Файл: Ревенко Валентина Сергеевна учитель начальных классов Рыгованова Галина Николаевна учитель начальных классов мбоу Новохуторная сош.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ревенко Валентина Сергеевна

учитель начальных классов

Рыгованова Галина Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Новохуторная СОШ» имени М.В.Шидловского,

с.Новохуторное, Красногвардейский район, Белгородская область, Россия

Методика работы над развитием проектно-исследовательских умений

младших школьников

За годы работы в школе стало понятно, что со временем в своей работе нужно постоянно менять формы и методы обучения. Ведь в жизни всё меняется. Время не стоит на месте. Сейчас уже не те дети, которые были даже 10-15 лет назад. Чтобы увлечь детей процессом обучения, научиться применять полученные знания на практике, нужны более деятельные формы и методы обучения. К числу таких методов относятся практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные, групповые, игровые, ролевые методы. Важную роль в современном образовании и развитии детей отводится проектной деятельности, как одного из компонентов ФГОС нового поколения.

Сущность метода проекта заключается в умении школьников применять в жизни полученные знания и умения, решать практические и теоретические проблемы. В процессе проектной деятельности у детей формируется свой собственный опыт по взаимодействию с окружающим миром, стимулируется их деятельность.

Перед учителем стоит непростая задача. Как заинтересовать и увлечь детей этой значимой деятельностью? Прежде всего, нужно учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников и проявление интереса к проектной деятельности. Не исключается и совместное сотрудничество детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе. И как результат – успех и рост ребёнка по ступенькам проектной деятельности.

В своей работе в большей степени я использую следующие проекты:

  • исследовательские проекты: дети ищут информацию и ответы на поставленные задачи.

  • творческие: направлены на создание нового продукта (рисунки, поделки, презентации, спектакли, газеты);

  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)

  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.).


С чего же нужно начинать работу над проектом? Прежде всего, нужно выбрать важную и значимую проблему. Затем разработать план действий по решению выбранной проблемы, запланировать вид продукта и форму презентации проекта, назначить ответственных и определить сроки выполнения мероприятий по выполнению проекта.

Проектная деятельность предусматривает исследовательскую работу учащихся, в ходе которой необходим поиск нужной информации и её обработка. В итоге участники работы над проектом представляют свой продукт.

При выборе темы проекта нужно учитывать то, что интересует ребёнка, что хотелось бы ему узнать глубже. Тема проекта должна соответствовать возрасту детей, быть относительно быстрой по времени. Конечный результат проекта должен радовать ребёнка и быть нужным и полезным не только участникам проектной группы, но и окружающим.

У учащихся начальных классов в силу их возрастных особенностей могут быстро меняться интересы, поэтому с выбором темы затягивать не стоит, иначе у детей может быстро пропасть интерес.

Прежде чем выбрать тему проекта, педагог должен предусмотреть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы. Но и актуализация поиска новых сведений создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.

В различных источниках ребёнок будет встречаться с добытой информацией. Самое главное в процессе исследования - находить информацию самостоятельно. Учащимся можно предложить список допустимых методов исследования: поиск информации в книгах, сети Интернет, просмотр фильмов по этой проблеме, беседа, наблюдение, эксперимент.

Для того чтобы успешно представить проект, очень важно подготовиться к его защите. Для этого потребуется:

- Дать определения основным понятиям.

- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.

- Выработать суждения.



- Сделать выводы.

- Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.

- Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Самый последний этап - защита проекта. Оценивается проект по следующим критериям:

-Полнота, последовательность представления работы, аргументированность и убеждённость.

- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.

- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.

-Ответственное отношение, изобретательность, инициативность, самокритичность, аккуратность, доброжелательность, контактность.