля;

5. подготовка учащихся ко внеурочной работе