ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мифы народов мира
www.mythology.ru: сайт Дениса Морозова
Мифы народов мира
-
Главная -
Добро пожаловать -
Славянская мифология -
Мифы древней Греции -
Древнеримская мифология -
Скандинавская мифология -
Египетская мифология -
Индийская мифология -
Кельтская мифология -
Мифология скифов -
Мифология фильма Аватар -
Мифология XXI века -
Мифы Америки-
Эльдорадо -
Титикака -
Манко Капак -
Братья Айар -
Палья Хуаркуна -
Солнце и Луна -
Маисовая гора -
Похищение огня -
Гуичолы и маис -
Сотворение мира -
Первые люди -
Мифы народов Америки
-
-
О сайте -
Контакты
Мифология древних народов мира на сайте Mythology.ru
Автор: Денис Морозов
Добро пожаловать на Mythology.ru, сайт о мифологии древних народов мира!
Э тот сайт целиком посвящен мифологии. Здесь вы найдете статьи о греческой мифологии, мифологии древнего Рима, скандинавской мифологии, мифах древних славян.Новые добавления: специальные страницы о кельтской, египетской, скифской мифологиях, а также о мифологии Индии.
Отдельная страница посвящена мифологии фильма "Аватар" Джеймса Кэмерона, который создал целый мифологический мир в жанре "фэнтези" и блестяще воплотил его в кинематографе.
На нашем сайте вы найдете также библиотеку с текстами классических произведений по мифологии - таких, как Илиада и Одиссея Гомера (Древняя Греция), Энеида Вергилия и Метаморфозы Овидия (древний Рим).
Мифология и современность
М ифология древних народов, эволюция их воззрений - тема неисчерпаемая. Ведь миф - это не просто старинная сказка, а древнейший образ мировоззрения, позволяющий человеку осмыслить себя и окружающий мир.
Миф объединяет науку, религию и искусство. Легенды и сказки настолько глубоко укоренены в общественном сознании, что их воздействие на умы продолжается даже в нашем XXI веке!
Многие из современных кумиров вольно или невольно следуют образцу, заданному еще героями древних сказаний. Один из главных мифов индоевропейских народов повествует о выборе героя между долгой и счастливой жизнью во главе своего царства и короткой, но очень славной жизнью, которую будут помнить в веках. Такой выбор вынужден совершить Ахилл в мифологии древней Греции. Ахилл выбирает славную судьбу, хотя заранее знает, что на троянской войне, куда он отправляется, его ждет скорая гибель.
Подробнее: Мифология древних народов мира на сайте Mythology.ru
Славянская мифология
Автор: Денис Морозов
История славянского мира
Славяне отделились от индоевропейского языкового массива во II тысячелетии до нашей эры. Их верования уходят корнями в воззрения древних индоевропейцев, благодаря чему во взглядах древних славян мы находим множество общих черт с мифологическими системами Индии, древних германцев, кельтов, греков и римлян. Язычество древних славян просуществовало до Х века, когда в 988 году князь Владимир Святославич принял решение о крещении своей земли. Однако и после этого многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях, сказках, загадках и других произведениях народного творчества.
За это время их воззрения претерпели существенные изменения. По мнению наиболее выдающегося исследователя славянского язычества, академика Б.А. Рыбакова, последующие взгляды, сюжеты и мифы не стирали предыдущие, а наслаивались на них и продолжали сосуществовать с ними. Таким образом, даже в эпоху наиболее развитых мифологических представлений в народном сознании сохранялась память о самых архаических пластах верований своих предков.
Славянское язычество
И сторию развития славянского язычества вкратце можно представить так:
Первоначально славяне верили в добрых и злых духов природы - берегинь и упырей. Представления о них были довольно туманны, по всей видимости, человек еще не придавал этим духам антропоморфных черт. И тем и другим люди приносили жертвы, чтобы возблагодарить добрых и умилостивить злых.
Затем наступила эпоха великих богов. По мнению Б.А. Рыбакова, на первый план выдвинулся бог Род, всегда выступавший в окружении двух рожаниц. Этому богу придавался характер главы пантеона, демиурга, создателя вселенной (не все исследователи согласны с этим мнением).
Далее культ Рода распался на множество более мелких культов, из которых в конце концов самым важным стал культ Перуна, покровителя князя и его дружины, бога войны и сражений, мечущего молнии в своих хтонических противников.
Подробнее: Славянская мифология
Мифы древней Греции
Автор: Денис Морозов
Архаический период древнегреческой мифологии
Д ревнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись вместе с развитием общества.
Доолимпийский этап развития мифов пришелся на историческую эпоху, когда человек чувствовал себя беззащитным перед силами природы. Окружающий мир представлялся ему в виде первобытного хаоса, в котором действовали неуправляемые, страшные для человека стихии. Главной действующей силой природы мыслилась земля, все порождающая и всему дающая начало. Земля порождала чудовищ, олицетворявших ее темную хтоническую силу. Таковы титаны, циклопы и "гекатонхейры" - сторукие чудища, пугавшие воображение человека. Таков многоголовый змей Тифон. Таковы страшные богини Эринии - старухи с собачьеми головами и змеями в распущенных волосах. В этот же период появились и кровожадный пес Кербер, и лернейская гидра, и химера с тремя головами. Окружающий мир пугал человека, представлялся ему враждебным, заставлял прятаться и искать спасения.
Б ожества доолимпийского периода были далеки от тех идеальных изваяний, которые представляются нам при слове "греческая мифология". Идея божества (по-гречески - демона) была еще неотделена от предмета, который мыслился его олицетворением. Например, в городе Сикионе (Пелопоннес) Зевса изначально почитали в виде каменной пирамиды. В городе Феспии (Беотия) Геру представляли в виде обрубка древесного ствола, а на острове Самос - в виде доски. Богиня Лето была представлена необработанным поленом.
Подробнее: Мифы древней Греции
Древнеримская мифология
Автор: Денис Морозов
Д ревнеримская мифология отличалась от греческой большей абстрактностью. Римляне обожествляли различные понятия - верность, доблесть, храбрость. Вначале самобытная, римская мифология уже на ранних этапах своего становления попала под влияние греков, населявших Италию. Так, например, Марс первоначально был богом, питающим корни растений, а Венера - богиней садов. Лишь потом они были отождествлены с греческими божествами войны и любви.
Римский миф
Но самым интересным явлением сознания древних римлян можно назвать так называемый "Римский миф". "Римский миф" - это не просто рассказ из жизни богов и обожествленных предков, это целый комплекс взглядов, сложившихся в народное мировоззрение и в идеологию римского государства. Суть его заключалась в том, что Риму самими богами издревле было предназначено стать первым городом мира и править народами. Этот миф зарождался одновременно с победами римлян в многочисленных войнах, в которых они подчиняли себе сначала окрестные племена, а затем отдаленные страны Европы, Азии, и, наконец, Африки. Древние римляне были уверены, что такой порядок вещей абсолютно естествен, и верили в божественную избранность своего государства.
Н аиболее полно этот миф был разработан в эпоху императора Цезаря Августа, который в своей политике стремился опираться на авторитет чтимой римлянами старины. Разработке соотвествующей мифологии был придан характер государственного мероприятия. Написать литературное произведение, которое выражало бы выдвинутые идеи, взялся один из наиболее выдающихся поэтов своего времени - Публий Вергилий Марон. Написанная им поэма - "Энеида" - стала настолько выдающимся произведением, что пережила века.
Подробнее: Древнеримская мифология
Скандинавская мифология
Автор: Денис Морозов
Мифы древних германских племен
К ак и остальные народы древности, живущие родоплеменным строем, древние германцы были разделены на различные племена. Это приводило к значительной разнице в их верованиях, в составе племенных божеств, в степени влияние на их воззрения соседей.
Древнегерманскую мифологию можно разделить на две большие части - мифологию континентальных германцев и мифологию северных, скандинавских стран. Континентальные германцы уже с самых ранних времен подверглись влиянию своих ближайших соседей - римлян, а также кельтов. Начавшаяся христианизация Европы также затронула их первыми. По этой причине самобытная германская мифология лучше и дольше сохранялась у северных скандинавов, удаленных от посторонних влияний. Именно северогерманская мифология дошла до наших времен, сохраненная двумя выдающимися памятниками европейской литературы - так называемыми "Старшей" и "Младшей Эддой". Первая из них представляет собой сборник поэтических гимнов, вторая написана прозой и принадлежит перу одного автора - исландского скальда Снорри Стурлусона, жившего в XIII веке.
Мифология скандинавских народов были близка к мифам славян, которые были связаны со скандинавами тесными узами. Хотя прямого соответствия между богами и мифологическими сюжетами славян и Эдды нет, но в культе и народных праздниках этих близких географически народов прослеживалось много общего. И те, и другие народы праздновали схожие календарные праздники, например, праздники летнего и зимнего солнцестояния.
Подробнее: Скандинавская мифология
Египетская мифология
Автор: Денис Морозов
Е гипетская мифология - одна из самых древних. Она начала формироваться около 5 тысяч лет до нашей эры, задолго до возникновения развитой цивилизации. В каждой области складывался свой собственный пантеон богинь и богов, свои мифы.
В египетской мифологии огромную роль играл культ мертвых и потустороннего мира. О загробном мире повествует "Книга мертвых", которая писалась начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта.
Характерная черта египетской мифологии - обожествление животных. Многие богини и боги предстают либо в виде животного, либо в виде человеческого существа с головой зверя или птицы. Эта черта свидетельствует о глубокой архаичности мифологии древнего Египта, так как восходит к первобытному тотемизму - вере в то, что человек (или разные племена) произошли от определенных животных или птиц.