Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Понятие и сущность гарантий прав и свобод человека и гражданина).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статья 34 Конституции РФ гарантирует, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Это право означает, что каждый сам волен выбирать, ориентируясь на свои желания и возможности, чем заниматься: стать предпринимателем, менеджером на акционерном предприятии или начать индивидуальную трудовую деятельность. Человек может определиться, что выгодно ему самому и заранее решить, когда и что нужно делать, что от кого и в каком объеме и на каких условиях требовать для реализации своих прав и интересов. Однако частная инициатива не может противоречить общественной пользе и морали, причинять ущерб личной безопасности, правам человека и его достоинства, нарушать нормы экономической безопасности[45].

Итак, субъектами предпринимательской деятельности, исходя из содержания ст.34 Основного Закона, могут быть граждане России иностранцы, лица без гражданства (апатриды), не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности, непосредственно или через созданные ими юридические лица.

Гарантии прав субъектов предпринимательской деятельности делятся на общие и имущественные. Общие гарантии заключаются в том, что государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, равные права и создает равные возможности для доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным, природным и другим ресурсам. Гарантии имущественных прав предпринимателя состоит в том, что государство гарантирует неприкосновенность имущества и обеспечивает защиту права собственности предпринимателя[46].

Согласно ст.34 Конституции РФ государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Виды и пределы монополии определяются законом. Государство предусматривает систему мер для ограничения указанного монополизма. С этой целью приняты антимонопольные законы: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[47], Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»[48].

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике характеризуется тем, что представляет собой социально - финансовое хозяйство, дополняемое государственным регулированием.


Государственное регулирование предпринимательства осуществляется через такие рычаги: а) налоговая и финансово-кредитная политика, включая установление ставок налогов и процентов по государственным кредитам, налоговых льгот, правил ценообразования, целевых дотаций, валютного курса, размеров экономических санкций; б) государственное имущество и систему резервов, лицензии, концессии, лизинг, социальные, экологические и иные нормы и нормативы; в) государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности; г) запрет на отдельные виды деятельности и предоставления специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности; з) надзор государственных органов; ж) ответственность субъектов предпринимательской деятельности и механизмы банкротства и прекращения предпринимательской деятельности.

Гарантией экономических прав и свобод являются и положения ст. 57 Конституции, которые, если рассматривать в связи с положениями ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 19, определяют, что все налогоплательщики находятся в равном положении перед налоговым законом. А форма собственности не может быть критерием для дифференциации в налоговой сфере.

Весьма важной гарантией экономических прав и свобод являются нормы федеральных конституционных и федеральных законов, которые развивают конституционные положения о свободе экономической деятельности и обладают конституционно-правовым содержанием. К ним относятся нормативно правовые акты в сфере конституционного строя, основ государственного управления, гражданского, жилищного, международного права, труда и занятости населения, социального обеспечения и социального страхования, финансов, хозяйственной деятельности, таможенного дела, природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, информации и информатизации, военного и чрезвычайного положения, правосудия, прокуратуры, юстиции, адвокатуры, нотариата.

Гарантом конституционно-экономических прав человека в России служит деятельность Президента РФ как «гаранта прав и свобод человека и гражданина» (ч. 2 ст. 80 Конституции), Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по защите прав предпринимателей, прокуратуры, общественных организаций. Уполномоченные по правам человека назначены законодательными собраниями также в субъектах Российской Федерации.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый житель Российской Федерации в соответствии с международными договорами вправе обращаться в международные органы по защите прав человека (например, в Комитет ООН по правам человека, который, правда, не принимает обязательных для государств решений), в Европейский суд в Страсбурге. Таким образом, содержание основных конституционных экономических прав обогащается и дополнительно гарантируется через подключение к внутреннему конституционному праву положений международного права[49].


Подытоживая вышеизложенное необходимо отметить, что развитие и углубление экономических гарантий в процессе развития правового государства способствует более полному и реальному использованию гражданами своих прав и свобод. В целом экономические гарантии должны обеспечивать гражданам свободу от эксплуатации, экономического кризиса, безработицы.

Итак, экономические гарантии – это условия, способы и средства экономической системы государства, которая включает в себя рыночную экономику, способ производства, различные формы собственности, экономическую свободу членов общества и их объединений для фактической реализации прав и свобод.

2.3. Социальные гарантии прав и свобод человека и гражданина

Поскольку Россия взяла направление на построение социального государства (ст. 7 Конституции РФ), то неотъемлемым признаком ее должны быть надлежащие социальные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Социальная политика – это часть внутренней политики государство. И.Л. Сизова выделяет два направления в непосредственной реализации социальной политики государства. Во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного жизненного уровня для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно работать (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям и т.д.). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, работу транспорта и связи[50].

По определению С.Ю. Алимова социальное государство должно создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум, способствовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье, здравоохранение, улучшать социальное обеспечение и т.п. Государство бороться не с богатством, а с бедностью и поощряет функцию собственности. Необходимо предоставить социальную ориентацию всей экономической политике государства, не перечеркивая при этом конкуренцию и экономическую свободу, поощряя индивидуальную инициативу[51].

Большинство ученых соглашаются с международными стандартами социального назначения государств, которое сформировано в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит:


1) каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский осмотр и необходимое социальное обслуживание, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию, по независящим от него причинам;

2) материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь[52].

Из рассмотренных проблем понятно, что важнейшей социальной функцией государства является социальная защита ее граждан.

Итак, социальные права и свободы составляют самостоятельный вид прав в общей системе прав и свобод человека и гражданина, под которыми следует понимать определенные возможности человека владеть, пользоваться, распоряжаться определенными социальными благами и услугами предоставляемыми обществом и государством, а также приобретать и защищать их в порядке, пределах, формах и способах, которые предусмотрены Конституцией и законодательством Российской Федерации.

Государство взяло на себя обязательство создать условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантировать равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности. Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[53] определены экономические, правовые и организационные основы занятости населения, его защиты от безработицы, а также социальные гарантии со стороны государства в реализации гражданами права на труд.

Основным нормативным документом, регулирующим осуществление права на труд является Трудовой кодекс Российской Федерации. Способствуют выполнению требований трудового законодательства и добровольные объединения граждан – профессиональные союзы. Отечественное законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда.

В статье 37 Конституции РФ гарантируется право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. Содержанием гарантий права на забастовку является система отношений по решению, урегулированию трудовых споров, защита социальных и экономических прав, интересов, социальных и экономических благ. Формой гарантий права на забастовку является то, что его проведение возможно только в установленном законом порядке.


Статья 37 Конституции РФ гарантирует право на отдых, сущностью гарантий которого являются созданные государством условия для реализации этого права. Содержанием его является предоставление дней недели для еженедельного отдыха, а также оплачиваемого отпуска, установления сокращенного рабочего дня для отдельных профессий и производств, сокращение продолжительности работы в ночное время. Формой гарантий права на отдых является определенное время, предусмотренное для отдыха[54]. Право на отдых детализируются в нормах Трудового кодекса РФ.

Право на социальную защиту гарантирует статья 39 Конституции РФ, которая находит свое выражение социальном обеспечении по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; предоставление государственных пенсий и социальных пособий; поощрении добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Содержанием гарантий этого права являются меры, принимаемые государством для его обеспечения. Формой гарантий права на социальную защиту являются пенсии и иные виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования и обеспечивающие уровень жизни не ниже установленного прожиточного минимума.

Гарантию осуществления права человека на социальное обеспечение отражается в ряде законодательных актов: федеральных законах «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ и др.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Осуществление этого права человека государством должно совершаться через создание соответствующих условий, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду. Указанные правовые нормы являются гарантией в обеспечении реализации права человека на жилье. Кроме того, как указано в ч. 3 ст. 49 Основного Закона, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Сущностью гарантий права на медицинское обслуживание есть право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции). Содержанием гарантий на медицинское обслуживание является государственное финансирование соответствующих социально- экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Формой гарантий права на социальное обеспечение является предоставленное государством право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.