Файл: 1. Теоретические положения по изучению методологии статистического наблюдения в России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.Возможна тенденциозность, т.к. анкеты обычно заполняют и присылают лица, заинтересованные по тем или иным причинам в заполнении анкеты. Например, анкету с просьбой оценить своевременность доставки почты в большей степени, по-видимому, заполнят лица, которым почта доставляется несвоевременно.

Анкетный способ статистического наблюдения широкое распространение получает в последнее время. Достаточно вспомнить публикации «Общественного мнения» по разнообразным вопросам.

К анкетному способу целесообразно прибегать в тех случаях, когда нет другого, более надежного способа получения данных.

Особым способом статистического наблюдения является способ монографического описания, который применяют для подробного изучения единичных, но наиболее ярких типичных объектов, например отдельных городов, предприятий, районов и т.д.

Такое детальное описание развития отдельных типичных объектов многое дает для понимания закономерностей развития, как данного объекта, так и аналогичных объектов.

Статистика изучает явления в непрерывном развитии. То, что выявлено как характеристика типичного объекта, в ближайшее время может стать обобщающей характеристикой для массы единиц аналогичной природы. Тем самым, положительным моментом в развитии типичного объекта может быть распространено на другие объекты, а отрицательным – стать объектом разработки мер по ослаблению или устранению их.

По второму признаку (по учету фактов во времени) различают текущее (постоянное), периодическое и единовременное наблюдение.

При текущем наблюдении регистрируются постоянно возникающие факты (например, затраты и результаты деятельности предприятий). Поэтому с исчерпывающей полнотой осуществляется учет развития того ил иного процесса или явления во времени. Надо иметь в виду то, что и при этом статистическая отчетность по таким показателям может представляться по усредненным периодам (месяцам, кварталам и т.д.)

Периодические наблюдения проводятся через определенные промежутки времени. Чаще всего эти наблюдения характеризуют состояние какого-либо явления в определенный момент времени. Например, стоимость основных фондов учитывается по состоянию на 1-е число каждого месяца.

Единовременные наблюдения проводятся в порядке разовых обследований и учетов на определенный момент времени. Момент, к которому приурочены такие обследования, называют критическими моментами времени. Например, перепись населения, производственного оборудования, объем товарных запасов.


Что касается форм статистического наблюдения, то стоит отметить, что сбор первичных статистических материалов может быть организован двумя формами:

- путем систематического получения от источников информации необходимых сведений в форме статистических отчетов;

- путем организации специального статистического обследования.

Государственная статистика имеет возможность получить любые отчеты в любой стадии их разработки регулярно и систематически по самой широкой программе. Поэтому в этих условиях первая форма считается основной.

В условиях господства частной собственности с ее конкуренцией и коммерческой тайной резко ограничиваются эти возможности. Поэтому здесь основной формой являются специально организуемые статистические обследования.

Статистическая отчетность, как правило, базируется на документальном учете (бухгалтерском, оперативно-техническом). Следовательно, она отличается достоверностью, полнотой и массовостью, т.к. эти виды учета охватывают практически все направления деятельности и являются сплошным.

Специальные статистические обследования полностью относятся к сфере статистического исследования (статистики) и могут проводиться как на базе документального учета, так и при отсутствии учета (или отказе в предоставлении соответствующих данных).

Поскольку Россия сравнительно недавно перешла на рыночные отношения, основной формой организации сбора статических материалов в стране станут специальные статические наблюдения (обследования). В связи с чем, стоит предположить, ожидается резкое сокращения количества форм отчетности, сочетание форм государственной статистической отчетности с получением информации на договорных условиях, обоснование уточненной системы статического наблюдения в России, изменение структуры и функций государственной статистики и ряда других мероприятий.

Также при изучении статистического наблюдения стоит отметить и то, что сбор статистических материалов может осуществляться по-разному:

- путем непосредственного учета фактов в процессе обследования;

- на базе документального учета в момент свершения фактов;

- путем опроса людей

При непосредственном учете фактов лица, проводящие обследование, получают сведения путем личного учета: осмотра, переcчета, измерения, взвешивания и т.д. Например, при переписи оборудования, учете остатков дефицитного материала и др.

Документальный учет фактов базируется на проведении систематических записей в первичных учетных документах, фиксирующих свершение того или иного факта. Данные такого первичного учета затем составляют основу статистической отчетности. В отдельных случаях – и для единовременного учета.



Важное место в данном способе занимает унификация первичной учетной документации, систематический контроль правильности первичного учета и его совершенствование.

Опрос может быть организован по-разному: экспедиционным (или изустным), саморегистрацией и корреспондентским способами.

При экспедиционном способе специально выделенное лицо (регистратор) опрашивает обследуемое лицо и с его слов заполняет бланк обследования. Гарантируется единообразие вопросов, их понимание и правильность ответов.

При саморегистрации обследуемому лицу вручают бланк обследования и разъясняют вопросы. Бланк заполняет обследуемое лицо самостоятельно. В назначенное время специально выделенный работник посещает обследуемое лицо, получает заполненный бланк, проверяет полноту и правильность его заполнения.

При корреспондентском способе статистическая организация (или другая, проводящая статистические исследования) рассылает бланк обследования и указания к их заполнению с просьбой ответить на поставленные вопросы. После заполнения бланк-анкета возвращается назад.

Выбор способа опроса определяется задачей и программой обследования, а также средствами, которыми располагают. В то время как экспозиционный способ требует наибольших затрат.

2.Проблемы и основные направления совершенствования методологии статистических наблюдений на государственном уровне


Организация российской государственной статистики за двухсотлетнюю историю не претерпела существенных изменений. И до настоящего времени Госкомстат России сохраняет трехуровневую систему управления, на каждом из которых он представлен, соответственно, центральным аппаратом на федеральном уровне – территориальным комитетом государственной статистики в субъекте федерации – территориальным органом (отделом) государственной статистики в административной единице субъекта федерации.

Госкомстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, основная его задача - обеспечить официальной статистической информацией, являющейся частью государственных информационных ресурсов, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждан и организации.


В этой части задач существенно не изменилось и место государственной статистики в обществе, поскольку и в условиях рыночных преобразований альтернативы главному информационному ведомству страны не существует. Но вместе с тем изменения, произошедшие в институциональной структуре экономики и государственной политике ее регулирования, иной хозяйственный и социальный климат, сложившийся к настоящему времени в обществе, обусловленный интеграцией России в международное сотрудничество, делают необходимым развитие системы государственной статистики.

Основной целью такого совершенствования выступает, прежде всего, необходимость усиления роли и статуса государственной статистики в обществе, что выражается в первую очередь в пересмотре методологии статистического наблюдения.

Как уже отмечалось ранее, совершенно очевидно, что государственное управление в условиях рыночной экономики должно опираться на точную информацию и знания о происходящих процессах не только на макро-уровне, но и на уровне субъектов Федерации. При этом официальная информация должна быть объективной и пользоваться доверием у государства и ее потребителей. Но как часто при использовании информации статистик задумывается об ее природе, о том, что стоит за столбцами цифр и насколько точны произведенные измерения?

Сравнительно недавно вышедшая экономическая энциклопедия определяет, что «Статистическая информация включает, как правило, данные государственной статистики, переписей населения, динамические ряды (данные, характеризующие изменения во времени того или иного параметра), результаты социологических исследований, опросов общественного мнения и т.п.».

При этом очень мало исследователей обращается к закону Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», принятому 25 января 1995г. и находят там более общее определение информации, как сведений «о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».

Также стоит отметить, что далеко не каждое издание сегодня при помещении информации дает ссылки на ее источник и сопровождает подробным комментарием о том, на основе каких данных или по результатам какого исследования они получены.

Таким образом, учитывая, что обязанности по обеспечению реализации прав на информацию, равно как и соблюдение ее основных принципов, в числе которых в первую очередь называют предоставление достоверной информации, не получили в российском законодательстве необходимого закрепления, ситуацию с информационным обеспечением статистического наблюдения трудно назвать адекватной масштабности происходящих в обществе перемен. Это обстоятельство, считаю целесообразным заметить, делает необходимым рассмотрение этих вопросов с учетом накопленного международного опыта.


Для начала хочется упомянуть об основных принципах официальной статистики, которые были приняты в ходе 47-й сессии Европейской экономической комиссии ООН:

1. Официальная статистика является необходимым элементом информационной системы демократического общества, обеспечивая правительство, экономику и общественность данными об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении. С этой целью официальные статистические данные, имеющие практическую ценность, подготавливаются и распространяются на объективной основе государственными статистическими учреждениями для обеспечения уважения прав граждан на общественную информацию.

2. В целях сохранения доверия к официальной статистике статистические учреждения в соответствии со строго профессиональными соображениями, включая научные принципы и профессиональную этику, должны принимать решения в отношении методов и процедур сбора, обработки, хранения и представления статистических данных.

3. Для облегчения правильной интерпретации данных статистические учреждения должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами в отношении источников, методов и процедур в области статистики.

4. Статистические учреждения имеют право комментировать неправильную интерпретацию или неправильное использование статистических данных.

5. Данные для статистических целей могут собираться из всех типов источников, будь то статистические обследования или административная отчетность. Статистические учреждения должны выбирать источник с учетом качества, своевременности, затрат и бремени, которое ложится на респондентов.

6. Персональные данные, собираемые статистическими учреждениями для подготовки статистической информации, независимо от того, относятся ли они к физическим или юридическим лицам, должны носить строго конфиденциальный характер и использоваться исключительно для статистических целей.

7. Законы, нормы и меры, в рамках которых функционируют статистические системы, должны предаваться гласности.

8. Для обеспечения согласованности и эффективности статистической системы необходимо осуществлять координацию деятельности статистических учреждений на уровне стран.

9. Использование статистическими учреждениями в каждой стране международных понятий, классификаций и методов способствует обеспечению согласованности и эффективности статистических систем на всех официальных уровнях.