Файл: Деятельность способ существования людей ( 10 класс).pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ ( 10 класс)


Деятельность человека и ее характер.

Потребности человека. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Структура деятельности и её мотивация.

Виды деятельности

Основные классификации деятельности

Практические выводы

План изучения нового материала

-систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;

конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром;

представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;

Цели урока

Деятельность человека и ее характер

Деятельность- способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении целям человека. Деятельность человека отличается от активности животного творческо-преобразующим отношением к окружающему миру

Деятельность человека

Активность животного

Масштабное преобразование природной среды, ведущее к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которого являются мутационные изменения, закрепленные средой.

Характер деятельности

В чем проявляется отличие от поведения других живых существ

Примеры

Сознательный

Сознательное выдвижение целей своей деятельности и предвидение ее результатов

Создание нового проекта здания, на основе которого будет вестись строительство

Продуктивный

Направленность на создание полезному человеку и обществу продукта

Производство продуктов питания, бытовой техники и т.д

Орудийный

Создание и дальнейшее использование новых орудий труда

Производство, использование и сохранение станков и оборудования и т. д


Деятельность человека и ее характер

Преобразующий

Изменение человеком окружающего мира и самого себя

Озеленение городов, проведение социальных реформ, развитие воли, привычек, характера и т. д.

Общественный

Необходимость разнообразных отношений с другими людьми и с тем, что выработало человечество

Опора на известные изобретения и открытия при подготовке компьютерной техники

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения eгo потребностей. Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания eгo организма и развития личности.

Естественные потребности-врожденные, биологические, физиологические, органические, природные. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Потребности человека

Потребности человека

Социальные потребности определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности - это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и cвoeгo места в нем, смысла cвoeгo существования.

Потребности человека

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Физиологические потребности

Потребность в уважении

Потребность в безопасности

Потребность в принадлежности и любви

Познавательные потребности

Эстетические

потребности

Потребность в самоактуализации

Ступени (снизу вверх):


1. Физиологические

2. Безопасность

3.Любовь/Принадлежность к чему-либо

4. Уважение

5. Познание

6. Эстетические

7. Самоактуализация

Последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Описывая человеческие потребности,американский ученый-психолог

Абрахам Маслоу (1908-1970) охарактеризовал человека как «желающее существо.),

которое редко дoстигает состояния полного, завершенного удовлетворения.

Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и

направляет внимание и усилия человека.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Структура деятельности и ее мотивация

Субъект деятельности- это тот , кто осуществляет деятельность ( человек, коллектив, общество).

Объект деятельности- это то, на что направлена деятельность( предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)

Субъект

Объект

Цель деятельности - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение кoтopoгo нaправлена деятельность. Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности, к которым относят как орудия и приспособления, так и приёмы, способы действий, а также деньги, часто необходимые для осуществления деятельности.

Структура деятельности и ее мотивация

Цель

Средства деятельности

Структура деятельности и ее мотивация

Мотив - это побудительная причина деятельности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направление деятельности. В качестве мотивов могут выступать потребности,, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции, идеалы человека

Мотив

Структура деятельности и ее мотивация

В ходе деятельности возникают результаты деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага. формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания caмoгo человека

Виды деятельности

В зависимости от процесса становления человеческой личности можно выделить следующие ocновные виды деятельности людей. Каждый человек включается в них в процессе своего индивидуального развития


Учение

Общение

Игра

Виды деятельности

Труд

Виды деятельности

Игра- это особый вид деятельности, целью которой не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Игра нацелена на удовлетворение интереса ее участников, способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает навыками, происходит в условной ситуации

.

Виды деятельности

Общение- это вид деятельности, при которой происходит обмен мнениями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот расширенный обмен представляет собой коммуникацию ( материальную или информационную)

Общение

Коммуникация

Виды деятельности

Учение- это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Оно бывает организованным( осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованное ( осуществляется в других видах деятельности как побочный результат). Учение может приобрести вид самообразования.

Учение

Самообразование

Виды деятельности

Труд - это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда- целесообразность, нацеленность на достижение запрограммированных результатов, наличие мастерства, умений, навыков, практическая полезность, наличие результата, развитие личности, преобразование внешней среды обитания человека

Основные классификации деятельности
  • По объектом и результатам деятельности- создание материальных благ или культурных ценностей.
  • По субъекту деятельности- индивидуальная и коллективная.
  • По характеру самой деятельности- репродуктивная ( по образцу и творческая).
  • По соответствию правовым нормам- законная и незаконная.
  • По соответствию моральным нормам- моральная и аморальная.
  • По соотношению с общественным прогрессом- прогрессивная и реакционная.
  • В зависимости от сфер общественной жизни- экономическая, политическая, социальная и духовная .
  • По особенностям проявления человеческой активности- внешняя и внутренняя


Практические выводы

1 Учитесь ставить перед собой конкретные цели и определять оптимальные средства для их достижения. Это придает деятельности сознательный характер, позволяет контролировать ее ход и вносить, если это нужно, определенные коррективы.

2 Помните: важно видеть не только ближайшие, но и отдаленные цели своей деятельности. Это поможет преодолеть трудности, не даст остановиться на полпути, не достигнув цели.

3 Проявляйте заботу о разнообразии своей деятельности. Это даст возможность удовлетворять различные потребности и развивать различные интересы.

 4 Не забывайте о значимости внутренней деятельности в жизни людей. Это поможет вам быть внимательными к мнениям, эмоциям, чувствам окружающих, проявлять деликатность в своих отношениях с другими людьми.

Д/З

Пр. 5

Вопросы для самопроверки на стр. 57