Файл: Условия и механизмы формирования индивидуального стиля деятельности студентадизайнера Марина Сергеевна чванова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гуманитарные науки. Педагогика и психология
154
УДК 371
УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ДИЗАЙНЕРА
© Марина Сергеевна ЧВАНОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов,
Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, проректор по образовательной политике и инновациям, e-mail: ms@tsu.tmb.ru
© Карина Владимировна ФИЛАТОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов,
Российская Федерация, старший преподаватель кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства, аспирант кафедры информатики и информационных технологий, e-mail: fkv.72@mail.ru
В статье рассмотрено понятие «формирование» применительно к индивидуальному стилю дея- тельности, условия, механизмы формирования индивидуального стиля деятельности студента- дизайнера и раскрыт необходимый минимум требований к организации учебного процесса, развитию индивидуальных особенностей и свойств личности студента, профессиональным качествам педагога для их успешной реализации.
Ключевые слова:формирование индивидуального стиля деятельности; условия формирования индивидуального стиля деятельности; механизмы формирования индивидуального стиля деятельности.
Вопрос формирования индивидуального стиля деятельности в педагогике рассматри- вается как конкретное выражение принципа индивидуальности в обучении, как основная цель дифференцированного обучения. Дан- ная проблема имеет свою историю развития в нашей стране и за рубежом, будучи решае- мой на практике тысячами педагогов учеб- ных заведений.
Исследуя процесс формирования инди- видуального стиля деятельности студента- дизайнера, необходимо дать определение понятию «формирование». Изучая влияние индивидуального стиля деятельности на личность студента, мы будем придерживать- ся определения: «формирование – процесс целенаправленного и организованного овла- дения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необхо- димыми им для успешной жизнедеятельно- сти» [1, с. 323-324].
Индивидуальный стиль деятельности студента-дизайнера формируется в процессе усвоения необходимых специальных знаний, овладения художественно-проектными уме- ниями, т. е. того, что уже накоплено в данной области, и только потом происходит преоб- разование приобретенного субъективного опыта студента в соответствии с его индиви- дуальными чертами и качествами. Именно этот процесс изменения личного опыта дея- тельности студента и представляет собой процесс формирования индивидуального сти- ля художественно-проектной деятельности.
Из этого следует, что условиями форми- рования индивидуального стиля деятельно- сти, по мнению Г.Н. Неустроева, могут быть следующие [2]:
– взаимосвязь и взаимозависимость индивидуальных различий (темперамент, характер, потребности, способности) лично- сти и закономерностей технологии производ- ства (ритм, сложность, точность, культура) в их динамике и развитии;
– опыт творческой учебной деятельно- сти, приближенной к профессиональной (ме- тоды формирования знаний, умений и навы- ков на основе учета природных задатков, развитие доминирующих способностей и личностно-ориентированного обучения), учи- тывающий предпрофессиональное самообра- зование и социальное самоопределение;
– постановка в центр учебного процес- са в изучении каждого учебного курса логи- ки формирования системы фундаментализа- ции и профессиональной деятельности, орга- нически и неразрывно связанной с активиза- цией самосознания, саморазвития и само- управления обучаемых;
– детерминация индивидуального сти- ля деятельности студентов как условия и средства выявления и развития профессио-


ISSN 1810-0201.
Вестник ТГУ, выпуск 4 (108), 2012 155
нальных способностей, как творческий по- тенциал становления настоящей и будущей культуры труда;
– определение понятия «индивидуаль- ный стиль деятельности» не как устойчивая система действий личности, а как динамиче- ская система, в которой присутствуют ста- бильные и мобильные факторы, изменяю- щиеся под воздействием внешних и внутрен- них условий;
– осуществление точности знаний и действий как важнейшего условия в повы- шении уровня культуры труда студентов, рассматриваемого с точки зрения самоорга- низующего фактора профессиональной дея- тельности;
– распределение степени индивидуаль- ности обучения между средствами обучения и самим носителем знания – развивающимся студентом.
М.С. Чванова предлагает использовать возможности кластерного подхода в проект- ной деятельности, основой которого является взаимодействие заинтересованных сторон в направлении достижения поставленных за- дач [3]. В.С. Мерлин в качестве одного из условий формирования индивидуального стиля рассматривает положительное отно- шение к деятельности [4].
Опираясь на вышеизложенные условия развития, мы определили механизмы форми- рования индивидуального стиля художест- венно-проектной деятельности студентов:
– формирование положительного от- ношения к художественно-проектной дея- тельности;
– формирование стремления к успеш- ности профессиональной и учебной деятель- ности (ожидаемый положительный результат профессиональной и учебной деятельности);
– формирование активной мотивации;
– развитие художественно-образного мышления;
– формирование профессиональных компетенций (знаний, методов, средств и спо- собов осуществления художественно-проект- ной деятельности и др.), несущих в себе творческое начало, инновацию, эксперимент;
– развитие проектной рефлексии.
Рассмотрим ниже значение этих меха- низмов в формировании индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера.
1. Формирование положительного от-
ношения к художественно-проектной дея-
тельности.
Положительное отношение к деятельно- сти – это установившаяся позиция учащего- ся, которая определяет направленность и ин- тенсивность его восприятия, мышления и действий. Оно характеризуется ситуативно- стью, быстрой сменой, зависит от эмоцио- нального состояния студента и может быть сформировано через разнообразные методы и приемы: создание положительно- эмоциональной обстановки на занятиях, иг- ровые моменты, проведение индивидуальной работы, подбадривание, поощрение, спокой- ный и доброжелательный тон преподавателя.
Эмоции и опыт, полученные в процессе вы- полнения задания, определяют отношение студентов к деятельности в целом.
Для формирования положительного от- ношения к художественно-проектной дея- тельности необходимы:
– учет уровня усвоения изученного ма- териала;
– понимание роли отдельных дисцип- лин в формировании художественно-проект- ной деятельности;
– доступное объяснение учебного ма- териала;
– обязательное использование нагляд- ности;
– введение в учебный процесс группо- вых творческих заданий;
– индивидуально-дифференцированный подход (личностно-ориентированный подход);
– наличие комплекса поощрительных мер за любые положительные достижения в обучении;
– создание оптимально-благоприятной образовательной среды;
– наличие продуктивных способов ов- ладения художественно-проектной деятель- ностью;
– наличие положительных факторов, влияющих на формирование удовлетворен- ности от художественно-проектной деятель- ности (социальные, психологические, педа- гогические и др.) и ее динамика от курса к курсу.
Таким образом, в процессе общения со студентами на занятии педагог формирует у них положительное отношение к художест- венно-проектной деятельности, сопряженной


Гуманитарные науки. Педагогика и психология
156
с преодолением трудностей и радостью дос- тижений; приучает их точно следовать ука- заниям и добиваться успешного результата.
Эмоционально-положительная обстановка на занятии способствует формированию у сту- дентов интереса к поиску, развивает их твор- чество и инициативу, желание достигнуть наилучших результатов.
Из указанного вытекает заключение, ко- торое позволит нам перейти к рассмотрению следующего механизма – положительное от- ношение к деятельности не может существо- вать без достижений успехов в результате деятельности.
2. Формирование стремления к успешно-
сти профессиональной и учебной деятельно-
сти.
Направленность на успех сегодня явля- ется осознанным и ключевым аспектом по- ведения человека, ориентированного на реа- лизацию своих потенций в деятельности. Ус- пешность представляет собой субъективно переживаемую характеристику деятельности человека в конкретной сфере, связанную с оценкой результата этой деятельности. Сущ- ность успешности раскрывается через обу- словливающие ее факторы, к которым тра- диционно относятся мотивация, интеллект, уровень притязаний, самооценка, локус кон- троль (свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внеш- ним факторам) и др.
Конкретная, учебная деятельность, ха- рактерная для периода обучения студента в вузе, по сути, является активностью субъек- та, связанной с реализацией его опыта в кон- кретной профессии через актуализацию со- ответствующей потребности, удовлетворяе- мую посредством заложенного для этого в учебной деятельности потенциала. При этом характер и качество обучения в вузе сущест- венным образом определяют успешность бу- дущей профессиональной деятельности.
Для формирования стремления к успеш- ности учебной и профессиональной деятель- ности от студента требуется:
– овладение универсальными знания- ми, являющимися основой любой профес- сиональной деятельности, способами, нахо- дящими применение в разнообразных видах трудовой деятельности;
– формирование готовности к социаль- но востребованной деятельности, активного стремления к участию в труде;
– осознание специфики учебной дея- тельности студента, заключающейся в необ- ходимости активной самостоятельной рабо- ты, в принятии ответственности за ее резуль- тативность;
– формирование профессионально важ- ных качеств и способностей, овладение кото- рыми как раз и осуществляется на этапе профессионального обучения;
– стремление к развитию;
– стремление к избеганию неудачи;
– положительные взаимоотношения в коллективе.
Сказанное невозможно без наличия субъектной позиции студента, как показателя субъективной стороны успешности его акту- альной деятельности в период обучения в вузе. Объективной стороной успешности ос- тается усвоение как показатель эффективно- сти учебной деятельности, ее прочности, системности, качественности. В связи с этим к показателям успешности относятся субъек- тивные (учебно-профессиональная мотива- ция, уровень притязаний, личностная и про- фессиональная самооценка, локус контроль) и объективные (усвоение материала, успе- ваемость) компоненты.
3. Формирование активной мотивации.
Личная мотивация – одно из немаловаж- ных условий в формировании стиля деятель- ности. Даже не самые приятные цели дости- гаются быстрее, если они мотивированы дальнейшим продвижением к цели.
В личной мотивации обоснованием мо- гут выступать следующие позиции: матери- альная и личная выгоды, чувство удовлетво- рения как следующий шаг в продвижении к большой цели и т. д.
При обеспечении студента активной мо- тивацией важно раскрытие положительных моментов в любой его деятельности. Необ- ходима помощь в попытке найти новые пути действий, пусть даже более долгие, но более эффективные и интересные для студента.
Взгляд на проблему с неожиданной стороны мобилизует творческие силы.
Для того чтобы сформировать активную мотивацию, необходимо:
– фиксировать у студентов мотивы предыдущих достижений;


ISSN 1810-0201.
Вестник ТГУ, выпуск 4 (108), 2012 157
– определить мотивы относительной неудовлетворенности;
– усилить мотивы ориентации на пред- стоящую деятельность;
– эмоционально принять будущую профессиональную деятельность – сформу- лировать позитивное отношение к будущей профессии, выделить ее привлекательные стороны;
– видеть и акцентировать внимание на прогрессе;
– разбить деятельность на этапы и вы- полнять ее последовательно.
4. Развитие художественно-образного
мышления.
Художественно-образное мышление яв- ляется сложным психическим процессом, включающим в себя теоретическое и эмпи- рическое основания познания действитель- ности. Оно формируется благодаря развитию таких психических процессов и компонентов мышления, как творческое восприятие, вооб- ражение, логичность, креативность (как спо- собность к обнаружению и постановке про- блем, творческая продуктивность), синесте- зия (как способность воспринимать инфор- мацию всесторонне, по всем существующим каналам восприятия), память, эмпатия (спо- собность к сопереживанию), анализ и сопос- тавление, наличие личностно значимого сти- мула, обусловливающего позитивную моти- вацию и динамику образного мышления, сензитивность (чувствительность), ассоциа- тивность (способность при восприятии за- данного образа активизировать внутренне схожие образы), волевые операции (самокон- троль, критика и т. д.) [5, с. 178].
Дизайнеру, практикующему в любой об- ласти своей профессии, должно быть свойст- венно образное мышление. Формируемый в дизайне проектный образ отличается от ху- дожественного образа, присутствующего в произведении «высокого» искусства, тем, что содержит определенную долю прагма- тизма и утилитаризма. Достоинства художе- ственного образа проверяются талантом и убежденностью его автора и относительно независимы от признания его широкой ауди- торией, а проектный образ обязан соотно- ситься с культурой потребления и не реали- зуется вне ее пространства [6]. В учебных заведениях образное мышление студентов проявляется в изобретательности, вырази- тельности формы – способности создать мо- дель на основе комплекса этих способностей.
Для развития художественно-образного мышления необходимо:
– развитие навыков восприятия (спо- собность провести анализ натуры и изобра- жения с выявлением характерного и сущест- венного);
– развитие и совершенствование на- блюдательности и зрительной памяти;
– развитие воображения и изобрета- тельности;
– развитие навыков практической ра- боты;
– развитие умения анализировать и со- поставлять;
– разработка специальных методик и технологий подготовки по общепрофессио- нальным дисциплинам, способствующих формированию художественно-образного мышления дизайнеров и основанных на од- ном из главных дидактических принципов последовательности и систематичности;
– учет индивидуальных особенностей мыслительной деятельности, личностных качеств учащихся;
– планомерное поэтапное формирова- ние отдельных свойств художественно- образного мышления дизайнеров;
– создание творческой, эмоционально насыщенной атмосферы на занятиях, форми- рующей необходимые условия для формиро- вания и развития художественно-образного мышления;
– наличие высокого уровня развития образного мышления самого педагога, спо- собность создавать художественные образы в собственной изобразительной деятельности и творчестве, владение образной, выразитель- ной речью, использование ярких, образных выражений, сравнений, аналогий, метафор, т. к. эмоциональный настрой педагога пере- дается учащимся и влияет на их творческую продуктивность;
– активное использование тематическо- го проектирования, рисования с натуры и де- коративного рисования как основных видов занятий, развивающих творческие компетен- ции и художественно-образное мышление.
5. Формирование профессиональных
компетенций (знаний, методов, средств и
способов осуществления художественно-
проектной деятельности и др.), несущих в


Гуманитарные науки. Педагогика и психология
158
себе творческое начало, инновацию, экспе-
римент.
Процесс проектной деятельности тесно связан с творческой позицией. Это проявле- ние художественно-проектной деятельности, несущее в себе творческое начало, иннова- цию, эксперимент. Творчество – единственно возможный способ будущей деятельности студента-дизайнера, методическая установка, т. к. результатом проектной работы должно являться создание новых духовных и мате- риальных ценностей [7, с. 19]. Творческая позиция – культурно-историческое явление, имеющее личный и процессуальный психо- логические аспекты. Она предполагает нали- чие способностей, мотивов, знаний, умений и способов, благодаря которым создается ори- гинальный продукт, уникальное произведе- ние человеческой деятельности. Поэтому помимо обучения навыкам и приемам дея- тельности, работы с различными материала- ми необходимо развивать у будущего дизай- нера способности воображения, интуиции, поддерживать потребность личности в само- актуализации (раскрытии и расширении сво- их созидательных возможностей), вырабаты- вать способность к постановке задач, опре- делению правил для каждого конкретного случая проектной деятельности, нахождению пределов и ограничений в решении проект- ных проблем, способность к формированию критериев оценки будущего проекта, умение соотносить знания с конкретной проектной ситуацией, характер использования художе- ственно-проектных умений.
В целях формирования профессиональ- ных компетенций необходимо:
– научное и учебно-методическое обес- печение образовательной программы, реали- зация образовательных запросов личности обучающегося, продуктивное учение;
– моделирование профессиональной деятельности выпускников;
– определение и отбор содержания об- разования согласно требованиям работодателя;
– развитие профессиональной мобиль- ности, где содержание профессиональной подготовки молодежи совершенствуется и адаптируется с учетом инноваций в технике, технологии, организации труда;
– освоение студентами основных соци- альных навыков, практических умений в об- ласти художественного проектирования, воспитание психологической устойчивости, навыков планирования и развития карьеры, активности в поиске места работы, готовно- сти к конкуренции;
– участие в конкурсах профессиональ- ного мастерства как динамичной, вариатив- ной организации деятельности студентов, направленной на их профессиональное само- выражение.
Таким образом, творческая позиция соз- нательно формируется в процессе обучения дизайнера и непосредственно связана с про- ектной рефлексией как одним из условий развития профессиональных компетенций.
6. Развитие проектной рефлексии.
Работая над созданием проекта, человек работает над саморазвитием и самосовер- шенствованием. Как известно, психологиче- ски здоровая личность, которая может адек- ватно взаимодействовать с другими людьми, должна обладать развитой рефлексией как одним из критериев психологического здо- ровья. Именно поэтому при разработке про- екта необходима рефлексия.
Создавая собственный проект, человек берет на себя огромную ответственность, которая не мыслится без прохождения этапов рефлексии, необходимых при реализации проектной деятельности, т. к. именно анали- зируя и оценивая свою деятельность можно достичь значимых результатов. Творческий человек должен знать плюсы и минусы в ра- боте для своевременного реагирования. При разработке проекта этап рефлексии своевре- менно позволит скорректировать свою рабо- ту над проектом в дальнейшем, позволит сравнить уровень сформированности лично- стных качеств участия в проекте с другими.
Таким образом, она обеспечивает взаимопо- нимание и согласованность действий партне- ров в условиях совместной деятельности, кооперации. При разработке проекта необхо- димо прибегать к рефлексии еще и потому, что она является гарантом позитивных меж- личностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как про- ницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека. Ее использование положительным образом отразится на создании и использо- вании проекта.
Таким образом, для развития проектной рефлексии необходимо: