Файл: Условия и механизмы формирования индивидуального стиля деятельности студентадизайнера Марина Сергеевна чванова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ISSN 1810-0201.
Вестник ТГУ, выпуск 4 (108), 2012 159
– формирование мотивационной готов- ности к развитию рефлексивных способно- стей;
– обеспечение положительного эмо- ционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности;
– развитие умения воспринимать кри- тику;
– преодоление поглощенности собст- венной деятельностью, обеспечение позиции анализа для выполнения дополнительных мыслительных действий (включение студен- тов в диалоги, диспуты, противоречивые си- туации, моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности, совмеще- ние анализа предметного содержания дея- тельности с анализом собственных способов деятельности);
– обучение интеллектуальной саморе- гуляции (развитие осознаваемых действий самоконтроля – анализа цели, условий, спо- собов, результатов, обучение самооценке, исправлению допущенных ошибок, стимуля- ция процессов самоанализа и др.);
– развитие процессов самонаблюдения, отслеживания наличия или отсутствия зна- ний, привычки оценки результатов;
– развитие творческого компонента мышления (стимуляция самостоятельной по- становки научных проблем в развивающем обучении; наличие проблемных ситуаций, решаемых сообща);
– реализация принципов системности и проблематизации в сочетании с использова- нием рефлексии как метода на каждом шаге профессиональной деятельности (групповая работа – обмен знаниями, навыки межлично- стного взаимодействия, обучение этикету кооперации, имитация профессиональной деятельности), максимизирование непосред- ственного взаимодействия учащихся;
– субъект-субъектное взаимодействие и живое общение (диалоговые формы рабо- ты, задания на осознание следующих целей развития, постановка целей саморазвития, побуждение к выражению действий в слове, позитивная взаимозависимость).
Вышеизложенный материал свидетель- ствует о том, что рефлексия дает возмож- ность обсуждать процесс и итоги работы, групповых и личностных достижений. Она необходима для оценки собственной художе- ственно-проектной деятельности по дизайну, учитывая оценки клиентов и специалистов.
Поэтому без этапов рефлексии невозможно достигнуть определенных проектных резуль- татов.
На основании вышеизложенного мы мо- жем заключить, что формирование индиви- дуального стиля деятельности связано с раз- витием определенных индивидуально-психо- логических особенностей субъекта, грамот- ной организацией учебного процесса, оно также зависит от профессиональной подго- товки и качеств педагога. Стиль может ме- няться при изменении условий деятельности.
1. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лек- ций. СПб., 2000.
2. Неустроев Г.Н. Психолого-педагогические основы формирования индивидуального сти- ля деятельности студентов (на базе техниче- ского вуза): автореф. дис. … д-ра пед. наук.
Челябинск, 1998.
3. Чванова М.С. Развитие технологий проектной деятельности студентов и школьников на ос- нове реализации идей кластерного подхода //
Актуальные проблемы информатики и ин- формационных технологий: сборник научных трудов 8 Международной научно-практи- ческой конференции. Тамбов, 2009. С. 60-65.
4. Очерк теории темперамента / под ред.
В.С. Мерлина. Пермь, 1973.
5. Борисов В.Ю. Развитие художественно-об- разного мышления школьников 4–5 классов //
Известия Российского государственного пе- дагогического университета им. А.И. Герце- на. 2010. № 125. С. 176-189.
6. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. СПб.,
2010.
7. Матвеева Т.В. Творческая позиция как куль- турно-историческое явление в процессе фор- мирования профессиональной культуры ди- зайнеров эксперимента // Современные нау- коемкие технологии. 2007. № 9. С. 19.
Поступила в редакцию 21.01.2012 г.


Гуманитарные науки. Педагогика и психология
160
UDC 371
CONDITIONS AND MECHANISMS OF FORMATION OF INDIVIDUAL STYLE OF STUDENT-DESIGNER AC-
TIVITY
Marina Sergeyevna CHVANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation,
Doctor of Education, Professor, Pro-rector for Educational Policy and Innovations, e-mail: ms@tsu.tmb.ru
KarinaVladimirovna FILATOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov,Russian Federation,
Senior Teacher of Design and Arts and Crafts Department, Post-graduate Student of Informatics and Information Technolo- gies Department, e-mail: fkv.72@mail.ru
In article the concept “formation” with reference to individual style of activity, a condition is considered, mechanisms of formation of individual style of activity of the student-designer and the necessary minimum of requirements to the organi- zation of educational process, development of specific features and properties of the person of the student, professional quali- ties of the teacher for their successful realization is opened.
Key words: formation of individual style of activity; conditions of formation of individual style of activity; mechanisms of formation of individual style of activity.