Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Понятие и сущность гарантий прав и свобод человека и гражданина).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследовав понятие «права и свободы человека и гражданина», легче понять суть понятия «их гарантий».

В юридической литературе существуют различные подходы к определению категории «гарантия». Словари иностранных слов указывают, что сам термин «гарантия» происходит от французского garantie и означает «залог» или «условие, которое обеспечивает что-нибудь», «обязательства по выполнению соглашения, обеспечение»[15]. Большая советская энциклопедия гарантиями прав граждан называет условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться правами и свободами, установленными Конституцией и иными законами. Уровень гарантированности прав человека определяет степень реальности провозглашенных прав[16]. По мнению В.М. Скобелкина, гарантии – это средства, способы и условия, с помощью которых в обществе обеспечивается осуществление демократических прав и свобод, которые предоставляются гражданам[17]. Витрук В.Н. дает следующее определение гарантий – это условия и средства, при наличии и с помощью которых обеспечиваются фактическая реализация и всесторонняя охрана прав и свобод всех и каждого человека в отдельности[18].

Абсолютное большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку, в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе. Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством, коллективом и используются ими для претворения указанных прав и свобод в жизнь. Однако вместе с этим существуют и такие условия и средства охраны конституционных прав и свобод граждан, формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания[19].

Поэтому мы поддерживаем позицию В.Н. Витрука, ведь главное в понятии гарантии – это обеспечение реализации прав граждан и охрана этих прав определенными условиями и средствами. Именно условия и средства призваны обеспечить фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав граждан.

Современные ученые, рассматривающие вопрос гарантий прав и свобод человека, до сих пор не пришли к единому общепринятого подхода к их определения. Авторы учебника теории государства и права под гарантиями прав и свобод человека и гражданина понимается система общих (политических, экономических, духовных и др.) и специально-юридических средств и институтов, направленных на создание условий для реализации прав человека, а также обеспечения их всесторонней охраны и защиты от нарушений[20].


Е.А. Еремеева трактует гарантии прав и свобод человека, как условия, средства и способы, созданные обществом, государством и производными от него институтами власти, обеспечивающих фактическую реализацию, охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина. По ее мнению, сам механизм системы гарантий прав и свобод за их внедрением в реальную действительность составляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих нормативно-правовых средств и способов, которыми охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реальное осуществление каждым своих прав и свобод[21].

М.А. Матузов и А.В. Малько гарантиями прав и свобод человека называют социально-политические и юридические явления, которые характеризуется тремя моментами: (а) познавательный – позволяет раскрыть предметные теоретические знания об объекте их влияния и получить практические знания о социальной и правовой политике государства; (б) идеологический – используется политической властью как средство пропаганды демократических идей в стране и за ее пределами; (в) практический – определяется как инструментарий юриспруденции, предпосылка удовлетворения социальных благ личности. Ученые интерпретируют гарантии как систему социально-экономических, политических, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, предоставляющих личности возможности осуществлять свои права, свободы и интересы[22].

Итак, гарантия – это средство обеспечения беспрепятственного осуществления прав и свобод граждан. А гарантированность означает создание реальных условий, необходимых для фактического осуществления гражданами своих прав и свобод.

Гарантиями являются политические, экономические и организационные условия, обеспечивающие нормальное функционирование субъекта с целью бесперебойного и эффективного осуществления тех социально значимых интересов, носителем которых и является указанный субъект. Будучи переведенными в сферу права, гарантии приобретают формы соответствующих субъективных прав того субъекта, функционирование которого они обеспечивают[23].

Существует общепризнанное деление всех гарантий на:

– общие – совокупность экономических, политических, социальных и других условий, делающих права реальными (экономические, социальные, политические и др.).

– специальные (юридические).


На основе проработанного материала следует выделить ряд признаков присущих гарантиям прав и свобод:

1) нормативность – заключается в определении гарантий в текстах нормативно-правовых актов;

2) целесообразность – характеризует возможность гарантий эффективно обеспечивать процесс осуществления прав и свобод личности;

3) формальная определенность – находит свое выражение в возможности расширительного толкования правового содержания гарантий;

4) выступают воплощением справедливости – отвечают принципу: «свобода одного не ограничивает свободу другого»[24];

5) системность – все гарантии образуют определенную систему, которая находит свое выражение в правовой системе конкретного государства;

6) фундаментальность – определяют и защищают основные права и свободы человека и гражданина;

7) непрерывность действия – гарантии не прекращают свое действие, а существуют постоянно и применяются каждым участником конкретных правоотношений;

8) значимость – гарантии прав и свобод человека связывают отношения между субъектами правоотношений;

9) обеспеченность государством – государство создает общие условия для реализации гарантий и в случае их нарушения могут применяться меры государственного принуждения;

10) универсальность – гарантии распространяют свое влияние на сферы общественной жизни, на всей территории государства, независимо от времени. Их содержание и объем одинаков для всех граждан и юридических лиц, подпадающих под юрисдикцию Конституции РФ;

11) приоритетность – подчеркивается их местоположением в одном из первых разделов Конституции, а также отображение гарантий в некоторых международных нормативных актах;

12) индивидуальность действия – распространение их на конкретное лицо при определенных обстоятельствах.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ

2.1. Политические гарантии прав и свобод человека и гражданина

Приняв Конституцию Российской Федерации в 1993 году, наше государство обогатилась чрезвычайно важным политико-правовым документом, заложив серьезные основы для развития и укрепления демократического правового государства, где выдающееся место принадлежит правам и свободам человека и их гарантиям.


Поскольку самые существенные права и свободы личности и их гарантии закрепляются в Основном Законе – Конституции, поэтому они являются конституционными. От того, каким является перечень этих прав по своей сути и развитости, каким образом гарантируются права и свободы и насколько реальны эти гарантии, зависит характер конституции и государства в целом[25].

Политические гарантии прав и свобод человека и гражданина представляют собой систему гуманистических принципов и благоприятных условий, отражающих особую организацию управления государством, обеспечивающую возможность реализации человеком своих прав и свобод, а в случае необходимости – их защиты, включающая в себя институциональные, нормативные, функциональные, коммуникативные и идеологические компоненты (гарантии)[26].

И.В. Привалова к политическим гарантиям относит государство – главного организатора осуществления и защиты прав человека; власть народа, которую он осуществляет непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления; право граждан на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод; право граждан на участие в управлении государственными делами, в референдумах, свободно избирать и быть избранным в органы государственной власти и органов местного самоуправления; право граждан обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному по правам человека[27]. Е.Н. Хазов под политическими гарантиями понимает закрепленные Конституцией и законами всю систему органов государства и общественно-политических организаций, которые создаются и действуют таким образом, чтобы разумно привлекать граждан к управлению государством и обществом[28]. Ю.С. Феоктистова к политическим гарантиям относит демократическое устройство общества; плюралистическую, открытую политическую систему; разветвленную сеть общественных объединений, в том числе различных ячеек общества; демократическую избирательную систему и др.[29]

Поскольку мы рассматриваем политические гарантии прав и свобод, необходимо отметить тот факт, что одним из величайших достижений в обеспечении тех же прав и свобод является Конституция. Конституция России определила вершину всей системы ценностей в государстве и обществе. Этой вершиной стал человек, наделенный правами и свободами. Основной целью деятельности всех властных структур, таким образом, явилось обеспечение человеку возможности пользования принадлежащими ему от рождения и предоставленными государством правами, а также охраны и защиты человека от неправомерных посягательств на его права.


Гарантирование прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Для выполнения этой обязанности в государстве создаются различные органы и институты. При этом, в случае, если органов, обладающих властными полномочиями, является недостаточно для эффективного выполнения государством своей задачи, оно (что вытекает из обязательного характера конституционной нормы) обязано рассмотреть возможность создания и, в случае необходимости, создать дополнительные органы или институты для обеспечения реализации и защиты прав человека[30].

Основной Закон гарантирует право граждан на свободу объединения в политические партии и общественные организации, которое закреплено в статье 30 Конституции РФ и дает возможность каждому гражданину для осуществления и защиты своих прав и свобод участвовать в деятельности политических партий и общественных организаций, включая профсоюзы.

Кроме того, Конституция России (ч.1 ст.13) ввела в юридический и политический оборот понятие «политическое многообразие» (плюрализм). Политическое многообразие и многопартийность сегодня стали в России неотъемлемой частью общественной жизни, о чем свидетельствуют, например, парламентские и президентские выборы, которые проходят на принципах многопартийности. Важной гарантией принципа политического плюрализма является запрет цензуры, свобода информации, издательской деятельности и др.

Конституционные политические гарантии находят свое дальнейшее внедрение в жизнь человека через ряд отраслевого законодательства, способствуя осуществлению той или иной конституционной гарантии.

Основным актом законодательства, регулирующего вопросы создания и деятельности политических партий и других объединений граждан, определяет их права, устанавливает порядок надзора и контроля за их деятельностью и т.п., являются Федеральные законы «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ[31] и «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ[32].

Политические партии в России содействуют формированию и выявлению политической воли граждан, выдвигая своих кандидатов на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, которые должны проводить политику этих партий при получении ими соответствующего мандата. Членами политических партий могут быть только граждане Российской Федерации.

Право на объединение в профсоюзы – одно из важнейших в цивилизованном обществе, а его реализация является показателем существования в нем демократии. Профсоюзная свобода предусматривает политическую и финансовую независимость профсоюзов от государства, политических партий, предпринимателей, церкви, что как правило тщательным образом проверяется при государственной регистрации профсоюзов в странах с рыночной экономикой[33]. Правовое положение профессиональных союзов закреплено в Федеральном законе от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[34], который определяет особенности правового регулирования, принципы создания, права, и гарантии деятельности профсоюзов. Как объединение трудящихся по профессиям, профессиональные союзы являются добровольными общественными организациями, которые объединяют граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности, с целью представительства, осуществления и защиты их трудовых, социально-экономических и других прав и интересов.