Файл: Контрольная работа по Философия наименования дисциплины 1,14,27,40,53. варианты Преподаватель А. Ю. Коловская подпись, дата инициалы, фамилия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Инженерно - строительный институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По Философия
наименования дисциплины
1,14,27,40,53.
варианты
Преподаватель ________ А.Ю.Коловская
подпись, дата инициалы, фамилия
Студент №271729715, ЗСБ21-11Б _________ Ш.Р.Абдуллоев номер зачетки, номер группы подпись, дата инициалы, фамилия
Красноярск 2023 г
ТЕМА. Проблема предмета философии.
План
А. Что такое философия?
Б. Философия и наука; философия и мировоззрения.
В. Специфика философского знания.
А. История философии - раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.
Термин история философии также применяется, как обозначающий процесс развития философской мысли в целом, в соответствии с определенными временными периодами и существующими в них философскими тенденциями.
Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась, как наука наук. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» — любовь, «София» — мудрость.
Б. Философия является особым мировоззрением и одновременно формирует его теоретическую основу. Для философского мировоззрения характерно восприятие мира, во-первых, в его целостности и единстве и, во-вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью. Философия является высшим типом мировоззрения, обладающим теоретическим обоснованием и основанным на системном подходе и рациональном мышлении. Философия возникла на основе мифологического и религиозного мировоззрения. Важную роль в этом процессе сыграло зарождение научного знания. Логическое осмысление процессов и явлений окружающего мира положило основание философскому мировоззрению, а расширение кругозора и рост информации об окружающем мире привели к формированию научных идей. Итак, философия и наука развивались в неразрывной связи друг с другом. Философия выполняет следующие основные функции:
мировоззренческая функция формирует целостную картину мира, представления об устройстве окружающего мира, о месте человека в нем и определяет принципы взаимодействия человека с окружающим миром;
Философия соответствует определенным критериям научности. Ей присущи:
• объективность;
• рациональность;
• доказательность;
• эссенциалистская направленность (стремление к воспроизведению сущности и закономерностей объекта);
• системность знания, т. е. упорядоченность знания в соответствии с выработанными принципами.
В. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
-
имеет очень много общего с научным знанием, включающим в себя – предмет, методы, логико-понятийный аппарат; -
однако не является научным знанием в чистом виде.
Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями:
-
исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру; -
философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого; -
основным средством познания является человеческий разум – Логос; -
эмпирическая база познания — вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика; -
философия сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом (где и как находит свою практическую реализацию подученное знание, и какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества).
Философия – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места чевовека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.
ТЕМА. Человек и картина мира в средневековой философии.
ПЛАН
А. В чем заключается философская картина мира?
Б. Средневековая политическая философия Запада.
В. Лекции по средневековой философии.
А. Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.
Главная тема философии — соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном.
Научная картина мира - система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.
В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий.
Б. В средние века в Западной Европе общественно-политические идеи разрабатывались преимущественно идеологами церкви. Политическая мысль средневековья стала своеобразным отражением соперничества между католической церковью и светской властью за руководящую роль в обществе. Наиболее яркий след оставили Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Один из крупнейших средневековых ученых-богословов Фома Аквинский (1225–1274) предпринял попытку приспособить идеи Аристотеля к догмам католицизма. В своих сочинениях «О правлении властителей» и «Сумма теологии» он развивает теократическую концепцию власти.
В. Основные направления средневековой философии кратко
Ее основные направления:
• апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму);
• патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией);
• схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии).
Идея о сотворении мира богом.
Основная онтологическая идея средневековой философии - идея о сотворении мира богом, основная идея христианской гносеологии - идея божественного откровения как непререкаемого источника знания.
Христианство зародилось в I в. н.э. Однако серьезное формирование христианской философии как главного идеологического и философского учения происходит с начала периода патристики.
Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Тертуллиан, Августин Аврелий Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Иоанн Богослов, Григорий Нисский, Джовани Фиданца, Фома Аквинский
. (от др.-греч. ἀπολογία - оправдание) - защитительная речь или защитительное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего или кого-либо.
ТЕМА. Проблема человека и социальные-политические взгляды философов Просвещения.
ПЛАН
А. Определении основной проблемы человека в философии.
Б. Сущность человека в философии.
В. Русское Просвещения.
А. Главная проблема человека в философии – самопознание. Разные трактовки приписывают человеку диаметрально противоположные стремления и задачи. Для одних он – конечная цель эволюции, предмет создания Творца, для других – самостоятельное существо. Необходимость раскрыть феномен стала ключевой проблемой почти всех философских систем.
Сутью проблемы в философии является невозможность дать точное определение понятию «человек», «смысл жизни» и другим фундаментальным определениям. Природа двойственна, поэтому человеческую особь невозможно причислить к определенной группе. Человеческая особь – творение Бога и творец. Результат развития и источник развития общества.
Главная задача философии – поиск точных ответов на вопросы о сущности и природе людей, их происхождении и назначении.
Б. Сущность человека в философии
Процесс развития философского мышления непрерывен, поэтому философия человека каждой эпохи отличалась от предыдущей. Современная философия выделяет 4 основных подхода определения сущности:
-
Биологический – имеет природное начало. -
Социологический – продукт социальных отношений. -
Теологический – отражение духовного начала. -
Социокосмический – совокупность трех предыдущих аспектов.
Ни один из подходов не является доминирующим, но социокосмический подход позволяет получить более широкое представление о человеческой особи, как о субъекте и объекте изучения.
В философии существует два основных проявления: индивид и личность.
Под термином «индивид» понимают конкретного человека, обладающего характерными чертами. Индивидуальность рассматривается философами как совокупность природного и социального разнообразия человека.
Понятие «личность» подразумевает человека, как совокупность индивидуальных черт, качеств и свойств.
Особенности личности определяют:
-
психологическая сущность, мировоззрение; -
целостность убеждений, отсутствие в них противоречий; -
характер интересов и потребностей; -
осознание своего места в обществе; -
соотношение различных личностных качеств.
Сущность человека, в момент его взаимодействия с обществом, проявляется в:
-
индивидуальности. -
духовности. -
социальном статусе. -
коммуникации.
Личность формируется в процессе воспитания и деятельности в рамках определенного культурного поля, поэтому не каждая человеческая особь – личность. Люди, лишенные коммуникации с себе подобными, не имеют возможности социализироваться, и не становятся личностями в философско-психологическом понимании.
В. Философия эпохи Просвещения в России носила ярко выраженный гуманный характер и имела ряд национальных особенностей, таких как:
начала развиваться позже, чем западная философия;
тесно связана с художественной литературой;
историософичность;
космизм;
обращена к судьбе человека и его внутреннему миру;
увлечена идеалом христианской любви.
Скрыть
Яркими русскими философами данной эпохи можно назвать М.В. Ломоносова, Н.А. Радищева, Г.С. Сковороду.
Особенности философии эпохи Просвещения
В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.
Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его.
ТЕМА: Проблема истины и ее решение в философии.
План
А. Проблема истины. Объективная истина.
б. Характеристики истины: абсолютность, относительность, конкретность.
в. О критериях истинности знания.
Проблема истины в философии заключается в выборе более убедительного объяснения. Поэтому для мобилизации своих духовных сил при отсутствии точных доказательств или недостатке информации требуется вера в собственные возможности. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Знание – это своеобразная социальная и индивидуальная память – способ сохранения и использования наследуемого и вновь создаваемого объема информации.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.