ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Карта урока для организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Учитель: Хвостова Ольга Сергеевна
Предмет: литература
Класс: 10 «Б»
Дата проведения урока: 20 апреля
Выполненную работу прикрепите в ВШ к тому числу, в котором у вас отразилась карта урока, т.е 25.04.
Тема: «Двойники» Раскольникова.
Цель урока: определить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова.
Задание:
«Двойниками» Раскольникова называют героев романа, которые по жизненным позициям близки теории Раскольникова и которые тоже считают возможным распоряжаться жизнями других людей. Это Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов. Необходимо выяснить, что их сближает с Раскольниковым, а в чем они отличны, какова их роль в романе. «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают», — говорит Раскольников, пытаясь убедить себя в правильности своей теории.
Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли» он «дрожащая» или «право» имеет, предполагала следующее практическое воплощение:
— убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше чем жизнь «вши»;
— взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь;
— на эти деньги сделать много хороших дел.
В романе герой смог воплотить только первый шаг.
Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.
Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов? Можем ли мы считать их «двойниками» Раскольникова?
2. Письменно ответьте на вопросы:
2.1 Старуха-процентщица Алена Ивановна.
— Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится?
— Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает?
— Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?
— Можем ли мы назвать Алену Ивановну «двойником» Раскольникова?
2. 2. Петр Петрович Лужин.
— Какой смысл в том, что в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?
— Как его теория, выраженная в словах «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует...», связана с теорией Раскольникова?
— Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
2. 3. Аркадий Иванович Свидригайлов.
(О Лужине и Свидригайлове сообщается в одном письме. О Лужине в письме говорится хорошо — затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо — потом появляются вопросы об этом герое.)
— Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?
— Какие взгляды героя раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?
— О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.)
— Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?
— Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?
(Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова — это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.
«Двойники» Раскольникова выведены в романе не случайно: автор показывает, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление. Муки совести Раскольникова — это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь.)
Домашнее задание: Прочитать 5 часть романа
-
Имя старухи-процентщицы — Алена Ивановна. Фамилия героини не указана в романе. Возраст старухи-процентщицы — около 60 лет: "...старушонка, лет шестидесяти..."
Алена Ивановна — коллежская регистраторша, процентщица, «...крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом... Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». Ее изображение должно вызывать отвращение и тем самым как бы отчасти оправдывать идею Раскольникова, который носит ей заклады, а затем убивает ее. Персонаж — символ никчемной и даже вредной жизни. Однако, по мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней как над любым человеком, даже во имя благородных целей, является преступлением нравственного закона.
Боится всего, потому что столько людей, которым она в долг дала, ее ненавидят, и Раскольников тоже. " Я у неё деньги взял, ну подумаешь отдать не могу. А она, собака, больше не даёт, пока долг не отдам».
При чтении романа создается впечатление, что старуха - отрицательный персонаж. Однако, думаю, это не совсем так. Достоевский видит в ней жертву, нам, читателям, дает описание ее именно глазами главного героя. Это сделано, чтобы мы примерили на себя мысли Раскольникова, поняли его мотивы. Отсюда и создается впечатление об отрицательности старухи. Думаю, она была ничем не лучше и не хуже многих людей того времени.
Несчастная Лизавета работает на свою сестру день и ночь как рабыня. Она выполняет в доме роль кухарки и прачки, а также шьет одежду на продажу и моет полы другим людям. Все заработанные деньги она отдает своей сестре Алене Ивановне: "...бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои." "Никакого заказу и никакой работы не смела взять на себя без позволения старухи." Добрая, беззащитная Лизавета терпит побои от своей злой сестры старухи-процентщицы: "...трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои."
Сам Раскольников пренебрежительно называет старуху-процентщицу "вошью". В то же время Раскольников и сам себя в итоге называет "вошью", а значит, ставит в один ряд со старухой: "Потому, потому я окончательно вошь, — прибавил он, скрежеща зубами, — потому что сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал , что скажу себе это уже после того, как убью!"
2. Раньше Алёна Ивановна появляется потому что она менее полный и более слабый двойник главного героя,чем Лужин. Драматургия любого произведения сначала идёт к пику, потом на спад. Она занимает «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое, приносит она, косвенное. Лужин ближе к Раскольникову, чем Алена Ивановна, т.к. в основе его теории так же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяет предполагать его возможные преступления в прошлом.
Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности. В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана», согласно которой христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвёт свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Вывод же, сделанный Лужиным, состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо всё на свете на личном интересе основано». И все поступки Лужина — лишь прямое следствие его теории. По мысли Родиона Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что даже и «людей можно резать» ради собственной выгоды...