Файл: «Классификация правовых норм».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 400

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

участниками, словом, реализовать то самое воздействие, которое соответствующая норма оказывает на конкретный вид общественного отношения. Однако здесь речь идет о теоретически выделяемых признаках нормы права, ее формальная определенность оказывается и теоретически правильным, и практически полезным признаком. Вместе с тем формальная определенность характеризуется еще и тем, что норма права выражена, как правило, в письменной форме.

Системность — это еще один признак нормы права. Этот признак на этапе развития зрелого права характеризует свойство нормы права быть в определенной связи, в определенном соотношении с другими нормами, с правовым институтом, под отраслью и отраслью права. Нормы материального права, т. е. конкретные

правила поведения, находятся как в определенных связях с другими материальными нормами права, так и с процедурными, процессуальными нормами права.

Следует отметить, что системность характеризует также иерархию правовых норм, их первичность и вторичность. В частности, некоторые нормы Конституции РФ конкретизируются в законах, те в свою очередь — в

подзаконных актах, т. е. в постановлениях, инструкциях, уставах и т. п. Этот признак обусловливает возможность разумной систематизации права, когда для правильного применения правовых норм становится необходимым построение комплекса правовых норм, т. е. своеобразной пирамиды.

Еще один признак правовой нормы — это неоднократность

(многократность) ее действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме.

Наконец, особым признаком правовых норм является их охрана

государством. Этот признак не означает, что нормы права проводятся в жизнь только с помощью государственного принуждения. Они выражают волю всего народа и потому, как правило, соблюдаются в добровольном порядке. Вместе с тем правовые нормы охраняются государством. Эта охрана состоит в том, что право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения, т. е. в правовой системе закрепляются юридические санкции, которые применяются компетентными органами (например, прокуратурой, судом, органами внутренних дел и др.) в случаях несоблюдения правовых норм. Этим правовые нормы отличаются от норм морали, норм общественных организаций и других социальных норм, а также от содержащихся в некоторых актах государственных органов призывов и обращений. Меры государственного принуждения, применяемые в случаях нарушения правовых норм, разнообразны: они направлены на восстановление нарушенного права либо на реализацию невыполненной обязанности, а также на наказание правонарушителя.


Нормы права, выряжая волю народа, выступают необходимым регулятором общественных отношений. Они являются нормативной основой деятельности государственного аппарата, средством дальнейшего развития и охраны прав и свобод граждан. Им принадлежит важное значение в обеспечении общественного порядка и дисциплины.

Регулирующее действие правовых норм осуществляется посредством наделения участников общественных отношений юридическими правами и обязанностями, воплощения предписаний норм в фактических, реальных

действиях людей.[5]

Отдельная правовая норма действует не автономно, а в тесном взаимодействии с другими нормами. Наиболее четко это проявляется в соотношении регулятивных (правоустановительных) и правоохранительных норм.

Регулятивные и правоохранительные нормы имеют различное назначение и оказывают неодинаковое регулирующее действие.

Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей.

Правоохранительные нормы предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые — выражают

отрицательную реакцию государства на неправомерное поведение, направлены на охрану регулятивных норм и «несут» в себе государственное принуждение. Так, регулятивная норма, закрепляющая права и обязанности участников авторского договора, охраняются нормами, в которых устанавливается ответственность сторон за нарушение договора.

Не менее важным, чем возможность государственного принуждения, является и такой признак, как активная, нормообразующая роль государства. Именно она и обеспечивает возможность государственного принуждения. Причем эту роль надо понимать в двояком смысле. С одной стороны, государство создает по соответствующей процедуре нормы права, устанавливает их, решая задачу организации правовой системы. С другой — государство признает, «огосударствляет» те нормы, которые зарождаются в силу самоор- ганизующих процессов и проявляются как полезные обычаи.

Все эти вышеперечисленные признаки удачно корреспондируют и со

структурами правовой нормы, сосредоточены в этих структурах, к рассмотрению которых мы и переходим.


1.3. Структура нормы права

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы - ϶ᴛᴏ упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, данные части характеризуют юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление.

Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция.

1. Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), кᴏᴛᴏᴩые определяются путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают

общие признаки субъекта преступления: ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий возраст и

вменяемость).[6]

Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям:

а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия

действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены

обстоятельства, при наличии кᴏᴛᴏᴩых уголовное дело не возбуждается либо прекращается);

б) по степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной (только указывает факты, кᴏᴛᴏᴩые обусловливают действие нормы, например сроки давности), абсолютно неопределенной (не указывает никаких фактов, с кᴏᴛᴏᴩыми связано ее действие, а предоставляет право органам власти в

необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы, например,

применение нормы на территории закрытого военного подразделения);

в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (если в

ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием кᴏᴛᴏᴩого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств).

2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие права и обязанности сторон - покупателя и продавца,


наследника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других

охранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки

запрещенных деяний - нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить и т.п.).[7]

Диспозиции тоже весьма разнообразны и классифицируются по следующим основаниям:

а) по способу описания - на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном

деянии), описательные (содержащие признаки правомерного либо

противоправного поведения; например, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует "бандитизм" как 1) создание устойчивой; 2) вооруженной; 3) группы лиц (банды); 4) в целях нападения на граждан или организации; 5) а равно руководство такой группой); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы); бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно-правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующему закону);

б) по ϲʙᴏей юридической направленности выделяются предоставительно-

обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, например,

арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа); управомочивающие (указывают на вид и меру возможного поведения, например, избирателя); рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в кᴏᴛᴏᴩом заинтересовано общество и государство, например, не посещать по туристическим путевкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан); запрещающие (указывают вид и меру поведения, за кᴏᴛᴏᴩое предусмотрена юридическая ответственность, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии).

3. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Стоит заметить, что они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение ϲʙᴏбоды, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия

за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником,

государственная награда, условно-досрочное оϲʙᴏбождение из мест лишения ϲʙᴏбоды и т.п.).


Для примера возьмем какую-либо простейшую норму права и

проанализируем ее элементы. Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с российским избирательным законодательством граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют

право избирать; лица, препятствующие осуществлению ϶ᴛᴏго права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Гипотезой здесь будет часть фразы: "граждане РФ, достигшие 18 лет" - вот два условия, при наличии кᴏᴛᴏᴩых гражданин имеет право избирать в орган власти. Диспозицией будет часть, где установлено само правило поведения - участие в выборах, в голосовании. Наконец, последняя часть нормы - санкция (в

данном случае неблагоприятная, так как связана с правонарушением) - предусматривает последствия, кᴏᴛᴏᴩые ожидают того, кто нарушил

установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке, т.е. право, предусмотренное диспозицией.[8]

Стоит сказать, что каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы ϲʙᴏе место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Вопрос о структуре правовой нормы будет дискуссионным. Важно заметить, что одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Важно знать, что большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из вышерассмотренных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.

1.4. Основные стадии процесса применения норм права.

Применение права – единый и вместе с тем сложный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права. В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий право применения.

Наиболее типичными признаются следующие:

Установление и исследование фактических обстоятельств дела Установление юридической основы дела (выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц; анализ содержания нормы права) Принятие решения (издание индивидуального акта)