Файл: Правовой статус несовершеннолетних права и обязанности.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 404
Скачиваний: 29
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ч.2 ст.21ТК РФ);
- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;
- соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.
Ответственность:
- исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;
- самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ);
- самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам (ч.3 ст.26 ГК РФ);
- возмещение причиненного вреда;
- материальная ответственность перед работодателем (ст. 232 ТК РФ);
- дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст.192 ТК РФ);
- уголовная ответственность за наиболее тяжкие виды преступлений (ч.2,3 ст. 20, ст.87 УК РФ).
С 15 лет добавляются: Права:
- на прекращение получения общего образования с согласия родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч.2 ст.61 Закона «Об образовании в РФ»);
- быть принятым на работу (ч.2 ст.63 ТК РФ).
Ответственность:
- возможность быть исключенным из образовательной организации при совершении преступления или за грубое неоднократное нарушение устава
образовательной организации (ст.43 ч.8, ч.3, ч.10 Закона «Об образовании в РФ»).
С 16 лет добавляются: Права:
- вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет) (ч.2 ст. 13 СК РФ);
- самостоятельно осуществлять родительские права (ч.2 ст.62 СК РФ);
- работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ч.1 ст. 92 ТК РФ);
- быть членом кооператива (ст. 26 п.4 ГК РФ);
- на управление мототранспортными средствами, учиться вождению автомобиля (п.2 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ред. 28.12.13 г., п.24.1 Правил дорожного движения);
- быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18 летнего) по решению органа опеки и попечительст ва (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей) (ст. 27 ГК РФ).
Обязанности
:
- юношей – пройти подготовку по основам военной службы (ч.1,2 ст.13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Ответственность:
- ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством (ст. 2, 3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);
- ответственность за нарушение правил воинского учета (ст.2.5, ст.21.6, ст.21.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);
- полная уголовная ответственность (ч.1 ст. 20 УК РФ).
С 17 лет добавляются:
Право:
- быть допущенным к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории «В» и «С» (п.1 ст.25 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Обязанность:
- юношей встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ч.1 ст. 9 ФЗ «О воинской
обязанности и военной службе»);
- юношей пройти подготовку по военно-учетным специальностям (ч.1 ст. 15 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
В 18 лет человек становится совершеннолетним
- т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и
обязанности, а также нести ответственность, являясь полностью
дееспособным.
Теперь рассмотрим – регламентацию юридической ответственности в отношении несовершеннолетних, ее виды, содержание, основания и пределы. Виды ответственности: - Административная. Наступает с 16 лет. Распространяется на несовершеннолетних и их родителей, законных представителей.
- Гражданско-правовая. Наступает в случае нанесения вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица и подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях (в случае, когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями или лицами, их заменяющими, если они не докажут, что вред возник не по их вине). – Уголовная. Наступает с 16 лет (за все преступления). С 14 лет уголовная ответственность наступает за умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, убийство, умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества (при отягчающих обстоятельствах), хулиганство (при отягчающих обстоятельствах) и вандализм. Подростки, совершающие правонарушения, за которые они в связи с не достижением возраста не могут нести уголовную ответственность, а также подростки, которых исключили из школы за асоциальное поведение, могут быть направлены в специальные учебные заведения закрытого типа.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Исследовательская часть проекта заключается в определении уровня, знаний детей о своих правах и обязанностях путем анкетирования.
Анкетирование было проведено среди 34 школьников в возрасте от 15-17 лет, обучающихся в -9, классах. Обучающимся была предложена разработанная мною анкета из 10 вопросов, содержание которых выявляет знание перечня прав и обязанностей.
Анализ результатов анкетирования.
Отвечая на первый вопрос, школьники показали следующие знания перечислили свои обязанности
Помогать родителям – 17 человек
Ходить в школу – 10 человек
Ничего не обязан – 5 человек
Спать – 2 человека
На вопрос о том, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдение свои правил, 28 человек ответили «что и то и другое одинаково важно». Остальная часть 6 человек ответила «исполнять свои обязанности».
Отвечая на третий вопрос, как ты думаешь, кто придумал обязанности
Взрослые – 6 человек
Государство – 3 человека
Возникли сами по себе – 17 человек
Затрудняюсь ответить – 8 человек
На вопрос о том, от кого ты узнаешь о своих правах и обязанностях
От родителей – 23 человека
От учителей – 3 человека
От друзей – 0
Всё выше перечислено – 10 человек
На пятый вопрос, где тебе часто напоминают о твои правах ответили, 15 человек « совсем не напоминают». 4 человека « часто». 15 человек «редко».
На вопрос о том, признают ли родители, что бывают не правы ответили, 15 человек « только иногда». 8 человек «да, всегда». 11 человек «нет, никогда».
На седьмой вопрос, есть ли у тебя в школе предмет где говорят о твоих обязанностях ответили, 30 человек «да, это обществознание». 3 человека «в школе не говорят о моих правах и обязанностей». 2 человека « специального предмета нет – мы проходим это на классном часу».
На вопрос о том, какое право ты хотел иметь ответили,
Спать целый день – 18 человек
Делать что хочу – 11 человек
Право на жизнь – 5 человек
На девятый вопрос, знаешь ли ты права и обязанности школьника, 22 человека ответили « да». 9 человек «не уверен, что знаю все». 3 человека « нет».
На вопрос почему школьники не выполняют свои обязанности ответили, 16 человек «затрудняются ответить». 7 человек «не знают своих обязанностей». 7 человек « в школе отсутствует система наказаний за невыполнение обязанностей». 4 человека « не боятся наказаний».
Для наглядности результаты представлены в виде диаграмм
Заключение
В наше время не стоит забывать о детях и их правах, ведь дети это будущее нашей страны, от них зависит всё человечество. Права детей должны изучаться в школах, колледжах, для того, чтобы не только взрослые помнили об этих правах, но, и чтобы сами дети знали о своих правах. Права ребенка предоставляют дорогу в жизнь, многие возможности, защиту государства.
Чтобы в полной мере знать о правах и обязанностях ребенка, создали такой документ, как «Конвенция о правах ребенка», каждый гражданин нашей страны должен ознакомиться с этим важным документом, ведь так или иначе, это необходимо для того, чтобы быть подкрепленным в очередной сфере в нашей жизни, в сфере прав ребенка.
Одной из актуальных проблем в нашем мире является нарушение прав детей. Это происходит из-за незнания законов и самих прав, из-за того, что люди не интересуются правовыми документами (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ и т.д.). Права детей защищаются в судебном и административном порядке, с помощью государства и таких органов как прокуратура, органы опеки, комиссия по правам несовершеннолетних, уполномоченный по правам ребенка и т.д.).
Нижегородская область не исключение, и здесь нарушают права ребенка. Чтобы быстро решить эту проблему, необходимо знать куда нужно обращаться, если права ребенка нарушены и также нужно знать четкий алгоритм действий, чтобы не растеряться и поступить правильно.
Надеюсь, что данный проект хорошо отразит все аспекты правах ребенка, поможет людям решить проблемы с нарушением прав детей
Список использованной литературы
1. Бондаренко О. А. Права ребенка в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Юрист - правовед. - 2010. - N 1. - С. 72-76. (Дата обращения 14.12.19г.)
4. Д.М. Чечет. “Как защитить свое право (Юридические советы гражданам)” – М., 1987.
6. Мастыкина И. Проблемы защиты прав детей в Poccии 2004 г
Сайт компьютерной справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
http://www.consultant.ru/
Сайт Федеральной службы государственной статистики https://rosstat.gov.ru/
Информационный портал «Такие дела»
https://takiedela.ru/news/2020/12/11/sk-esli-byt-tochnym/