Файл: Л. К. Радченко навигационная картография новосибирск сгугиТ 2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31 масштаб, тематика, пространственный охват и т. д. Но есть требования, которые предъявляются именно к классификации карт:
– классы карт должны выделяться по существенным признакам;
– классификация должна быть последовательной;
– на каждом уровне классификации необходимо выделять только од- но основание классификации;
– классификация должна быть полной и всеобъемлющей, и в тоже время резервной, то есть способной включать новые виды карт.
А. М. Берлянт [8] и Л. А. Фокина [19] по содержанию навигационные карты относят к разделу специальных карт (рис. 6). Специальные карты – это такие карты, которые предназначены для решения определенного кру- га задач технического назначения.
Рис. 6. Место навигационных карт в современной классификации карт
Классификация навигационных карт по назначению
Классификаций навигационных карт по назначению в современной картографической литературе не существует. Анализ существующей циф- ровой картографической навигационной продукции позволяет классифи- цировать навигационные карты по назначению.
На рис. 7 представлена классификация по назначению, исходя из тех видов транспорта, для которых созданы эти карты. На рис. 8 представлена классификация навигационных карт для различных пользователей.

32
Рис. 7. Классификация навигационных карт по видам транспорта
Рис. 8. Классификация навигационных карт для различных пользователей
Классификация навигационных карт по
административно-территориальному делению
Навигационные карты классифицируются по административно- территориальному делению. В настоящее время административно- территориальное устройство России подразделяется по типам и уровням:
– федеральные округа;

33
– субъекты Российской Федерации;
– экономические районы.
Современное федеративное устройство Российской Федерации закре- плено в Конституции Российской Федерации. Субъектами Федерации яв- ляются: республики, края, области, города федерального значения, авто- номная область, автономные округа [20]. В соответствии с административ- но-территориальным делением России создаются навигационные карты.
3.3.
Содержание автонавигационных карт
Содержание автонавигационной карты составляют общегеографиче- ские и специальные элементы. Подробность содержания зависит от уров- ня и масштаба карты. В мировой практике автонавигационного картогра- фирования сформировалась пятиуровневая система представления и ви- зуализации карт. Выделяют следующие уровни: международный, нацио- нальный, региональный, окружной и городской. В табл. 2 приведено об- щегеографическое и специальное содержание, в соответствии с уровнем и масштабом [18].
Таблица 2
Содержание автонавигационных карт в соответствии с уровнем и масштабом
Уровни
Масштаб
Общегеографическое содержание
Специальное содержание
Международный
Зависит от региона
Крупные объекты гидро- графии.
Значимые населенные пункты (пунсоны).
Границы стран
Международные шоссе. Точки инте- реса (международ- ные аэропорты)
Национальный
1 : 1 000 000
Железные дороги (магист- ральные).
Крупные объекты гидро- графии.
Крупные объекты расти- тельности.
Значимые и крупные нас.
Пункты.
Границы стран, регионов
Международные и федеральные авто- дороги. Точки ин- тереса (все аэро- порты)


34
Окончание табл. 2
Уровни
Масштаб
Общегеографическое содержание
Специальное содержание
Региональный
1 : 100 000
Железные дороги.
Значимые объекты гидро- графии.
Значимые объекты расти- тельности.
Все населенные пункты.
Границы, стран, регионов и районов
Международные, федеральные и ре- гиональные авто- дороги, автодороги до населенных пунктов.
Точки интереса (все аэропорты, посты
ДПС, АЗС, ж\д пе- реезды на автодо- рогах)
Окружной
1 : 25 000
Железные дороги.
Объекты гидрографии.
Объекты растительности.
Все населенные пункты.
Кварталы застройки.
Границы стран, регионов, районов и округов
Все автодороги
(исключая внутри- квартальные и внутридворовые проезды).
Точки интереса (все аэропорты, посты
ДПС, АЗС, ж\д пе- реезды на автодо- рогах, светофоры, больницы и др. значимые объекты)
Городской
1 : 10 000
Все железные дороги.
Все объекты гидрографии.
Все объекты растительно- сти.
Все населенные пункты.
Кварталы застройки.
Все строения с подписями адресов.
Все границы
Все элементы улично-дорожной сети.
Организация до- рожного движения.
Все точки интереса
Специальное содержание автонавигационных карт представлено до- рогами и их элементами, объектами Point sof Interest (POI).
Дороги при отображении на автонавигационных картах классифици- руются на:
– дворовые проезды;
– частные автомобильные дороги;
– автомобильные дороги местного значения;

35
– автомобильные дороги регионального или межмуниципального зна- чения;
– автомобильные дороги федерального значения.
Элементы дорог в автонавигационной карте имеют такие атрибуты, как:
– названия улиц;
– информация о количестве полос движения, об одностороннем дви- жении, запрещенных поворотах;
– информация об ограничениях проезда для определенных видов транспорта;
– информация о классе дороги;
– тип покрытия;
– ограничение скорости на данном участке дороги;
– направление движения;
– уровень дороги (пересечение на одном уровне, выше или ниже);
– железнодорожные переезды, туннели.
Навигационная карта также имеет большое количество так называе- мых «точек интереса» (PointsofInterest, POI):
– аэропорты, вокзалы, автозаправочные станции и комплексы, посты
ДПС, паромные переправы;
– объекты автосервиса (станции технического обслуживания, авто- мойки, стоянки, пункты шиномонтажа;
– церкви, монастыри, кладбища;
– учреждения здравоохранения (больницы, поликлиники, роддома, диспансеры;
– администрации органов государственной власти и местного само- управления;
– отделения милиции, отделения связи;
– объекты отдыха (гостиницы, гостевые дома, дома отдыха, санато- рии, профилактории, пансионаты, кемпинги, базы отдыха, аквапарки;
– достопримечательности, памятники-монументы;
– культурные объекты (театры, кинотеатры, дома культуры);
– рестораны, отели, супермаркеты;


36
– отдельно стоящие магазины, торговые комплексы и прочие объекты сервиса и инфраструктуры с адресами, телефонами и другими атрибутами этих объектов.
3.4.
Нормативно-правовые требования, предъявляемые
к автонавигационным картам
В соответствии с приказом Министерства экономического развития
Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 1 октября
2010 г. № 464 «Об утверждении порядка создания, обновления, исполь- зования, хранения и распространения цифровых навигационных карт», который зарегистрирован в Минюсте РФ 8 ноября 2010 г. (регистраци- онный № 18895), в нашей стране установлен порядок создания, обновле- ния, использования, хранения и распространения цифровых навигацион- ных карт (ЦНК). Этот документ освещает основные правила и требова- ния, которые предъявляются к созданию автонавигационных карт. Хоте- лось бы отметить требования, которые касаются картографо-цифрового описания автонавигационных карт:
– ЦНК должна создаваться в векторной форме представления дан- ных, и обновление картографической основы должно проходить не реже одного раза в 5 лет; обновление навигационной и иной нагрузки – не реже
1 раза в 2 года;
– ЦНК должна создаваться в системе геодезических координат
1995 г. (СК-95), в масштабах 1 : 10 000 – для территорий населенных пунктов; 1 : 25 000 – для промышленно развитых регионов; 1 : 50 000 и
1 : 100 000 – для всей территории Российской Федерации;
– структура ЦНК: картографическая основа, навигационная инфор- мация, дополнительная информация. Структура может меняться в случае, если ЦНК создается за счет средств граждан или юридического лица, путем дополнения информацией по требованию заказчика. В свою оче- редь, навигационная информация состоит из информационного слоя о расположении проезжих частей улично-дорожной сети и организации движения наземного транспорта (далее – дорожный граф), а также инфор- мационного слоя об адресах зданий и сооружений (адресного слоя). Тре-

37 бования, предъявляемые к дорожному графу, приведены в разделе 5 на- стоящего пособия.
Адресный слой состоит из множества точек (адресных точек, принад- лежащих к какому-либо объекту) с базой данных о конкретном адресе объекта местности, а именно:
– название населенного пункта или наименование географического объекта;
– почтовый индекс;
– название улицы;
– тип улицы (проспект, проезд, шоссе);
– номер дома;
– номер корпуса;
– номер строения;
– номер владения.
Одному объекту цифровой картографической основы цифровой нави- гационной карты должна соответствовать одна адресная точка, за исклю- чением случая отображения адреса объекта, находящегося на пересечении улиц и имеющего дробную нумерацию, состоящую из номеров по разным улицам. Для населенных пунктов с преимущественно малоэтажной квар- тальной застройкой допускается создание адресных точек только для уг- ловых домов кварталов.
Дополнительная информация состоит из информационного слоя объектов придорожной инфраструктуры и сервиса, а именно информа- ции об автозаправочных станциях, государственных лечебных учрежде- ниях, стационарных постах дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД
России, контрольных постах милиции, пунктах пропуска через государ- ственную границу Российской Федерации, таможенных постах. База данных информационного слоя должна содержать атрибутивную ин- формацию: название объекта придорожной инфраструктуры и сервиса; тип объекта придорожной инфраструктуры и сервиса; контактный теле- фонный номер объекта придорожной инфраструктуры и сервиса (при наличии) [21].


38
1   2   3   4   5   6

3.5.
Анализ современных навигационных карт
Приступая к созданию какой-либо картографической продукции, кар- тограф изучает и анализирует ранее изданные произведения. Традиционно анализ необходим для получения представления о назначении карты, о содержании, о способах картографирования, показателях и особенностях составления всех элементов содержания. Поскольку в данном случае, речь идет о цифровых навигационных картах, анализ современных на- вигационных карт и систем предлагается проводить по следующим кри- териям: назначение, содержание, режим доступа, интерфейс современ- ных навигационных карт; возможности этих приложений; их достоинст- ва и недостатки.
3.6.
Навигационные карты в интернете. Онлайн-карты
В наши дни существуют навигационные карты, которые хранят мас- сив данных непосредственно на навигационном устройстве, на удаленном сервере, а также карты, сочетающие оба способа хранения данных.
Навигационные карты, хранящие данные на удаленном сервере, спо- собны отображать информацию и выполнять свои функции только в ре- жиме онлайн. Однако следует отметить, что существуют приложения, где загруженные один раз данные с сервера сохраняются на мобильном уст- ройстве и способны работать в режиме оффлайн.
Навигационные карты, работающие в режиме оффлайн, устанавлива- ются с носителя один раз и способны полностью выполнять свои функции без подключения к интернету (в автономном режиме). Однако, с течением времени, необходимо обновление баз данных, периодичность которого за- висит от компании производителя. Некоторые дополнительные функции в таких приложениях доступны только при подключении к сети интернет, например отображение трафика автомобильных дорог на текущее время и его прогноз, дорожные ситуации.

39
3.7.
Обзор программного обеспечения, используемого
для реализации навигационных карт
Одной из российских программ для реализации навигационных карт является ГИС ПО Панорама, о чем свидетельствуют ряд разработанных редакционно-технических документов, представленных на сайте ГИС Па- норама.
1. Классификатор цифровых навигационных карт масштабов 1 : 25 000,
1 : 50 000, 1 : 100 000.
2. Правила цифрового описания объектов навигационных карт мас- штабов 1 : 25 000, 1 : 50 000, 1 : 100 000.
3. Классификатор цифровых планов городов масштабов 1 : 10 000.
4. Правила цифрового описания объектов планов городов масштаба
1 : 10 000.
5. Классификатор цифровых навигационных планов городов масшта- ба 1 : 10 000.
6. Правила цифрового описания объектов навигационных планов го- родов масштаба 1 : 10 000.
7. Описание графа дорог и правила формирования адресов объектов.
8. Редакционно-технические указания по созданию цифровых навига- ционных карт и цифровых планов городов, цифровых планов городов от- крытого пользования.
9. Аэронавигационный классификатор, который предназначен для создания электронных документов аэронавигационной информации
(АНИ), применяемый в процессе принятия решений при планировании структуры воздушного пространства, для прокладки и изучения маршрута полета, инженерно-штурманского расчета полета; ведения визуального радиолокационного ориентирования; прокладки линий положения лета- тельного аппарата; определения навигационных элементов полета, а также для подготовки к печати графических документов аэронавигационной ин- формации – аэронавигационных карт всех типов, сборников аэронавига- ционной информации и других графических документов [22].
Функции для создания навигационных карт также содержатся в таких
ГИС-программах, как ArcGis, Q-Gis.