Файл: 1. Теоретические положения по изучению методологии статистического наблюдения в России.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10. Двустороннее и многостороннее сотрудничество в области статистики содействует улучшению систем официальной статистики во всех странах.
В каждом из 10 принципов в краткой, но емкой форме изложены основные постулаты деятельности статистических ведомств, включая вопросы служебной этики, с одной стороны, а с другой – в них заложено восприятие статистики в обществе, которое неразрывно связано с необходимостью следования этим принципам, как установленным правилам игры, при использовании официальной статистической информации.
На сегодняшний день, в России реализуется только первая часть упомянутого утверждения. Несмотря на то, что в государстве уже принят документ, регулирующий статистический учет (Федеральный закон РФ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»), в отличие от многих развитых стран России не хватает нескольких основополагающих законов в области информации, наличие которых давно рассматривается как атрибут цивилизованного общества.
Например, это законы, действующие во многих странах Европы, такие как:
1.Закон о единой идентификации (едином государственном номере) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица;
2.Закон об обязательном применении единой системы классификации и кодирования информации;
3.Закон об официальном опубликовании информации;
4.Закон о статистической деятельности или статистическом учете.
Таким образом, несмотря на то, что принятый в 2007г. Закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики РФ», в котором «установлен понятийный аппарат, «прозрачный» для восприятия, как органами государственной власти, так и лицами и органами, представляющими первичные статистические данные; прописан порядок формирования официальной статистической информации и ее предоставления государственным органам, а также возможность получения такой информации заинтересованными лицами все же необходимость принятия перечисленных четырех законов для государственной статистики обусловлена, прежде всего, принципами построения статистических наблюдений, обеспечивающих достоверность сводной статистической информации.
Так, отсутствие Закона №1 приводит к неточностям в формировании выборочных совокупностей и как следствие высоким погрешностям, например, в оценке роли малого бизнеса на уровне субъекта Федерации. Тогда как его действие в большинстве зарубежных стран позволяет правильно построить выборочные наблюдения на основе действующих, а не мнимых предприятий и организаций, статус которых подтвержден многократно в результате межведомственного обмена информацией.
На основе закона № 2 правильно формируется информация о объемах налогов, собираемых в различных отраслях экономики, в частном и государственном секторе, и эти данные могут быть напрямую увязаны (через единую систему классификаций) со статистическими показателями результатов деятельности предприятий и организаций по идентичным отраслям и секторам экономики.
Закон №3 устанавливает нормы, права, основные принципы и ответственность за официальное опубликование информации, границы объективности и достоверности произведенных расчетов, требования к официальной методологии расчетов.
И, наконец, закон №4 устанавливает порядок ведения статистической деятельности и организации статистического учета в органах власти, на предприятиях и в организациях, регулирует межведомственную координацию в области статистики, на основе единых принципов статистического учета. Он предполагает создание (по аналогии с зарубежными странами) статистических подразделений (департаментов) в структуре министерств и ведомств, под единым руководством общегосударственного статистического органа. Необходимость существования этого закона обусловлена и тем, что в его отсутствие в отдельных субъектах Федерации такие законы в силу их необходимости принимаются на местном уровне.
Подводя итог всему вышесказанному, целесообразно комплексно выделить основные проблемы, возникающие при статистическом наблюдении в российской практике:
1.Отсутствие глубокой координации межведомственного информационного взаимодействия;
2.Неполнота и неточность в раскрытии понятия «официальной статистической информации» на государственном уровне;
3.Несовершенство механизма разработки статистической методологии по сбору информации в целом;
4.Несбалансированность системы органов государственной статистики;
5.Не надлежащее документационное оформление статистических работ.
<
В каждом из 10 принципов в краткой, но емкой форме изложены основные постулаты деятельности статистических ведомств, включая вопросы служебной этики, с одной стороны, а с другой – в них заложено восприятие статистики в обществе, которое неразрывно связано с необходимостью следования этим принципам, как установленным правилам игры, при использовании официальной статистической информации.
На сегодняшний день, в России реализуется только первая часть упомянутого утверждения. Несмотря на то, что в государстве уже принят документ, регулирующий статистический учет (Федеральный закон РФ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»), в отличие от многих развитых стран России не хватает нескольких основополагающих законов в области информации, наличие которых давно рассматривается как атрибут цивилизованного общества.
Например, это законы, действующие во многих странах Европы, такие как:
1.Закон о единой идентификации (едином государственном номере) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица;
2.Закон об обязательном применении единой системы классификации и кодирования информации;
3.Закон об официальном опубликовании информации;
4.Закон о статистической деятельности или статистическом учете.
Таким образом, несмотря на то, что принятый в 2007г. Закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики РФ», в котором «установлен понятийный аппарат, «прозрачный» для восприятия, как органами государственной власти, так и лицами и органами, представляющими первичные статистические данные; прописан порядок формирования официальной статистической информации и ее предоставления государственным органам, а также возможность получения такой информации заинтересованными лицами все же необходимость принятия перечисленных четырех законов для государственной статистики обусловлена, прежде всего, принципами построения статистических наблюдений, обеспечивающих достоверность сводной статистической информации.
Так, отсутствие Закона №1 приводит к неточностям в формировании выборочных совокупностей и как следствие высоким погрешностям, например, в оценке роли малого бизнеса на уровне субъекта Федерации. Тогда как его действие в большинстве зарубежных стран позволяет правильно построить выборочные наблюдения на основе действующих, а не мнимых предприятий и организаций, статус которых подтвержден многократно в результате межведомственного обмена информацией.
На основе закона № 2 правильно формируется информация о объемах налогов, собираемых в различных отраслях экономики, в частном и государственном секторе, и эти данные могут быть напрямую увязаны (через единую систему классификаций) со статистическими показателями результатов деятельности предприятий и организаций по идентичным отраслям и секторам экономики.
Закон №3 устанавливает нормы, права, основные принципы и ответственность за официальное опубликование информации, границы объективности и достоверности произведенных расчетов, требования к официальной методологии расчетов.
И, наконец, закон №4 устанавливает порядок ведения статистической деятельности и организации статистического учета в органах власти, на предприятиях и в организациях, регулирует межведомственную координацию в области статистики, на основе единых принципов статистического учета. Он предполагает создание (по аналогии с зарубежными странами) статистических подразделений (департаментов) в структуре министерств и ведомств, под единым руководством общегосударственного статистического органа. Необходимость существования этого закона обусловлена и тем, что в его отсутствие в отдельных субъектах Федерации такие законы в силу их необходимости принимаются на местном уровне.
Подводя итог всему вышесказанному, целесообразно комплексно выделить основные проблемы, возникающие при статистическом наблюдении в российской практике:
1.Отсутствие глубокой координации межведомственного информационного взаимодействия;
2.Неполнота и неточность в раскрытии понятия «официальной статистической информации» на государственном уровне;
3.Несовершенство механизма разработки статистической методологии по сбору информации в целом;
4.Несбалансированность системы органов государственной статистики;
5.Не надлежащее документационное оформление статистических работ.
<