Файл: Отчет по учебной практике ознакомительная практика 2 семестр Обучающийся.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| |
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Направление подготовки /специальность: 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки /специальности)
Профиль/специализация: Психология образования
(наименование профиля/специализации)
Форма обучения: заочная
(очная, очно-заочная, заочная)
Отчет
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Ознакомительная практика
2 семестр
Обучающийся | Кузнецова Кристина Николаевна | | |
| (ФИО) | | (подпись) |
Ответственное лицо от Университета | | | |
| (ФИО) | | (подпись) |
Москва 2022 г.
Практические кейсы-задачи, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам практики
№ п/п | Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи |
Кейс-задача № 1 | 1.Предпосылками для этого стали: — в социально-политическом плане: отмена крепостного права, в результате чего на рынке труда появилось большое количество рабочей силы, нуждающейся в подготовке к работе на производстве; — в социокультурном плане: кризис образования, возникший на «стыке» демократизации общества и консерватизма государственной системы образования. 2. В основе внешкольного образования лежали принципы соединения умственного и физического труда, свободы, игры, самодеятельности, самоуправления, самореализации личности 3.Необходимость преобразования системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования вызвана тем, что к началу 90-х годов наше общество оказалось в ситуации острого социально-экономического кризиса, затронувшего все сферы жизни, в особенности образование и здравоохранение. 4. Основным отличием дополнительного образования от общего является свободный выбор ребенком вида занятий и отсутствие обязательных программ. По самой образовательной специфике учреждения дополнительного образования, учебно-воспитательный процесс в нем должен строится в парадигме развивающего образования. 5. создание условий для самореализации и развития талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности; повышение доступности качественных программ дополнительного образования для каждого ребенка. |
Кейс-задача № 2 | 1)В.И. Андреев считает, что дополнительное образование строится на принципах открытости, перспективности и дополнительности. Принцип открытости опирается на фундаментальную закономерность саморазвития биосоциальных систем, для которых открытость – это взаимосвязь внутренних процессов с внешним миром. ... Все вышесказанное позволяет нам выделить принципы дополнительного образования: · стратегические, определяющие содержание деятельности (принципы демократизации, свободосообразности, гуманности, субъектности, само- актуализации и самореализации) В. А. Горский - создание системы личностно-ориентированного дополнительного образования (образовательно-развивающая сторона) обеспечивается гуманистическими психолого-педагогическими принципами: — признание существования права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора себя и для себя Е.Б. Евладова и Л.А. Николаева, говоря о принципах дополнительного образования, называют массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам, развитие их инициативы и самостоятельности, общественно полезную направленность деятельности, разнообразие форм внешкольной работы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Н.Ф. Родионова выделяет три группы принципов деятельности учреждения дополнительного образования: стратегические, ценностно- ориентационные, конструктивно-технологические. Г.Н. Попова выделяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, гражданственность и любовь к Родине, учет культурно-исторических и национальных традиций, общедоступность и адаптацию реализуемых образовательных программ к уровню и особенностям развития обучающихся воспитанников, свободу и плюрализм в образовании, демократический характер управления. М.Б. Коваль считает, что для дополнительного образования основной функцией является духовное и физическое развитие детей, подростков и юношества, использование свободного времени и досуга учащихся для формирования творческих интересов и потребностей. 2) главное отличие дополнительного образования от общего заключается в свободном выборе обучающимся вида занятий и отсутствие обязательных программ. 3) В.А. Горский и А.Я. Журкина определяют дополнительное образование Как «специальную образовательную деятельность различных систем (государственных, общественных, смешанных), направленную на удовлетворение индивидуальных запросов детей и молодежи, творческое освоение ими новой информации, формирование новых жизненных умений и способностей, расширение возможности практического опыта, их самоопределение и самореализация в разнообразных сферах науки, культуры, искусства, туризма, производства, физической культуры и спорта» А.Б. Фомина отмечает серьезные социально-педагогические возможности дополнительного образования, рассматривая его как социальную среду по воспитанию личности, формированию социальных норм, правил поведения, усвоению социальных ролей. Она отмечает доступность и открытость учреждений дополнительного образования для разных категорий детей: с разным уровнем интеллектуального развития, из разных слоев общества инвалидов, с отклонениями в поведении. Дополнительное образование, стремясь к органическому сочетанию видов организации досуга различными Формами образовательной деятельности, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей и подростков. Г.Н. Попова выделяет следующие педагогические условия: «опора на интересы и индивидуальные особенности личности ребенка; стимулирование творчества и самодеятельности детей при доступности и праве выбора разнообразных видов и форм деятельности и общения; самореализация детей и педагогов, их сотрудничество в познании и преобразовании окружающего мира; формирование социальных общностей детей и взрослых без возрастных границ; учет актуальных потребностей и реальных возможностей как детей, так и педагогов; ориентация не только на их личностное развитие, но и на создание определенного образа жизни; обеспечение широкого спектра социальных контактов детей с учетом динамики их возрастного развития; использование в педагогических целях компонентов социокультурной и природной среды и формирование развивающей микросреды в границах организационного педагогического пространства; динамика субъект-субъектных и субъект- объектных многосторонних отношений в триаде «педагог – ребенок – родитель» и обеспечение социально-педагогического взаимодействия в парадигме сотворчества» [23, с.7]. А.Г. Асмолов, выделяя основные функции дополнительного образования: непрерывности образования, мотивационную, учебно-информационную, воспитательную, психолого-терапевтическую, особо подчеркивает его социальную роль: обеспечения занятости детей в свободное от основных занятий в школе время, ценностную и личностно - образующую функции [4, с. 576] О.Е. Лебедев в качестве функций дополнительного образования называет функции выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности, самоопределения и формирования их духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей, дополнительного образования, организационно-методического обеспечения федеральных педагогических проектов. Е.Б. Евладова и Л.А. Николаева выделяют досуговую функцию как функцию развлечения и разрядки индивидуальных и групповых напряжений; рекриационную функцию восполнения психофизических сил, здоровья, творческого потенциала; компенсационную как функцию приобщения к личностно значимым социально-культурным ценностям, потребность в которых пока не удовлетворяется существующей системой базового образования; функцию социализации как помощь ребенку в приобщении его к жизни общества, попытку «мягко вписать» его в существующую реальность; функцию самоактуализации, определяемую как воплощение собственных, индивидуальных творческих интересов, саморазвитие, личный рост в социально и культурно значимых сферах жизнедеятельности общества. М.Б. Коваль считает, что для дополнительного образования основной функцией является духовное и физическое развитие детей, подростков и юношества, использование свободного времени и досуга учащихся для формирования творческих интересов и потребностей. Обобщенным показателем реализации функций могут выступать уровень социальной адаптации к условиям внешкольного учреждения, совпадение объективных и субъективных целей образовательной работы с детьми, самоутверждение в педагогическом коллективе его членов, объединение их в коллектив единомышленников, уровень развития самоуправления и самодеятельности детей в коллективной творческой деятельности, развитие творческих начал в коллективе. 4) Педагогическая поддержка – технологически обеспеченная система педагогической помощи ребенку, учащемуся в саморазвитии. ... - основными сферами своей жизнедеятельности (семья, учреждения образования, молодежные объединения, общественные организации, досуг); основными видами деятельности учащейся молодежи (игровая, учебная, учебно-исследовательская, трудовая, общественная, спортивная, художественно-творческая и др.); - теми или иными сторонами своей личности («Я» – физическое, нравственное, духовное, гражданское, эстетическое, экологическое и т.д.) Важнейшей частью социально-педагогической поддержки детей является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. Таким образом, деятельность, направленная на оказание социальной поддержки детей с задержкой психического развития, — это социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности. 5) Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др. Дополнительное образование подразделяется на общее дополнительное образование и дополнительное профессиональное образование. В учреждениях общего дополнительного образования в частности обучаются дети и подростки в возрасте до 18 лет, с целью общего культурного эстетического развития. В учреждениях дополнительного профессионального образования повышаю квалификацию и проходят профессиональную переподготовку взрослы, с целью приобретения и расширения новых профессиональных знаний. Исходя из этого, существуют такие типы учреждений дополнительного образования, как учреждения общего дополнительного и учреждения дополнительного профессионального образования. К учреждениям дополнительного общего образования относятся: клубы, дворцы, станции, музыкальная и художественная школы, клубы и т.д. К учреждениям профессионального дополнительного образования можно отнести следующие учреждения: ·академии; институты повышения квалификации: учебные центры профессиональной переподготовки, межотраслевые региональные центры повышения квалификации; ·курсы (школы, центры). При учреждениях высшего и среднего профессионального образования могут создаваться структурные подразделения, которые ведут свою деятельность по двум направлениям: повышение квалификации, профессиональная переподготовка и подготовка педагогических кадров, находящихся в ведомствах высших и средних профессиональных учебных заведений (институты, факультеты); повышение квалификации, профессиональная переподготовка специалистов проводится: в учреждениях высшего профессионального образования эти функции выполняют факультеты, межотраслевые региональные центры, курсы повышения квалификации; в учреждениях среднего профессионального образования (к ним относятся отделения повышения квалификации и профессиональной переподготовки, и курсы повышения квалификации). Учреждения, имеющие лицензию, могут вести образовательную деятельность в сфере дополнительного образования и взрослых, и детей, независимо от возраста, в учреждениях различных типов и организаций. При наличии такого типа учреждения дополнительного образования, возрастные рамки в них не устанавливаются. К таким учреждениям можно отнести: дома знаний, учебные центры, народные университеты, институты непрерывного образования и т.д. |
Кейс-задача № 3 | Задание 1) Приведите примеры форм занятий в учреждении дополнительного образования детей. Среди традиционных форм можно отметить: Лекции – изложение преподавателем предметной информации; Семинары и коллоквиумы – заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение; Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения; Конференции – совещания для обсуждения различных тем и выработки решений; Экскурсии, научные экспедиции – поездки с ознакомительными и информационными задачами; Туристические походы – выработка спортивных и познавательных навыков, а также оздоровление; Обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с Обучающей целью. К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие: Презентация – публичное представление определенной темы или предмета; Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы; Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики; Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе; Ролевые игры – предложение ребенку стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации. Задание 2) Проанализируйте структуру учреждения дополнительного образования. Структурное подразделение учреждения дополнительного образования организует деятельность на основе годовых, календарных планов и в каникулярное время. Общее руководство деятельностью структурного подразделения осуществляет руководитель учреждения дополнительного образования, непосредственное руководство структурным подразделением и подразделением внутри структурного подразделения возлагается на заведующего, назначаемого руководителем учреждения (например, заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Центра творчества детей и молодежи) Задание 3) Что лежит в основе классификации детских коллективов учреждений дополнительного образования? Основания, по которым систематизируются виды детских коллективов в учреждении дополнительного образования детей, следующие: уровень и приоритет задач; количество предметов, профилей, степень их интегративности; приоритет направлений деятельности; особенности организации образовательного процесса (принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента, наличие ступеней обучения, структура объединения, наличие органа самоуправления). Задание 4) В чем заключается специфика образовательного процесса в системе дополнительного образования детей? К организационным особенностям образовательного процесса в УДОД относят: · занятия проводятся в свободное от основной учебы время; · обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); · психологическая атмосфера носит неформальный характер; · детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий; · допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрасту, уровню интеллектуального развития). Функции педагога при организации образовательного процесса. Задание 5) Найдите общие черты и различия между уроком и занятием в дополнительном образовании детей. В школах, лицеях и гимназиях уроки проводятся с целью обучить коллектив детей определенным знаниям. Во время уроков ученики овладевают новыми навыками и умениями, которые касаются как точных наук, так и нравственных и мировоззренческих идей. На уроке учитель может как объяснять коллективу учеников новую тему, так и оценивать, и проверять их знания. Уроки, совмещающие два способа обучения, называют комбинированными. Кроме того, на уроках могут проводиться конференции, семинары, зачеты, ролевые и деловые игры. Форма урока зависит от того какую форму взаимодействия с учениками выбрал учитель. Занятие – форма организации учебного процесса, сторонами которой выступают учащиеся и учитель. Занятие ограничено временными рамками, но не должно длиться строго 45 минут, может иметь различную структуру, метод, форму и способ обучения. Занятие может быть индивидуальным, коллективным и групповым, это зависит от количества учащихся. Для каждого ученика оно может начинаться в любое время, но при этом время занятия и его продолжительность должны быть запланированы в учебном плане. В зависимости от формы проведения занятия различают семинары, лекции, коллоквиумы, мастер-классы и уроки. |
Кейс-задача № 4 | Задание 1. Каковы основные этапы технологии социально-педагогической поддержки в учреждении дополнительного образования детей? Виды и этапы педагогической поддержки. Выделяется несколько видов социально-педагогической поддержки: – по степени участия взрослого (непосредственная и опосредованная); – по времени оказания (опережающая, оперативная, поддержкапоследствие); – по длительности (единовременная, пролонгированная, дискретная). Исходя из сфер педагогической поддержки, логично было бы классификацию видов расширить за счет содержания деятельности ребенка, например, коммуникативная поддержка, поддержка его творческой, исследовательской деятельности и т.п. |
Кейс-задача № 5 | |
Дата: _17.04.2023____ | _________ ___Кузнецова К.Н_____ (подпись) (ФИО обучающегося) |
| |