Файл: Конспект урока литературы в 5 классе П. П. Бажов Медной горы хозяйка Тема урока Бажов П. П. Медной горы хозяйка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока литературы в 5 классе:

П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»
Тема урока: Бажов П.П. «Медной горы хозяйка»

Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова, с его сказом «Медной горы Хозяйка».

Цели: образовательные:познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова; ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать его сходства и различия со сказкой;

развивающие:продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода; развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать память, логическое мышление, речь;

воспитательные: воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
Тип урока: урок изучения нового.

Требования к уроку: уметь выразительно читать;

знать методику работы с текстом.

Оборудование: учебники, наглядности (выставка книг, портрет писателя, фрагмент аудио сказки), мультимедийная техника.

Организация класса: на перемене подготовить рабочие места, привести в порядок оборудование.

На доске эпиграф: И  в малахитовой живет  она  светелке.
Там,  что  у  Медной, у горы.
Глаза Хозяйки – звезд ночных осколки…
Попробуй ты,  возьми ее дары…

(О. Довгаль)

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

Сегодня мы с вами познакомимся со знаменитым уральским сказителем Павлом Петровичем Бажовым, который тоже любил свою Родину, видел в ней особую поэзию и красоту, которая живет не только в ее лесах и полях, но и людях, в их характерах.

3. Знакомство с биографией (слово учителя).

Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.

Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом.  С детства нравились ему, легенды, сказки и песни родного Урала.

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать.


У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.

Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество. 

В Екатеринбурге, в этом доме, жил и работал уральский сказочник, друг всех ребят – П.П. Бажов.

Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы. 

Долгие годы Бажов собирал Сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник Сказов носит название «Малахитовая шкатулка», который увидел свет в 60-й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года в Свердловске. Работал он по ночам,когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручки машинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.

  1. Отличительные особенности сказа и сказки.

-В начале урока я сказала, что мы познакомимся со сказателем Бажовым.

- К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель (сказка).

-Действительно они похожи, посмотрите, “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница. Давайте выясним какая.

-Ребята, а что такое сказка? -А сказ?

-Ребята,Сказка– жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях.

-Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора, т.е.

Сказ 

- это повествование, ведущееся от лица рассказчика;

- не имеет зачина;

- имеет реальную основу.

-Как вы думаете, чем отличается сказ и сказка?

-составить таблицу

Отличительные черты сказки:

Волшебные герои – добрые и злые

Нет рассказчика

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание



Не имеют реальной основы.

-Вам теперь понятно, что такое сказ и сказка?
Отличительные черты сказа:

Герои – люди обыкновенные

Фольклорная первооснова

Присутствие рассказчика – человека из народа

Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

-Ребята, вы и раньше встречались со Сказом. Вспомните, пожалуйста, произведения – сказы. Их, кстати, тоже написал Бажов. («Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Чугунная бабушка», «Медной горы хозяйка»)

  1. Словарная работа:

-Сегодня мы с вами начнем знакомиться с произведением П.П.Бажова «Медной горы хозяйка».В тексте вам будут встречаться незнакомые слова и выражения. Давайте разберем их.

Оба в горе робили- оба работали в шахте на руднике, добывали малахит-камень

Артуть-девка-девушка, подвижная как ртуть

Лопочет- говорит про себя

Одежа-одежда

Мудровать-зд. В значении пошутить

Даром глаза пялишь- просто так смотришь

Виду не оказывает - показывает

Обробеть – струсить

Наигрыш вести- заговаривать

Земли незнатко – невидно

Признал меня-узнал меня

Парню забедно стало – обидно

Я в горе роблю - работаю

Душному козлу – вонючему

Железную шапку ломать-

Изробленный- измученный

Воротились-вернулись


  1. Первичное комментированное чтение.

Вопросы командам:

1.Как называется сборник сказов П.П.Бажова? (Малахитовая шкатулка).

2. Сколько всего сказов в этом сборнике? ( 52 сказа).

3. Назовите главных героев сказа « Медной горы Хозяйка»? ( Медной горы Хозяйка и Степан).

4.Из чего было платье Хозяйки Медной горы? (Из отборного шёлкового малахита).
5.Каких зверюшек Хозяйка называла своим войском? (ящерок и змеек)

6.Что велела сделать Хозяйка Степану? Передать приказчику, чтобы он, душной козёл, убирался с Красногорского рудника)

7.Что она подарила Степану для его невесты? (Малахитовую шкатулку с украшениями)
8.Какое третье испытание должен был выдержать Степан, но не выдержал? ( не вспоминать Медной горы Хозяйку).

9.Как он объясняет,  что  не  боится  малахитницу? ( «Кого  мне  бояться, коли  я  в горе  роблю?»)


10.Какой  отрицательный  герой  появляется  в  сказе?  (Приказчик)

11.Почему  Степан  решил  сделать  так, как  велела  ему  Хозяйка?  

(Приказчик «душной козел - гниль  какая-то  в  нутре  у  него  была…Не  сказать - тоже  боязно… А хуже  того  стыдно перед  девкой  хвастуном  себя  оказать».)

12.Чем  закончилось  это  событие? ( Хозяйка  помогла  Степану,  сняла  с  него  цепь  и  показала  своё  приданое ).

13.Как  отнеслась  Хозяйка  к  отказу  Степана  от  женитьбы  на  ней? ( «Молодец! Не  обзарился  ты  на  мои  богатства,  не  променял  свою  Настеньку  на  каменную  девку» . ---Подарила  шкатулку,  помогла  получить  вольную.)

14.Как  сложилась  судьба  Степана?  ( Женился,  обзавелся  домом,  но  стал  болеть. «Счастья  в  жизни  не  поимел».)

15.Почему  сказ  закончился печально?  (  В  этом  его  отличие  от  сказки,  автор  рассказывает  достоверную  историю. )

16.Что  в  сказке  реального,  а  что  фантастического?  (Реальна  жизнь  Степана,  других  рабочих;  фантастична  сама  Хозяйка,  её  царство,  помощь  Степану,  чудеса.)

17.Что за камешки нашли в руке у мёртвого Степана? (медный изумруд – слёзы Хозяйки).

18. В чем отличие сказа от сказки?

3.Опишите девку, которую увидел Степан.

-Коса сиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка.

4.Что это за «девка»? -Хозяйка

5. Что поразило его в Хозяйке? -Коса

11.Что она ему пообещала Степану, если он выполнит ее просьбу?

-Выйти за него замуж

12.В кого превратилась Хозяйка?

-В ящерку

13. Как в думаете какими качествами долен обладать человек, способный выполнить поручение Хозяйки медной горы?

-Дома, закончив чтение вы узнаете смог ли Степан выполнить задание Хозяйки.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение описания портрета хозяйки Медной горы. Нарисовать портреты героев или иллюстрации к понравившимся эпизодам сказа.


  1. Итог урока.

В творчестве Бажова сказ нашел наивысшее свое выражение. Книги П.П. Бажова называются «вечными» книгами.  И помимо художественных достоинств они славят мудрость рабочего человека, в этом мы убедились ранее на уроках, и это подтверждают слова самого автора: Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом…Вне труда нет и человека.
-С каким писателем мы сегодня познакомились? (Бажовым)

-Когда он родился? (Родился он 28 января 1879 г.)

-В каком году вышла книга «Малахитовая шкатулка»? (1939 г.)

-С каким сказом мы сегодня начали знакомиться? («Медной горы хозяйка»)

-Молодцы.
9. Рефлексия.

-Что нового вы узнали?

- Что было сложно?


  1. Оценивание.

-Наш урок подошел к концу. Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что заработал сегодня «5», кто «4»? Молодцы. Вы все сегодня отлично работали. Спасибо за урок. До новых встреч.