Файл: Тема 14. Виды профессиональнокоммуникативных ситуаций План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 14. Виды профессионально-коммуникативных ситуаций
План:
1.Ознакомление с теоретическим материалом
2.Чтение и работа с текстом
3.Работа с грамматическим материалом
Цели:
студент должен уметь:
1.вступать в научную коммуникацию, поддерживать беседу, привлекать внимание;
2.запрашивать о фактах, дополнять, выяснять, уточнять, расспрашивать;
3.высказывать мнение, предположение, выражать рациональную оценку и пр.
Задачи обучения: показать, что необходимой составляющей профессиональной компетентности врача является лингвистическая и коммуникативная составляющие, поскольку известно, что профессия врача является лингвоактивной.
Слово коммуникация происходит от лат. communico – «делаю общим, связываю, общаюсь». Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения.
Профессионально-деловое общение протекает в типичных ситуациях, соответствующих целям и задачам участников, их психологическим, коммуникативным и ролевым установкам.
Знание видов и ситуаций профессионально-делового общения позволяет специалистам установить, расширить контакты и добиться положительных результатов при ведении деловых переговоров.
Профессионально-коммуникативное взаимодействие зависит от разных ситуаций общения и характеризуется следующими факторами:
- количество участников общения (один – один, один – группа, группа – группа);
- односторонняя и двусторонняя связь;
- кратковременные и долговременные связи;
- организованное или неорганизованное общение;
- сознательное или бессознательное (полуосознанное);
- интеллектуальное или чувственно-волевое.
Профессиональное общение предполагает следующие коммуникативные цели:
- информировать слушателя о предмете и цели сообщения (констатировать, убедить, опровергнуть, подвергнуть критике);
- прослушать и понять профессиональную информацию;
- запросить интересующую информацию;
- уточнить, переспросить;
- дать оценку полученной информации;
- вызвать партнера по контакту на обсуждение;
- удержать речевой контакт
, сохранить его на будущее.
Перечисленные коммуникативные намерения реализуются в определенных коммуникативных ситуациях профессионального общения:
1.Участие в конференции, симпозиуме. При этом реализуются все виды устного общения – монолог, диалог, полилог. Основная цель – выявление истины, определение нового знания.
2.Участие в семинаре, производственном совещании с возможностью более широкого и детального обсуждения. Из видов устного общения наиболее широко представлены диалог и полилог. Основная цель – широкое обсуждение общих и частных вопросов.
3.Участие в планировании эксперимента/испытания, обсуждение их результатов. Реализуются все виды устного общения, основная цель общения:
а) на этапе подготовки и проведения – определение и реализация стратегии и тактики исследования;
б) на этапе обсуждения результатов – подведение итогов, определение степени достигнутого ожидания, выявление причинно-следственных зависимостей, выводы и рекомендации на будущее.
4. Совместная производственная или научная работа в лаборатории. Основная цель устного общения – проведение эксперимента, обсуждение хода экспериментальных работ, их эффективности и результатов.
5. Личный контакт двух специалистов по инициативе одного из них или обоих с целью запроса, уточнения, критического осмысления обсуждаемых положений. Цель контакта – выяснить мнение, прийти к общему мнению, сблизить позиции. Виды устного общения – монолог и диалог.
6. Участие в выставке профессиональных изделий/достижений:
а) в роли организатора (основная цель устного общения: информировать, рекламировать, заинтересовать специалистов-посетителей, приобщить коллег к исследовательской деятельности, объединить научные/ производственные усилия);
б) в роли посетителя (основная цель: запрос, уточнение, обсуждение, оценка информации для получения нового знания). Особенностью участия в выставке является то, что основная профессиональная информация представлена средствами наглядности – предметно графически или процессуально.
При подготовке и проведении любого вида контакта надо ориентироваться на определенную модель, сценарий акта коммуникации, подходить осознанно к каждому этапу обсуждения. Без этого эффективность делового общения будет низка или даже отрицательна.
Вопросы для обсуждения и закрепления
1. Что такое коммуникация?
2. Чем характеризуются конкретные профессионально-коммуникативные ситуации? Приведите примеры.
3. Каковы коммуникативные цели профессионального общения?
4. Какие коммуникативные намерения предполагает профессиональное общение?
5. Какие коммуникативные ситуации профессионального общения вы можете перечислить? С какими из них вы встречались?
Понятие, структура, виды профессионального общения
Общение - тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленный совместной жизнью, деятельность людей их отношениями, которые складываются по самым различным поводам.
В структуре общения выделяются три взаимосвязанных сторон:
1. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информации между общающимися индивидами
2. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
В общении выделяются три функции:
1. Информационно - коммуникативная;
2. Регуляционно - коммуникативная;
3. Аффективно - коммуникативная;
Основными функциями языка и речи является:
1. Мыслеобразующая;
2. Коммуникативная;
3. Прагматическая;
4. Регулятивная.
В психологии различают: внутреннюю и внешнюю речь
Виды внешней речи: устная и письменная.
Виды устной речи:
1. аффективная;
2. диалогическая;
3. монологическая: эпическая, драматизирующая
Разновидностью внешней речи - письменная речь.
Существенно дополняют речевое поведение средства невербальной коммуникации
К средствам невербальной коммуникации относятся: жесты, мимика, позы, различные средства вокализации речи, темп речи, паузы, плач, смех, покашливание.
Среди невербальных средств общения особое значение имеет контакт глаз (визуальный контакт). Существенную роль в системе средств невербального общения играют: позы участников диалога, их пространственное положение.
Планируя предстоящую встречу, не следует забывать, что вокруг общающихся людей образуются своеобразные пространственные зоны:
1. Интимная зона составляет пространство вокруг субъекта радиусом 45 см. В это пространство допускаются близкие люди и т.д.
2. Личная или персональная зона образует пространство вокруг субъекта радиусом 45 - 120 см. Оно используется во время общения в официальной или не официальной обстановке со знакомыми людьми.
3. Социальная зона образует пространство вокруг субъекта радиусом от120 - 400см. Оно чаще всего соблюдается при общении с людьми, которых мы мало знаем, во время деловой встречи, прием посетителей.
4. Общественная зона составляет пространство вокруг субъекта радиусом от 4м и более, соблюдаемая во время выступлений перед большими группами людей, перед аудиторией и т.д.
Таким образом средства невербальной коммуникации не только существенно дополняют речь, но и значительно усиливают вербальное воздействие.
Текст 1
Спор, дискуссия, диспут и полемика.
Эти синонимичные понятия часто сбивают нас с толку. В чём же разница? Из всего перечисленного спор — самое простое и распространённое явление: это столкновение мнений, словесная борьба, в которой каждая из сторон активно отстаивает свою правоту.
Спор чаще всего возникает спонтанно — спорщики к словесному поединку заранее подготовиться не могут, поэтому им помогают красноречие и эрудиция. Порой спор изначально затевается не для того, чтобы убедить собеседника и что-то доказать, а как тренировка ораторских способностей и остроумия.
Случается, проигравший в споре никак не может смириться с поражением и продолжает диалог в голове, придумывая новые блестящие аргументы, язвительные ответы и повороты беседы, проигрывая в воображении другие варианты развития ситуации. Такие «диалоги с ушедшим собеседником» даже имеют своё название — жуска.
На более высоком, научном уровне спор переходит в полемику — аргументированное отстаивание идей и опровержение доводов оппонента. Участники полемики тщательно готовятся к поединку умов.
Дискуссия отличается тем, что ни один из оппонентов не ставит целью «победить» другого; каждый из говорящих представляет свою точку зрения с целью найти решение проблемы, которое устраивает всех участников. Именно в таких спорах «рождается истина».
Диспут первоначально представлял собой публичную защиту научного сочинения, написанного для получения учёной степени. Сегодня это слово толкуется как публичный спор на научную и общественно важную тему.(Опубликовано в журнале «Наука и жизнь» (№ 5, 2019)
Задание 1. Составить деловую беседу, учитывая, что основными этапами деловой беседы являются: начало беседы; информирование партнеров; аргументирование выдвигаемых положений, принятие решения; завершение беседы
Задание 2. Произнесите фразу с разными интонациями.
1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)
2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).
3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).
4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы).
5. Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).
6. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).
Задание 3. Сравните два варианта возражения и выберите наиболее вежливый, с вашей точки зрения. Объясните ваш выбор.
Уверен, Вы не правы. – Думаю, это не совсем так.
Я с вами категорически не согласен. – К сожалению, здесь наши мнения не совпадают.
Мы не можем принять Ваши условия. – Мы подумаем над вашими условиями.
Этот вариант совершенно невозможен! – На наш взгляд, Ваш вариант трудноосуществим.
Мне непонятно, о чем вы говорите. – Мне не совсем понятно решение проблемы.
Нам не нравятся ваши условия. – К сожалению, мы не удовлетворены предложенными условиями.
Текст 2
В жизни большинства людей процессы общения коммуникации занимают до 70% времени. Значительная часть их посвящена спорам, дискуссиям. Нам приходится участвовать в споре, дискуссии не только при решении семейных, производственных проблем, но также и при решении наиболее важных государственных вопросов (референдумы, выборы).
От профессионального владения искусством спора никто не пострадает, а в некоторых ситуациях навыки искусного владения правилами спора помогут не только заслужить высокий авторитет в глазах сослуживцев и начальства, но и обезопасить успех дела от необдуманных и скоропалительных решений.
Можно выделить несколько разновидностей спора:
1) Критикующий или нападающий спор. Спорщик всегда стремится доказать свою правоту путём обвинения, оскорбления и обливания грязью своего противника. Схема такого спора выглядит примерно так: может быть, я неправ, но ведь он-то негодяй и халтурщик, значит, мои доводы куда лучше.
2)Авторитарный спор. Суть данного спора заключается в оперировании авторитетами и должностными положениями.
3) Софический спор, когда для того, чтобы убедить оппонента в своей правоте, спорящий прибегает к логически неверным, абсурдным суждениям, доводам и выводам, внешняя видимость которых кажется истинной. Самый простой пример софизма: все преступники – это люди, Петров – человек, следовательно, Петров – преступник.