ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И.П. Мачнев,
студент 3 курса
напр. «Юриспруденция»,
e-mail:
ipmachnev@yandex.ru,
науч. рук.: Т.И. Жеребцова,
ст., пр.,
РЭУ им. Г.В.Плеханова,
г. Кемерово
ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ
БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ
ПРОЦЕССЕ
Аннотация: данная статья посвящена анализу правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в российском гражданском процессе.
Ключевые слова: гражданский процесс, правовой статус, национальный режим, иностранные граждане, лица без гражданства.
На сегодняшний день иностранные лица и лица без гражданства предоставляется правовая защита в качестве свободного и беспрепятственного доступа к правосудию в том же объеме, что и гражданам соответствующего государства. В
Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) ст. 46 закрепляется, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» и «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской
Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» [2]. Другая норма Конституции РФ, а именно ч. 3, ст. 62 говорит нам о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в
Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным
законом или международным договором
Российской
Федерации. Такое конституционное положение является определяющим для гражданского судопроизводства по делам с участием иностранных лиц. Зачастую, реальная эффективность действия процессуальных правил, которые регламентируют производство по делам с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, является спорной. Такое положение дел связано с большим количеством нормативно правовых актов, противоречащих друг другу в данной области. С помощью анализа нормативно правовых актов:
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), отдельных федеральных законов и судебной практики, можно сказать, что вопрос о реальной эффективности остается дискуссионным.
Под иностранными лицами в соответствии с п. 1 ст. 398
ГПК РФ понимаются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации [3].
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от
19.07.2018) «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации» дает понятия иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 2): «иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской
Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства
(подданства) иностранного государства»; «лицо без гражданства
– физическое лицо, не являющееся гражданином Российской
Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства
(подданства) иностранного государства» [4].
Иные понятия даются в Федеральном законе от 31.05.2002
№ 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О гражданстве Российской
Федерации» (ст. 3): «иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства»; «лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином
Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства» [5].
Принцип национального режима является основой правового статуса иностранных лиц в области российского
Российской
Федерации. Такое конституционное положение является определяющим для гражданского судопроизводства по делам с участием иностранных лиц. Зачастую, реальная эффективность действия процессуальных правил, которые регламентируют производство по делам с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, является спорной. Такое положение дел связано с большим количеством нормативно правовых актов, противоречащих друг другу в данной области. С помощью анализа нормативно правовых актов:
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), отдельных федеральных законов и судебной практики, можно сказать, что вопрос о реальной эффективности остается дискуссионным.
Под иностранными лицами в соответствии с п. 1 ст. 398
ГПК РФ понимаются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации [3].
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от
19.07.2018) «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации» дает понятия иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 2): «иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской
Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства
(подданства) иностранного государства»; «лицо без гражданства
– физическое лицо, не являющееся гражданином Российской
Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства
(подданства) иностранного государства» [4].
Иные понятия даются в Федеральном законе от 31.05.2002
№ 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О гражданстве Российской
Федерации» (ст. 3): «иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства»; «лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином
Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства» [5].
Принцип национального режима является основой правового статуса иностранных лиц в области российского
гражданского процесса. Наравне с российскими гражданами и организациями, данный принцип наделяет иностранных граждан и лиц без гражданства процессуальными правами и обязанностями в соответствии с законодательством РФ, а также позволяет обращаться в органы судебной власти РФ исключительно для защиты своих прав, свобод и законных интересов.
Стоит отметить, что такой принцип носит безусловный характер, так как из него вытекают другие нормативно правовые акты, которые регулируют права иностранных лиц в иных областях.
Иностранные лица имеют возможность выступать в роли истцов и ответчиков, третьих лиц, участвовать лично в гражданском процессе или через своего представителя. Однако, право на обращение в суд с заявлениями от собственного имени в целях защиты прав, свобод и интересов других лиц – отсутствует.
Как уже говорилось ранее, в силу национального режима на иностранных лиц распространяются нормы ГПК РФ, отдельных федеральных законов и положений международных договоров. Но Правительство Российской Федерации (далее –
Правительство РФ) имеет ряд полномочий устанавливать ответные ограничения гражданских процессуальных прав в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются зеркальные ограничения прав российских граждан и организаций.
Вопреки тому, что гражданско-процессуальный статус иностранных лиц регулируется национальным законодательством, в настоящее время компетенция государств в установлении содержания такого статуса для таких лиц во многом ограничена нормами международного права. Причинно- следственная связь этого явления заключается в процессе глобализации и демократизации норм, относящихся к данному правовому институту.
Гражданско-процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется ст. 399 ГПК РФ – личным законом. Под ним понимается право страны, гражданство которой это лицо имеет,
Стоит отметить, что такой принцип носит безусловный характер, так как из него вытекают другие нормативно правовые акты, которые регулируют права иностранных лиц в иных областях.
Иностранные лица имеют возможность выступать в роли истцов и ответчиков, третьих лиц, участвовать лично в гражданском процессе или через своего представителя. Однако, право на обращение в суд с заявлениями от собственного имени в целях защиты прав, свобод и интересов других лиц – отсутствует.
Как уже говорилось ранее, в силу национального режима на иностранных лиц распространяются нормы ГПК РФ, отдельных федеральных законов и положений международных договоров. Но Правительство Российской Федерации (далее –
Правительство РФ) имеет ряд полномочий устанавливать ответные ограничения гражданских процессуальных прав в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются зеркальные ограничения прав российских граждан и организаций.
Вопреки тому, что гражданско-процессуальный статус иностранных лиц регулируется национальным законодательством, в настоящее время компетенция государств в установлении содержания такого статуса для таких лиц во многом ограничена нормами международного права. Причинно- следственная связь этого явления заключается в процессе глобализации и демократизации норм, относящихся к данному правовому институту.
Гражданско-процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется ст. 399 ГПК РФ – личным законом. Под ним понимается право страны, гражданство которой это лицо имеет,
либо в которой лицо имеет место жительства. Данное правило направлено на неприменимость иностранного права в российском гражданском или ином процессе, в зависимости от места нахождения лица определенного гражданства в том или ином иностранном государстве. Например, в случае наличия у иностранного лица двойного гражданства (одно из них российское), то его личным законом будет считаться российское право.
Российское законодательство не связывает предоставление национального режима в области судебной защиты прав и интересов иностранных граждан с выполнением каких-либо особых требований, в том числе с проживанием их в течение определенного срока в Российской Федерации или с необходимостью внесения денежного залога в обеспечение судебных расходов. В российском законодательстве и в международных договорах РФ отсутствует институт cautio judicatum solvi, обязывающий иностранцев предоставлять обеспечение уплаты ими судебных расходов [6].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства в целом определяет принцип национального режима. Право на судебную защиту субъективных прав и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства является составной частью их общего гражданско-процессуального статуса.
Отдельно стоит отнести то, что в российском законодательстве, затрагивающим производство по делам с участием иностранных лиц, есть ряд особенностей, которые мы прямо или косвенно упомянули: представительство интересов иностранных лиц консулами без оформления доверенности; отсутствие юридической значимой формы процессуальных действий иностранных адвокатов без соответствующей регистрации в
Министерстве юстиции РФ; освобождение от несения судебных расходов в соответствии с Гаагской конвенцией по вопросам гражданского процесса
1954 года
[1]; гражданско- процессуальное право и дееспособность определяется личным законом иностранных граждан и лиц без гражданства; на основе иностранных официальных документов происходит определение юридического статуса иностранных лиц и др.
Российское законодательство не связывает предоставление национального режима в области судебной защиты прав и интересов иностранных граждан с выполнением каких-либо особых требований, в том числе с проживанием их в течение определенного срока в Российской Федерации или с необходимостью внесения денежного залога в обеспечение судебных расходов. В российском законодательстве и в международных договорах РФ отсутствует институт cautio judicatum solvi, обязывающий иностранцев предоставлять обеспечение уплаты ими судебных расходов [6].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства в целом определяет принцип национального режима. Право на судебную защиту субъективных прав и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства является составной частью их общего гражданско-процессуального статуса.
Отдельно стоит отнести то, что в российском законодательстве, затрагивающим производство по делам с участием иностранных лиц, есть ряд особенностей, которые мы прямо или косвенно упомянули: представительство интересов иностранных лиц консулами без оформления доверенности; отсутствие юридической значимой формы процессуальных действий иностранных адвокатов без соответствующей регистрации в
Министерстве юстиции РФ; освобождение от несения судебных расходов в соответствии с Гаагской конвенцией по вопросам гражданского процесса
1954 года
[1]; гражданско- процессуальное право и дееспособность определяется личным законом иностранных граждан и лиц без гражданства; на основе иностранных официальных документов происходит определение юридического статуса иностранных лиц и др.
Литература и примечания:
[1] Конвенция по вопросам гражданского процесса
(Совершено в Гааге 1 марта 1954 г.) // Вестник Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1996. – № 12.
[2]
Конституция
Российской
Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-
ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Российская газета» от
25.12.1993. – № 237.
[3] Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября
2002 г. № 138-ФЗ (ред. 03.08.2018) // «Российская газета» от
18.11.2002. – № 46.
[4]
Федеральный закон
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002
№ 115-ФЗ (ред. 19.07.2018) // «Собрание законодательства РФ» от 29.07.2002. – № 30, ст. 3032.
[5] Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31.05.2002
№ 62-ФЗ (ред. 29.07.2017) // «Российская газета» от 05.06.2002.
– № 100.
[6] Коваленко А.Г., Мохова А.А., Филиппова П.М.
Гражданский процесс: учебное пособие – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; «ИНФРА-М», 2008. – 448 с.
©
И.П. Мачнев, 2018