Файл: Контрольная работа по Философия наименования дисциплины 1,14,27,40,53. варианты Преподаватель А. Ю. Коловская подпись, дата инициалы, фамилия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Инженерно - строительный институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По Философия

наименования дисциплины

1,14,27,40,53.

варианты

Преподаватель ________ А.Ю.Коловская

подпись, дата инициалы, фамилия

Студент №271729715, ЗСБ21-11Б _________ Ш.Р.Абдуллоев номер зачетки, номер группы подпись, дата инициалы, фамилия


Красноярск 2023 г

ТЕМА. Проблема предмета философии.

План

А. Что такое философия?

Б. Философия и наука; философия и мировоззрения.

В. Специфика философского знания.

А. История философии - раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.

Термин история философии также применяется, как обозначающий процесс развития философской мысли в целом, в соответствии с определенными временными периодами и существующими в них философскими тенденциями.

Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась, как наука наук. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» — любовь, «София» — мудрость.

Б. Философия является особым мировоззрением и одновременно формирует его теоретическую основу. Для философского мировоззрения характерно восприятие мира, во-первых, в его целостности и единстве и, во-вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью. Философия является высшим типом мировоззрения, обладающим теоретическим обоснованием и основанным на системном подходе и рациональном мышлении. Философия возникла на основе мифологического и религиозного мировоззрения. Важную роль в этом процессе сыграло зарождение научного знания. Логическое осмысление процессов и явлений окружающего мира положило основание философскому мировоззрению, а расширение кругозора и рост информации об окружающем мире привели к формированию научных идей. Итак, философия и наука развивались в неразрывной связи друг с другом. Философия выполняет следующие основные функции:


мировоззренческая функция формирует целостную картину мира, представления об устройстве окружающего мира, о месте человека в нем и определяет принципы взаимодействия человека с окружающим миром;

 Философия соответствует определенным критериям научности. Ей присущи:

• объективность;

• рациональность;

• доказательность;

• эссенциалистская направленность (стремление к воспроизведению сущности и закономерностей объекта);

• системность знания, т. е. упорядоченность знания в соответствии с выработанными принципами.

В. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

  • имеет очень много общего с научным знанием, включающим в себя – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

  • однако не является научным знанием в чистом виде.

Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями:

  1. исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру;

  2. философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого;

  3. основным средством познания является человеческий разум – Логос;

  4. эмпирическая база познания — вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика;

  5. философия сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом (где и как находит свою практическую реализацию подученное знание, и какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества).

Философия – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места чевовека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.

ТЕМА. Человек и картина мира в средневековой философии.

ПЛАН

А. В чем заключается философская картина мира?

Б. Средневековая политическая философия Запада.

В. Лекции по средневековой философии.

А. Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.



Главная тема философии — соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном.

Научная картина мира - система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.

В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий.

Б. В средние века в Западной Европе общественно-политические идеи разрабатывались преимущественно идеологами церкви. Политическая мысль средневековья стала своеобразным отражением соперничества между католической церковью и светской властью за руководящую роль в обществе. Наиболее яркий след оставили Августин Блаженный и Фома Аквинский.

Один из крупнейших средневековых ученых-богословов Фома Аквинский (1225–1274) предпринял попытку приспособить идеи Аристотеля к догмам католицизма. В своих сочинениях «О правлении властителей» и «Сумма теологии» он развивает теократическую концепцию власти.

В. Основные направления средневековой философии кратко

Ее основные направления:

• апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму);

• патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией);

• схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии).

Идея о сотворении мира богом.

Основная онтологическая идея средневековой философии - идея о сотворении мира богом, основная идея христианской гносеологии - идея божественного откровения как непререкаемого источника знания.

Христианство зародилось в I в. н.э. Однако серьезное формирование христианской философии как главного идеологического и философского учения происходит с начала периода патристики.

Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Тертуллиан, Августин Аврелий Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Иоанн Богослов, Григорий Нисский, Джовани Фиданца, Фома Аквинский
. (от др.-греч. ἀπολογία - оправдание) - защитительная речь или защитительное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего или кого-либо.

ТЕМА. Проблема человека и социальные-политические взгляды философов Просвещения.

ПЛАН

А. Определении основной проблемы человека в философии.

Б. Сущность человека в философии.

В. Русское Просвещения.

А. Главная проблема человека в философии – самопознание. Разные трактовки приписывают человеку диаметрально противоположные стремления и задачи. Для одних он – конечная цель эволюции, предмет создания Творца, для других – самостоятельное существо. Необходимость раскрыть феномен стала ключевой проблемой почти всех философских систем.

Сутью проблемы в философии является невозможность дать точное определение понятию «человек», «смысл жизни» и другим фундаментальным определениям. Природа двойственна, поэтому человеческую особь невозможно причислить к определенной группе. Человеческая особь – творение Бога и творец. Результат развития и источник развития общества.

Главная задача философии – поиск точных ответов на вопросы о сущности и природе людей, их происхождении и назначении.

Б. Сущность человека в философии


Процесс развития философского мышления непрерывен, поэтому философия человека каждой эпохи отличалась от предыдущей. Современная философия выделяет 4 основных подхода определения сущности:

  1. Биологический – имеет природное начало.

  2. Социологический – продукт социальных отношений.

  3. Теологический – отражение духовного начала.

  4. Социокосмический – совокупность трех предыдущих аспектов.

Ни один из подходов не является доминирующим, но социокосмический подход позволяет получить более широкое представление о человеческой особи, как о субъекте и объекте изучения.

В философии существует два основных проявления: индивид и личность.

Под термином «индивид» понимают конкретного человека, обладающего характерными чертами. Индивидуальность рассматривается философами как совокупность природного и социального разнообразия человека.

Понятие «личность» подразумевает человека, как совокупность индивидуальных черт, качеств и свойств.

Особенности личности определяют:

  • психологическая сущность, мировоззрение;

  • целостность убеждений, отсутствие в них противоречий;

  • характер интересов и потребностей;

  • осознание своего места в обществе;

  • соотношение различных личностных качеств.


Сущность человека, в момент его взаимодействия с обществом, проявляется в:

  1. индивидуальности.

  2. духовности.

  3. социальном статусе.

  4. коммуникации.

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности в рамках определенного культурного поля, поэтому не каждая человеческая особь – личность. Люди, лишенные коммуникации с себе подобными, не имеют возможности социализироваться, и не становятся личностями в философско-психологическом понимании.

В. Философия эпохи Просвещения в России носила ярко выраженный гуманный характер и имела ряд национальных особенностей, таких как:

начала развиваться позже, чем западная философия;

тесно связана с художественной литературой;

историософичность;

космизм;

обращена к судьбе человека и его внутреннему миру;

увлечена идеалом христианской любви.

Скрыть

Яркими русскими философами данной эпохи можно назвать М.В. Ломоносова, Н.А. Радищева, Г.С. Сковороду.

Особенности философии эпохи Просвещения

В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его.

ТЕМА: Проблема истины и ее решение в философии.

План

А. Проблема истины. Объективная истина.

б. Характеристики истины: абсолютность, относительность, конкретность.

в. О критериях истинности знания.

Проблема истины в философии заключается в выборе более убедительного объяснения. Поэтому для мобилизации своих духовных сил при отсутствии точных доказательств или недостатке информации требуется вера в собственные возможности. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Знание – это своеобразная социальная и индивидуальная память – способ сохранения и использования наследуемого и вновь создаваемого объема информации.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.