Файл: Лекция Лечебноохранительный режим в медицинской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 9. Лечебно-охранительный режим в медицинской
организации
В нашей стране лечебно-охранительный режим (ЛОР) является всеобщим принципом организации медицинской помощи. Он базируется на физиологическом учении И. П. Павлова и является основой организации оптимальных условий пребывания пациентов в условиях стационара лечебно-профилактических организаций (ЛПО). Способствует повышению эффективности лечения и положительно воздействует на психологическое состояние больных.
В связи с этим, необходимым условием результативности и благоприятного исхода реализации медицинской деятельности является соблюдение пациентом лечебно-охранительного режима.
Лечебно-охранительный режим – порядок работы медицинских организаций, который ограждает пациентов (и персонал) от отрицательных воздействий больничной среды, щадит их психику и создаёт условия для полного физического и психического комфорта; это система мер, направленных на создание оптимальных условий пребывания пациентов в больнице и их скорейшее выздоровление.
Главным принципом ЛОР является строгое, безусловное соблюдение режима, распорядка дня и полное взаимопонимание между больными и медицинскими работниками. Данные условия подразумевают: необходимый покой, регулярное питание, внимательное отношение персонала, своевременное выполнение лечебных и диагностических процедур.
Создание и поддержание ЛОР входит в обязанности всего медицинского персонала, а так же пациентов, которые должны быть проинформированы о требованиях ЛОР, в том числе посредством информации, размещенной на стендах, в памятках и листовках.
Историческая справка
Широкое внедрение принципов лечебно-охранительного режима в работу медицинских учреждений нашей страны началось в 50-е годы
прошлого столетия. Первоначально в его организации особое внимание обращалось на борьбу с внутрибольничным шумом и создание условий, благоприятствующих продлению естественного сна, как непременного условия лечения целого ряда заболеваний.
Широкое применение удлиненного медикаментозного сна на практике не оправдалось. Сказались возможность и неизбежность лекарственной интоксикации и определенные трудности в организации наблюдения за больными, находящимися в палатах для лечения сном.
В настоящее время лечебно-охранительный режим в медицинской организации охватывает большой объем медицинских, административно- хозяйственных и других мероприятий, имеющих этико-деонтологическую направленность.
Основным деонтологическим требованием к ЛОР в медицинской организации является устранение отрицательных, вредных воздействий на психику пациентов факторов больничной среды, воспринимающихся как дистантными рецепторами (глаз, ухо, нос и др.), так и воздействующих через вторую сигнальную систему человека — посредством слова.
Поэтому уже первый контакт медицинского работника с пациентом (в приемном отделении больницы или регистратуре поликлиники) должен преследовать охранительные цели.
Для этого нужна хорошая организация труда всего медицинского персонала, обеспечивающая обслуживание пациента в минимально короткие сроки, исключение необходимости длительного ожидания своей очереди.
Так, если пациент чувствует доброжелательность персонала, чуткость и внимательность при оформлении медицинских документов, у него формируется доверие к медицинским работникам и всей медицинской организации, уверенность в высокой квалификации врачей и среднего медицинского персонала, их способности и готовности оказать необходимую медицинскую помощь.


Элементы лечебно-охранительного режима
К основным элементам лечебно-охранительного режима относят: создание психологического комфорта и эмоциональной безопасности; соблюдение внутреннего распорядка дня; обеспечение режима двигательной активности.
Создание
психологического
комфорта
и
эмоциональной
безопасности
Этот элемент чрезвычайно важен для пациентов и медработников. Его соблюдение обеспечивает психологический комфорт, так как удовлетворяет потребности в общении, способствует выздоровлению, помогает избегать опасности. Наличие положительных эмоций способствует быстрой и лучшей адаптации больного к условиям стационара. Психологический дискомфорт, напротив подвергает пациента различным осложнениям и травмам.
Поэтому целью данного элемента является устранение отрицательного воздействия больничной среды на эмоциональность и психику человека. Для выполнения этого условия необходимо строго придерживаться психотерапевтических принципов при взаимодействии медицинского персонала с пациентом:
Соблюдать тишину. Во все времена психологический покой пациента достигался прежде всего тишиной. Флоренс Найтингейл считала: «… на больного, тягостнее всего действует всякий ненужный шум и суматоха. Они возбуждают в нём в высшей степени напряжение и чувство ожидания чего- то». Для соблюдения тишины персоналу медицинской организации рекомендуется: носить бесшумную обувь; тихо говорить с коллегами и пациентами; следить, чтобы пациенты говорили тихо между собой; запрещать пациентам включать на большую громкость телефоны, радио, телевизор; младший медицинский персонал не должен нарушать тишину при уборке помещений во время дневного и ночного сна.

В период бодрствования режим тишины, проявляется в спокойной, доброжелательной обстановке, негромких разговорах с обязательной положительной, доброжелательной интонацией голоса.
Пользоваться правилами эффективного вербального и невербального
общения, быть приветливым, спокойным, терпеливым с пациентами, родственниками, коллегами. Исключить легкомысленные и неуместные шутки, фамильярность. Слово, сказанное пациенту, должно вселять в него надежду. Нельзя обращаться к пациентам на «ты» и вместо имени и отчества употреблять слово «больной». Невежливость или обезличенное отношение никак не способствуют налаживанию конструктивного общения, мешают установлению доверительных и доброжелательных отношений. Общение сотрудников больницы друг с другом также должно строиться на взаимоуважении и вежливости.
Персоналу отделений в палатах, коридорах и процедурных помещениях следует разговаривать тихо и только о том, что имеет непосредственное отношение к работе. Должны неукоснительно соблюдаться права пациентов на информированное согласие и сохранение врачебной тайны. Не следует проявлять раздражительность в случае страхов, либо стеснительности больных.
Медперсонал должен обеспечить психологическую поддержку больных перед и при проведении каждой процедуры или медицинской манипуляции.
Кроме этого, медицинские работники обязаны уметь наладить контакт с родственниками пациента, бестактность и хамство по отношению к ним и пациенту абсолютно недопустимы.
Соблюдение психологической совместимости в палатах. Важное деонтологическое и лечебно-охранительное значение имеет создание здорового микроклимата в палате, где пациенты проводят большую часть своего времени. Палатная медицинская сестра должна позаботиться об их психологической и медицинской совместимости.


Так, желательно, чтобы пациенты группировались с учетом возраста, характера и тяжести заболевания, а возможно — и уровня общего развития.
При установлении явной психологической несовместимости некоторых пациентов лучше переместить в другую палату, расселить. Особенно данный элемент важно учитывать в условиях хосписа.
Ограждение пациентов от вида смерти, крови, неприятных запахов.
Очень важно исключить зрительный контакт пациентов с видом инструментов и одежды медперсонала, запачканных выделениями и кровью.
Соблюдение – этико-деонтологических норм поведения должно быть строго и неукоснительно. Особое значение еще Гиппократ отводил внешнему виду. Он считал, что от манеры поведения и внешности врача сильно зависит процесс исцеления пациента.
Очень важно, чтобы внешний вид врача и среднего медперсонала был идеальным: опрятная одежда по установленным нормам; бейдж-визитка с указанием должности, Ф.И.О., отделения; коротко остриженные ногти; умеренность в употреблении косметики и т.д.
Медицинская одежда (халат или костюм) должна быть всегда чистой и отглаженной, соответствующей нормам, принятым в том или ином лечебном учреждении. Под халат желательно одевать одежду из натуральных тканей, в которой комфортно и за которой легко ухаживать. Специальную и верхнюю одежду нужно хранить раздельно. За пределы ЛПО в спецодежде выходить запрещено(!).
Обувь ни в коем случае не должна создавать шума, а также должна быть практичной и удобной. В косметике и парфюмерии нужно соблюдать умеренность и скромность. Не позволительно, чтобы от медработника исходили какие-либо отталкивающие запахи – табака, еды, пота и т.д.
Гигиена тела также должна быть на высоком уровне.
У пациентов опрятность зачастую ассоциируется с высоким профессионализмом. А отношение к своему внешнему виду красноречиво
говорит об отношении человека к себе, к коллегам и, собственно, к самой профессии.
Создание физического комфорта. Интерьер и микроклимат в помещениях в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами: освещение естественное, искусственное, ночью индивидуальные ночники в палатах и настольные лампы на сестринских постах позволяют проводить лечебные мероприятия одному пациенту без причинения неудобств другим.
Достаточная вентиляция, проветривание по графику; обеспечение комфортной температуры - 18-23С.
Положительное воздействие на психологическое состояние пациентов оказывают чистые палаты, санузлы и коридоры. Для этого следует делать своевременную влажную уборку, устранять неприятные запахи.
При отделке помещений следует использовать экологичные материалы теплых цветов.
Не менее важно эстетическое оформление палат и других помещений, удобное размещение мебели и предметов интерьера, наличие удобных мест для отдыха персонала и помещений для общения пациентов со своими близкими.
Ограждение пациентов от болевых ощущений, применяя все
возможные виды обезболивания, в том числе физиологические.
Соблюдение правил внутреннего распорядка дняпациентами и медработниками выражается в поддержании естественного сна (не будить раньше времени за исключением необходимых ситуаций); своевременное выполнение диагностических и лечебных процедур, обхода врача, приёма пищи, уборки и т.д.
Интересы пациента, максимальное продление часов сна и дневного отдыха – то, на чем основывается весь режим работы больницы. Выполнение медицинских манипуляций в часы дневного сна – грубое нарушение всего лечебно-охранительного режима в отделении стационара. В связи с этим,

уборка не проводится в часы дневного отдыха, в остальное время – проводится бесшумно.
Важное место в поддержании ЛОР играет организация досуга пациентов: просмотр телевизионных передач, чтение художественной литературы, настольные игры, прогулки на свежем воздухе и т.д. Это способствует созданию положительных эмоций у пациентов, отвлекает их от переживаний, укрепляет веру и волю к выздоровлению.
Организация свиданий с родственниками происходит в установленные часы (обычно с 17.00 до 19.00). К свиданиям не допускаются дети младше 14 лет, лица в нетрезвом состоянии, с признаками респираторного заболевания.
Рациональное ограничение физической (двигательной) активности в случаях, когда нагрузка на жизненно важные органы может вызвать развитие тяжёлых, иногда необратимых изменений, ухудшить состояние, привести к тяжёлым осложнениям, а иногда – к летальному исходу. Режим физической активности пациенту назначает врач.
Виды режимов двигательной активности
Строгий постельный - пациенту запрещается самостоятельные движения, в том числе смена положения в постели. Все гигиенические мероприятия, кормление осуществляется только с помощью медсестры.
Лечебные и диагностические манипуляции проводятся в постели.
Назначается в острую фазу при инфарктах миокарда, переломах позвоночного столба и других заболеваниях с целью создания больному наибольшего покоя.
Постельный – назначается с целью повышения двигательной активности по мере улучшения состояния пациента. Разрешается самостоятельно или с помощью медицинского персонала выполнять ряд активных движений конечностями, принимать пищу, переворачиваться в постели, выполнять туалет, переходить в положение сидя, затем сидеть на краю кровати, свесив ноги. В дальнейшем возможны лёгкие гимнастические упражнения в постели под присмотром медсестры. Пациент испытывает
ограничения в удовлетворении своих потребностей. Медсестра побуждает его к самостоятельности и помогает ему в мероприятиях по уходу за собой.
Палатный (полупостельный) – назначается при показаниях к расширению двигательной активности пациента. Разрешаются сидеть, вставать, осторожно перемещаться в пределах палаты, самостоятельный уход в пределах палаты.
Общий – назначается при показаниях к тренирующему воздействию физических нагрузок. Позволяется дозированная ходьба, подъем по лестнице, прогулки по территории ЛПУ, полный уход за собой.
Положения пациента в постели
Активное – свободное и произвольное перемещение в постели — пациент самостоятельно поворачивается, сидит, встает, обслуживает себя.
Может произвольно менять свое положение, хотя и испытывает при этом болезненные или неприятные ощущения.
Пассивное– пациент не может самостоятельно повернуться, изменить положение вследствие сильной слабости при высоко интоксикации, кровотечении, в постоперационном периоде, часто такие пациенты пребывают в тяжелом или бессознательном состоянии.
Вынужденное- пациент принимает положение для облегчения или улучшения своего состояния в зависимости от особенностей заболевания: при боли в животе пациент сгибает ноги, избегает любого прикосновения к животу; при коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован; при наличии воспалительной жидкости в полости плевры – лежит на больном боку для уменьшения боли; в случае приступа удушья при бронхиальной астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.
Принципы соблюдения ЛОР в приемном отделении больницы


В основу лечебно-охранительного режима положены права пациентов, установленные Федеральным законом от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». В связи с этим, при поступлении в стационар пациент должен быть ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка и Правилами поведения больного в стационаре в соответствии с ст. 27 «Обязанности граждан в сфере охраны здоровья» закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011г.
Учитывая, что с приемного отделения начинается лечебно- диагностический процесс, то и организация работы в нем определенным образом сказывается на всем ходе терапии, сокращая время пребывания пациента в приемном отделении. Именно поэтому четкая организация работы приемного отделения (разделение потоков пациентов, поступающих на плановую и экстренную госпитализацию; организация смотровых кабинетов и т.д), комфортная обстановка,
чистота и уют, а так же внешний вид и отношение медперсонала будут крайне необходимы для настроя пациента на благоприятный исход.
Особое внимание необходимо уделить технической оснащенности приемного отделения и устранению всех раздражающих факторов.
Например, интерьер детских больниц и отделений должен подходить для ребенка: стены пастельных оттенков, цветы, полки для книг, рисунки – все это будет помогать ему скорее адаптироваться к обстановке клиники.
Действия медицинского персонала должны быть четкими и слаженными, без излишней спешки и суеты. При пациенте запрещены любые споры с третьими лицами по поводу возможного отсутствия мест, одновременного поступления нескольких пациентов и др. Смена дежурства не должна влиять на установленный порядок приема. Каждый пациент при поступлении должен быть встречен доброжелательно, а все недоразумения, связанные с его госпитализацией, должны быть выяснены в его отсутствии. Необходимо помнить, что внешнее спокойствие и сдержанность успокаивают пациента, в
то время как необдуманное высказывание вредит и сводит на нет эффект от всего дальнейшего лечения. Поэтому персонал не должен испытывать растерянности при госпитализации пациентов в тяжелом состоянии. Важно проявить такт и вдумчивость при общей оценке состояния пациента. Так же нельзя обсуждать тяжесть состояния пациента при родственниках и оттягивать начало оказания неотложной медицинской помощи.
Принципы соблюдения ЛОР в лечебном отделении больницы
Выполнение пациентом правил внутреннего распорядка играет важную роль в улучшении его состояния.
Если пациент, получающий в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, не соблюдает требований или правил внутреннего распорядка в соответствии с ч.3 ст.70 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ лечащий врач, по согласованию с соответствующим должностным лицом, может отказаться от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих.
В свою очередь, медицинский персонал, выполняя обязанности, постоянно должен соблюдать определенные правила ЛОР.
Так, во время обхода, на котором могут присутствовать заведующий отделением, заведующие кафедрами, их сотрудники, консультанты, студенты, лечащий врач излагает историю болезни пациента так, чтобы у него не возникло сомнений в неблагоприятном исходе своего заболевания.
Анализ состояния пациента, обсуждение, обмен мнениями должен проходить вне палаты. Иногда пациента приглашают для осмотра в кабинет врача, однако при этом необходимо соблюдать те же правила, что и при палатном обходе.
Перед выполнением операции необходима подготовка пациента. Если она отсутствует или же операция вовсе отменена без соответствующих