Файл: Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения (при изучении стихотворений в 3 классе) Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения (при изучении стихотворений в 3 классе)

Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования чтение рассматривается как средство, которое служит для личностного развития ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина [61].

Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

Актуальность работы состоит в том, что навык чтения формируется как сложный комплекс умений и навыков, которые носят обучающий и развивающий характер при изучении всех школьных предметов. Сформировать у обучающихся начальной школы полноценный навык чтения, т.е. научить правильному, осознанному, беглому и выразительному чтению – одна из основных и, несомненно, актуальных задач начального образования. На протяжении многих лет она играет огромную роль в воспитании, образовании и развитии человека. Но, при всем этом, навык чтения не перестает быть и оставаться важнейшим видом умственной и речевой деятельностей. Для того чтобы навык чтения был
сформирован полноценно, необходима целенаправленная и систематическая работа по совершенствованию навыка от класса к классу.

Полноценный навык чтения представляет собой основную базу для последующего обучения остальным учебным предметам и является источником получения информации.

Формирование навыка чтения является неотъемлемой частью развития литературы, т.к. читатели проявляют себя как образованные, грамотные и талантливее, в особенности, прививает любовь к чтению литературных произведений.

Помимо всего этого, педагогу необходимо развивать у обучающихся универсальные учебные действия, в соответствии с задачами развития и обучения младших школьников. Данные задачи прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [61].

В настоящее время действительно актуально прививать любовь к книге, воодушевлять каждого читателя с раннего возраста. Научить думать и размышлять над прочитанным, а не просто бессмысленно запоминать. Потому что осмысленное восприятие любых текстов способствует развитию человека как личности, его интеллектуальному и духовному росту, глубокому осознанию процессов и явлений, происходящих вокруг.

Объект исследования – процесс формирования навыка чтения в ходе учебной деятельности на уроках литературного чтения 3 класса.

Предмет исследования комплекс заданий, нацеленный на формирование навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Цель данного исследования: выявление уровня сформированности навыка чтения и разработка комплекса заданий и упражнений

, направленных на формирование навыка чтения у младших школьников.

Для достижения цели данной работы были поставлены и решены следующие задачи:

  • изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;

  • определить критерии и показатели сформированности навыка чтения у младших школьников;

  • провести диагностику, направленную на выявление сформированности навыка чтения у младших школьников;

  • разработать комплекс заданий, способствующий формированию навыка чтения у младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, педагогическая

проектировочная работа, анализ творческих работ детей, тестирование, обобщение и систематизация данных.

Структура работы отображает содержание, результаты и логику исследования. Включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы. Проектировочная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ 4» г. Глазов. В исследовании принимали участие дети 3 класса в количестве 24 человек.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




    1. Речевая деятельность младших школьников. Виды речевой деятельности

Речевая деятельность именуется как процесс целенаправленного словесного общения, целью которого является передача и усвоение общественной информации, установление коммуникативных связей. Младшие школьники пользуются свободными и непосредственными высказываниями в передаче информации с помощью повторения, называния предметов, посредством сжатия непроизвольной диалогической речи. Образовательная программа способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит детей правильно планировать ее на уроке.

«Читать это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело», ‒ в XIX веке писал К. Д. Ушинский [21]. Ученые, педагоги и психологи всего мира, в течение длительного времени работали над тем, чтобы процесс чтения стал более интересным, увлекательным и приносящим пользу. В дальнейших своих работах они формулировали и описывали, как нужно выстраивать процесс чтения, какие операции с текстом должны осуществлять обучающиеся, чтобы верно понимать прочитанное. Изначально появилось понятие «объяснительное чтение, в дальнейшем В. П. Шереметевский заменил его понятием

«сознательное чтение», которым в своих творениях пользовался К. Д. Ушинский [60]. Другие авторы пользовались определение «отчетливое чтение» или «творческое чтение» [51]. В приемах работы было достаточно
много различий, но, тем не менее, все они догадывались, что обучающиеся должны будут овладевать всеми умениями, которые сейчас называются

«смысловым чтением». Впервые этот термин был использован в исследовании Л. Ю. Невуевой и А. А. Зубченко [41].

Младшие школьники во время всего четырехлетнего обучения должны овладеть определенными умениями: отвечать развернутыми и обоснованными высказываниями; логически пересказывать по плану; говорить фразу законченными предложениями и другие. На уроках литературного чтения обучающиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью. В течение четырехлетнего обучения в начальной школе происходит всестороннее развитие речи, а именно: фонетической, грамматической и лексической [6].

Когда ребенок приходит в первый класс, можно сказать, что он уже в некоторой степени владеет грамматическим строем родного языка. Он использует в своей речи склонение, спряжение, логически связывает слова в предложении. Но, чтобы грамматический строй стал полноценно развит, необходима новая форма речевой деятельности – письменная речь.

В ходе письменного изложения, ребенку необходимо, чтобы его понимали. Это и заставляет обучающегося грамматически правильно выстраивать свою речь.

Речевая деятельность требует от младших школьников не только механического воспроизведения более известных случаев применения слов или фраз, но и творческого владения данными словами, употребляя их в новых ситуациях и новых значениях. Именно поэтому обучающиеся успешно оперируют лексикой, что определяется количеством запоминающихся слов и