Файл: 1. Теоретические определения и сущность управления знаниями организации 1 Сущность и понятия управления знаниями Проблематика управления знаниями.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В анализируемой организации нематериальные активы составляют всего 0,74% от стоимости имущества. На конец отчетного периода их сумма уменьшилась на 9 тыс. руб. или на 0,17% за счет списания прочих нематериальных активов.
Так как организация имеет несколько нематериальных активов, то показатели таблицы 2 позволят их проанализировать достаточно полно.
Таблица 2. Анализ объема, структуры и динамики нематериальных активов
Показатели | Остаток на начало года | Остаток на конец года | Изменения | ||||
| Сумма, тыс. руб. | Уд. Вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд. Вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд. Вес, % | |
Организационные расходы | 29 | 65,9 | 29 | 82,86 | - | +16,96 | |
Прочие | 15 | 34,1 | 6 | 17,14 | -9 | -16,96 | |
Итого | 44 | 100 | 35 | 100 | -9 | 0 |
В структуре нематериальных активов организации основную долю занимают организационные расходы более 80% (82,86%).
Таблица 3. Структура нематериальных активов по срокам полезного использования
Показатели | Срок полезного использования (лет) | итого | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | И.т. д | 20 | | |
Нематериальные активы | | | 6 | | 29 | | | | | | | | 35 | |
В% к итогу | | | 17,1 | | 82,9 | | | | | | | | 100 |
Из таблицы видно, что средний срок полезного использования нематериальных активов 3-6 лет.
Приобретение нематериальных активов имеет своей целью получение экономического эффекта от их использования.
Расчет эффективности использования патентов, «ноу-хау», лицензий сопряжен с большими трудностями в механизме их оценки и требует комплексного подхода. Например, эффект от приобретения патента или «ноу-хау» может быть определен только по результатам реализации продукции, произведенной по этому патенту. А объем продаж, в свою очередь, зависит от множества иных факторов (цены, спроса, качества, емкости рынка и т.д.).
Для принятия какого-либо решения необходимо руководствоваться общими расчетами таблица 7.
Таблица 4. Анализ эффективности нематериальных активов (тыс. руб.)
№ п/п | Показатели | Прошлый период | Отчетный период | Темп роста, % |
1 | Среднегодовая стоимость нематериальных активов | 45 | 40 | 88,89 |
2 | Выручка от продажи продукции (Работ, услуг) | 12000 | 15000 | 125 |
3 | Чистая прибыль | 1300 | 1550 | 119,2 |
4 | Доходность нематериальных активов (стр. 3: стр. 1), руб. | 28,89 | 38,75 | 134,1 |
5 | Оборачиваемость нематериальных активов, в оборотах (стр. 2: стр. 1) | 266,7 | 375 | 140,6 |
6 | Рентабельность продажи продукции, % (стр. 3: стр. 2) | 10,8 | 10,3 | 95,4 |
Основными принципами управления динамикой нематериальных активов являются следующие показатели:
темп роста отдачи нематериальных активов должен опережать темп роста используемых нематериальных активов;
темп роста выручки или прибыли должен опережать темп роста нематериальных активов.
В нашем примере эффективность использования нематериальных активов в отчетном году были выше, чем в прошлом, что соответствует условиям основным принципам управления динамикой нематериальных активов.
2.2 Анализ формирования системы управления знаниями
В управлении знаниями организации, как показывает анализ, выделяются основные задачи (функции):
. Формирование стратегии и политики управления знаниями.
. Приобретение, усвоение, передача знаний (обучение персонала).
. Получение или создание собственными силами новых знаний.
. Оценка (учет, мониторинг) знаний и процессов их производства.
. Включение новых знаний в состав объектов интеллектуальной
собственности, нематериальных активов.
. Защита знаний (обеспечение информационной безопасности).
Управление знаниями вводится в систему стратегического менеджмента, поскольку знания рассматриваются как стратегические активы организации.
Для выполнения этих задач создается система управления знаниями.
Процесс ее создания включает несколько этапов:
. Осуществляются изменения структуры и системы управления
организации, вводятся должности по управлению знаниями.
. Внедряются информационные технологии.
. Создаются новаторские команды для осуществления
исследовательской и проектной деятельности.
. Организуется взаимодействие с субъектами деловой среды - учебными заведениями, научными институтами, внедренческими и консалтинговыми фирмами. Анализ западных подходов к управлению знаниями показывает, что существуют следующие основные направления системы управления знаниями в организации (на предприятии):
. Научная организация труда рабочих.
. Совершенствование непроизводственных процессов (бизнес-процессов) организации - инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов.
. Получение и обработка вычислительными и программными средствами оперативной и стратегической информации для принятия управленческих решений - система поддержки принятия решений.
. Традиционная научно-исследовательская и опытно-констукторская деятельность (НИОКР), объектом которой являются технологические процессы изготовления изделия организации и его конструкция.
. Создание «обучающейся организации».
. Оценка интеллектуального капитала организации, включение интеллектуального капитала в экономический оборот.
Более подробно рассмотрим каждое направление.
Научная организация труда рабочих. В настоящее время научная организация труда рабочих становится не столь актуальной как в начале прошлого века в экономике индустриального типа. В большей степени она важна на малых или вновь зарождающихся предприятиях и там, где велика доля ручного труда. В экономике информационного типа актуальной становится научная организация и автоматизация труда работников, деятельность которых носит интеллектуальный характер. Они получили название «работники (рабочие) знаний» (knowledge workers). Совершенствование непроизводственных процессов (бизнес-процессов) организации - инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. Упор на совершенствование бизнес-процессов организации связан с тенденцией их увеличения в общем объеме процессов предприятия.
Анализ современного технико-производственного состояния западных предприятий показывает, что степень совершенства производственных технологических процессов во многом определяется не самим предприятием, а поставщиками средств производства, то есть технологические решения заложены в самом оборудовании, средствах технологического оснащения, и предприятие только в малой степени может повлиять на них. А вот качество и эффективность бизнес - процессов большей частью определяется качеством персонала предприятия, компетенцией каждого работника. Совершенствование бизнес-процессов организации можно по-другому назвать научной организацией труда специалистов и менеджеров, как работников знаний.
Получение оперативной и систематизированной информации для принятия управленческих и экономических решений - система поддержки принятия решений. Необходимо отметить то, что в западных фирмах этому направлению в управлении знаниями уделяется очень большое внимание. К современным средствам принятия решений относятся: хранилища данных (Data Warehouse), оперативная аналитическая обработка данных (OLAP), «раскопка» данных, т.е. обнаружение в сырых данных ранее неизвестных, полезных, доступных интерпретации знаний (Data Mining). В настоящее время наиболее перспективно управление знаниями специалистов на основе создания экспертных систем, поскольку такой подход обеспечивает сочетание возможностей вычислительной техники в области хранения, обработки и представления информации с познавательной деятельностью самих работников. Посредником между «машиной» и «человеком» - специалистом-экспертом в определенной предметной области выступает аналитик. Но на данном уровне развития языков формализации личностных знаний наличие аналитика не является обязательным условием.
Научно-исследовательская и опытно-констукторская деятельность (НИОКР). В этой области наблюдаются следующие тенденции:
. Управление знаниями осуществляется на уровне самой организации и на макроуровне экономики общества, что обуславливается усилением взаимодействия государства, научных организаций (научных институтов, федеральных лабораторий, университетов) и производственных предприятий в создании научно-технического прогресса по стратегическим приоритетным направлениям. При этом предприятия осуществляют не только прикладную, но и фундаментальную научную деятельность, что требует применения особых подходов к управлению. СЭТС / Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация
. Прикладная научно-техническая деятельность с радикальными результатами (инновациями) становится возможной не только на крупных, но и на средних и малых предприятиях. При этом создаются малые и сверхмалые (два - три человека) научно-исследовательских структуры и осуществляется ориентация на определенный сегмент рынка. Но эта тенденция характерна для научно-технических фирм, работающих в областях высоких технологий и программного обеспечения. Создание «обучающейся организации». Необходимо отметить, что в западной экономике наблюдаются две базовых тенденции в управлении знаниями организации: первая основана на технократическом подходе с использованием средств вычислительной техники и Интернет, а вторая - на социальном подходе с ориентацией на обучение и развитие персонала организации, формировании штата «работников знаний», создании социально-экономической организационной системы, способной к непрерывным изменениям, совершенствованию и развитию - «обучающейся организации».
На западных предприятиях доминирует первый подход, так в своем отчете фирма KPMG Consulting отмечает, что «компании все еще видят управление знаниями как техническое решение».
Оценка интеллектуального капитала организации, включение интеллектуального капитала в экономический оборот. На западных предприятиях большое внимание уделяется трансформации знаний организации в состав ее капитала. Значительный вклад в понимание состава капитала и, самое главное, в его практическое использование сделала в 90-е гг. шведская компания Скандия (Scandia AFS). Она определила понятие «интеллектуальный капитал организации», разделила его на три вида (человеческий, организационный, потребительский), разработала методологию оценки использования интеллектуального капитала в экономической деятельности фирмы, впервые опубликовала официальные отчеты по этой теме.
При этом основной упор делается на формирование нематериальных активов организации (прежде всего, за счет популярной торговой марки и высокой деловой репутации) и повышение ее рыночной стоимости, что логически обуславливает повышение стоимости акций компании, возможность дополнительной эмиссии акций, «премиальные» надбавки к цене продукции.
В заключение следует указать, что западные подходы, методологии и технологии управления знаниями организации следует использовать российским предприятиям как теоретическую и практическую основу построения системы управления знаниями конкретной организации. При этом необходимо учитывать следующие отдельные особенности российской экономики современного периода: