Файл: Японская модель менеджмента (Японская модель менеджмента. Отличительные особенности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
Введение
Что же такое японская модель менеджмента? Что она представляет из себя, оттуда взялась? Чем она уникальна, чем интересна для человека, не имеющего отношения к работе, согласно этой модели? Применимы ли какие-либо её методы и установления для работы в России?
Следует отметить, что вопросам исследования этих вопросов посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие сферы этого вопроса. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенных тем. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность вопросов и определяют интерес и важность подобного исследования.
Глава 1. Японская модель менеджмента. Отличительные особенности
В противовес российской модели менеджмента, которая является практически полным заимствованием американской, с лишь незначительными правками для решения определённых задач, вводящихся, практически, «на местах», отношение к управлению и формирование управленческих систем в Японии прежде всего характеризуется тем, что как и в любой другой области, упор делается лишь на частичное заимствование иностранного опыта, которое не противоречило бы традиционным взглядам, убеждениям и устоям.
Однако не стоит считать Японию исключительно консервативной страной. Японцы восприимчивы к новым идеям. Они любят учится на чужих ошибках и извлекать выгоду из чужого опыта. Они внимательно наблюдают за происходящим в мире и систематически пополняют информацию из-за рубежа. Они заимствуют и быстро усваивают новые технологические методы и процессы.
Японские рабочие не оказывают сопротивления внедрению новинок технического прогресса. Инновации — основа экономического роста, и японцы ей искренне привержены.[1] В условиях стремительного научно-технического прогресса, в используемых в Японии методах организации управленческой деятельности, традиционные и современные формы организации тесно переплетаются, но по-прежнему не сливаются и не заменяют друг друга. Любое внешнее нововведение будет так же легко и незамедлительно отброшено и забыто, как и старательно применялось, даже очень долгое время, если станет малоэффективным или дальнейшее его использование повлечёт за собой необходимость отказа от каких-либо традиционных видов отношений или методов организации или работы.
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.
- Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность также способствует улучшению взаимоотношениями между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма – явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.
- Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление* стремится постоянно прививать и поддерживать и корпоративные ценности на всех уровнях.
- Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом ововвеются не только виновные за неисправность, но главным образом причины неисправности и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей, и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.
- Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота – получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и в итоге в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
- Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справиться с затруднениями и содействовать решению проблем по мере их возникновения, японцы зачастую размещают управленческий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным ововведенииям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
- Поддержка чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку. [3]
Своим возникновением такие особенности во многом обязаны именно традиционному японскому менталитету и воспитанию. Дали свои плоды на протяжении веков бережно сохраняемые и передающиеся концепции дисциплины, долга, верности, стыда, коллективизма.
Для японца само собой разумеющейся является личная ответственность перед руководителем и за руководимых независимо от обстоятельств наступления этой ответственности. Это единственно верный для него образ жизни. Вертикальные связи выстраиваются по принципу «оя»-«ко», то есть «отец»-«сын», а в более широком смысле «учитель»-«ученик», «покровитель»-«подопечный» и прослеживаются везде, дают о себе знать всюду.
Хоть семья и община играют очень важную роль в жизни японцев, у них принято считать, что будущее человека, его путь зависит не столько от родства, сколько от того, с кем он столкнётся на этом пути между 15-ю и 25-ю годами, в пору вступления в самостоятельную жизнь, в ответственейший, по японским представлениям период, когда каждый человек обретает своего «оя» — наставника, покровителя, как бы приёмного отца, уже не в семье, а в избранной им сфере деятельности. Если подросток идёт в ученики к ремесленнику, именно этот человек на всю жизнь становится его вторым отцом, больше того – «оя», Наставником, покровителем: именно он обучает его и отвечает за его успехи и неудачи, он, а не отец, сватает ему невесту, он восседает на самом почётном месте на всех торжествах ученика. Если юношу берут на работу по рекомендации земляка – этот поручитель впредь может всегда рассчитывать на безоговорочную верность своего «ко», как того требует долг признательности. чем дольше человек работает в организации, тем сильнее должно быть его само отождествление с ней. Японские корпорации гарантируют своим служащим работу и используют систему вознаграждений, основанную на трудовом стаже, для того, чтобы предотвратить уход работника в другую фирму. Перешедший в другую компанию лишается трудового стажа и начинает все сначала. Вся система пожизненного найма основана на гарантии занятости работника и на гарантии его продвижения. В свою очередь, каждый служащий или рядовой работник получает удовлетворение от собственной эффективности в работе, зная, что его действия когда-нибудь будут обязательно оценены.
Занятость в Японии имеет особое значение. Это не только вопрос контракта между работодателем и работником. Она имеет эмоциональный и моральный подтекст.
Японские рабочие трудятся методично и преданно. Они пунктуальны. Возможно лишь небольшое расслабление в последние полчаса работы. У японских рабочих природная любовь к чистоте и элегантности. У них очень развито чувство долга. Они гордятся своим мастерством. Они получают огромное удовлетворение от хорошо сделанной работы и чувствуют себя несчастливыми в случае неудачи. У них нет чувства, что их эксплуатирует фирма. Японским рабочим не возбраняется выражать гордость за свою работу, так же, как и выражать свою преданность фирме.
Пожизненный найм - это не юридическое право. Его утверждение - дань традиции, возможно, имеющей начало в первобытной общине и получившей законченную форму в японском феодальном обществе. Фирма морально обязана заботится о своем работнике вплоть до выхода на пенсию. Штат комплектуется на основе личных качеств, биографических данных и характера. Лояльность ценится больше, чем компетентность. К каждому рабочему относятся как к члену семьи. Точно также, если возникают финансовые трудности, все достойно переносят сокращение доходов.
В таких обстоятельствах менеджмент персоналом особенно важен. Японские менеджеры верят, что люди - это величайшее достояние. При отборе претендентов для менеджмента высшего уровня больше всего ценится способность руководить людьми.
Японцы обладают определенными качествами, которые незаменимы в менеджменте промышленностью. Было высказано мнение, что «в Японии каждый существует не как индивидуум, а исключительно как член большой группы». Личность отожествляет себя с группой. Ее устремления - это устремления группы; человек гордится работой этой группы. Он отдает себе полный отчет, что является членом команды, и не стремится к личному авторитету. Его всегда интересует успех команды. Все это усиливает координацию в организации производства, а личные трения сводятся к минимуму.
Поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда, то больше всего ценятся такие качества, как взаимное доверие, сотрудничество, гармония и полная поддержка в решении задач, стоящих перед группой. Индивидуальная ответственность и индивидуальное выполнение работы сознательно затушевываются. Целью является улучшение работы группы и усиление групповой солидарности.
Таким образом, менеджмент всегда рассуждает с позиции группы. Группа отвечает за успех дела так же, как и за неудачи. Поэтому отдельных работников редко упрекают за неудачи, особенно если это творческие неудачи или связанные с рискованным предприятием. В японских фирмах решение принимается группой. Подчиненные формулируют свои предложения и передают их заинтересованным лицам. После того как групповым обсуждением поставлены общие задачи, каждый работник определяет свои собственные и приступает к их выполнению. Если будет замечено, что подчиненный не в состоянии контролировать ситуацию, менеджер среднего звена вмешается и будет самолично осуществлять руководство. Такое отношение внушает уверенность, что личные неудачи и ошибки, в общем-то, не беда, старший всегда поможет выйти из сложного положения. Таким образом, акцент делается не на избежание неудач, а на достижение положительного результата.
Личность отожествляет себя с группой. Ее устремления - это устремления группы; человек гордится работой этой группы. Он отдает себе полный отчет, что является членом команды, и не стремится к личному авторитету. Его всегда интересует успех команды. Все это усиливает координацию в организации производства, а личные трения сводятся к минимуму.
Поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда, то больше всего ценятся такие качества, как взаимное доверие, сотрудничество, гармония и полная поддержка в решении задач, стоящих перед группой. Индивидуальная ответственность и индивидуальное выполнение работы сознательно затушевываются. Целью является улучшение работы группы и усиление групповой солидарности.
Видимо, поэтому японцы привыкли судить о человеке прежде всего по его принадлежности к той или иной группе. Первоосновой характеристики является семья, община, фирма или учреждение, а не профессия или личные заслуги. Спросите японца о другом человеке, и ответ начнётся с места работы и ранга. И о себе японец начнёт рассказывать так же. Водитель или курьер скажет, что работает на газету «Асахи», Всемирно известный специалист по ядерной физике отрекомендуется профессором Киотского университета, и дело не тщеславии первого и скромности второго. Тут так принято. [4] Именно это, смешиваясь с гипертрофированным чувством долга, и даёт знаменитое японское отношение к своей компании, как к семье, верность этой компании и безоговорочную солидарность с её интересами.
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.
Глава 2. Сравнение с другими моделями управления
2.1 Сравнение с американской моделью
Англо-американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах. Она характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых т.е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются "внешние" акционеры или "аутсайдеры"), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров и сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, и между акционерами как на ежегодных общих собраниях, так и в промежутках между ними.