Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие, признаки и виды правовой нормы.
1.4. Основные стадии процесса применения норм права.
1.5. Установление оснований - фактов для применения норм права.
ГЛАВА 2. Классификации правовых норм.
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКАХ
3.2 Отсылочный способ изложения
3.3 Бланкетный способ изложения
3.4 Абстрактный способ изложения
3.5 Казуальный способ изложения
участниками, словом, реализовать то самое воздействие, которое соответствующая норма оказывает на конкретный вид общественного отношения. Однако здесь речь идет о теоретически выделяемых признаках нормы права, ее формальная определенность оказывается и теоретически правильным, и практически полезным признаком. Вместе с тем формальная определенность характеризуется еще и тем, что норма права выражена, как правило, в письменной форме.
Системность — это еще один признак нормы права. Этот признак на этапе развития зрелого права характеризует свойство нормы права быть в определенной связи, в определенном соотношении с другими нормами, с правовым институтом, под отраслью и отраслью права. Нормы материального права, т. е. конкретные
правила поведения, находятся как в определенных связях с другими материальными нормами права, так и с процедурными, процессуальными нормами права.
Следует отметить, что системность характеризует также иерархию правовых норм, их первичность и вторичность. В частности, некоторые нормы Конституции РФ конкретизируются в законах, те в свою очередь — в
подзаконных актах, т. е. в постановлениях, инструкциях, уставах и т. п. Этот признак обусловливает возможность разумной систематизации права, когда для правильного применения правовых норм становится необходимым построение комплекса правовых норм, т. е. своеобразной пирамиды.
Еще один признак правовой нормы — это неоднократность
(многократность) ее действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме.
Наконец, особым признаком правовых норм является их охрана
государством. Этот признак не означает, что нормы права проводятся в жизнь только с помощью государственного принуждения. Они выражают волю всего народа и потому, как правило, соблюдаются в добровольном порядке. Вместе с тем правовые нормы охраняются государством. Эта охрана состоит в том, что право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения, т. е. в правовой системе закрепляются юридические санкции, которые применяются компетентными органами (например, прокуратурой, судом, органами внутренних дел и др.) в случаях несоблюдения правовых норм. Этим правовые нормы отличаются от норм морали, норм общественных организаций и других социальных норм, а также от содержащихся в некоторых актах государственных органов призывов и обращений. Меры государственного принуждения, применяемые в случаях нарушения правовых норм, разнообразны: они направлены на восстановление нарушенного права либо на реализацию невыполненной обязанности, а также на наказание правонарушителя.
Нормы права, выряжая волю народа, выступают необходимым регулятором общественных отношений. Они являются нормативной основой деятельности государственного аппарата, средством дальнейшего развития и охраны прав и свобод граждан. Им принадлежит важное значение в обеспечении общественного порядка и дисциплины.
Регулирующее действие правовых норм осуществляется посредством наделения участников общественных отношений юридическими правами и обязанностями, воплощения предписаний норм в фактических, реальных
действиях людей.[5]
Отдельная правовая норма действует не автономно, а в тесном взаимодействии с другими нормами. Наиболее четко это проявляется в соотношении регулятивных (правоустановительных) и правоохранительных норм.
Регулятивные и правоохранительные нормы имеют различное назначение и оказывают неодинаковое регулирующее действие.
Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей.
Правоохранительные нормы предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые — выражают
отрицательную реакцию государства на неправомерное поведение, направлены на охрану регулятивных норм и «несут» в себе государственное принуждение. Так, регулятивная норма, закрепляющая права и обязанности участников авторского договора, охраняются нормами, в которых устанавливается ответственность сторон за нарушение договора.
Не менее важным, чем возможность государственного принуждения, является и такой признак, как активная, нормообразующая роль государства. Именно она и обеспечивает возможность государственного принуждения. Причем эту роль надо понимать в двояком смысле. С одной стороны, государство создает по соответствующей процедуре нормы права, устанавливает их, решая задачу организации правовой системы. С другой — государство признает, «огосударствляет» те нормы, которые зарождаются в силу самоор- ганизующих процессов и проявляются как полезные обычаи.
Все эти вышеперечисленные признаки удачно корреспондируют и со
структурами правовой нормы, сосредоточены в этих структурах, к рассмотрению которых мы и переходим.
1.3. Структура нормы права
Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы - ϶ᴛᴏ упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, данные части характеризуют юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление.
Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция.
1. Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), кᴏᴛᴏᴩые определяются путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают
общие признаки субъекта преступления: ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий возраст и
вменяемость).[6]
Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям:
а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия
действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены
обстоятельства, при наличии кᴏᴛᴏᴩых уголовное дело не возбуждается либо прекращается);
б) по степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной (только указывает факты, кᴏᴛᴏᴩые обусловливают действие нормы, например сроки давности), абсолютно неопределенной (не указывает никаких фактов, с кᴏᴛᴏᴩыми связано ее действие, а предоставляет право органам власти в
необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы, например,
применение нормы на территории закрытого военного подразделения);
в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (если в
ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием кᴏᴛᴏᴩого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств).
2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие права и обязанности сторон - покупателя и продавца,
наследника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других
охранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки
запрещенных деяний - нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить и т.п.).[7]
Диспозиции тоже весьма разнообразны и классифицируются по следующим основаниям:
а) по способу описания - на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном
деянии), описательные (содержащие признаки правомерного либо
противоправного поведения; например, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует "бандитизм" как 1) создание устойчивой; 2) вооруженной; 3) группы лиц (банды); 4) в целях нападения на граждан или организации; 5) а равно руководство такой группой); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы); бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно-правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующему закону);
б) по ϲʙᴏей юридической направленности выделяются предоставительно-
обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, например,
арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа); управомочивающие (указывают на вид и меру возможного поведения, например, избирателя); рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в кᴏᴛᴏᴩом заинтересовано общество и государство, например, не посещать по туристическим путевкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан); запрещающие (указывают вид и меру поведения, за кᴏᴛᴏᴩое предусмотрена юридическая ответственность, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии).
3. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Стоит заметить, что они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение ϲʙᴏбоды, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия
за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником,
государственная награда, условно-досрочное оϲʙᴏбождение из мест лишения ϲʙᴏбоды и т.п.).
Для примера возьмем какую-либо простейшую норму права и
проанализируем ее элементы. Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с российским избирательным законодательством граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют
право избирать; лица, препятствующие осуществлению ϶ᴛᴏго права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.
Гипотезой здесь будет часть фразы: "граждане РФ, достигшие 18 лет" - вот два условия, при наличии кᴏᴛᴏᴩых гражданин имеет право избирать в орган власти. Диспозицией будет часть, где установлено само правило поведения - участие в выборах, в голосовании. Наконец, последняя часть нормы - санкция (в
данном случае неблагоприятная, так как связана с правонарушением) - предусматривает последствия, кᴏᴛᴏᴩые ожидают того, кто нарушил
установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке, т.е. право, предусмотренное диспозицией.[8]
Стоит сказать, что каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы ϲʙᴏе место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.
Вопрос о структуре правовой нормы будет дискуссионным. Важно заметить, что одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Важно знать, что большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из вышерассмотренных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.
1.4. Основные стадии процесса применения норм права.
Применение права – единый и вместе с тем сложный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права. В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий право применения.
Наиболее типичными признаются следующие:
Установление и исследование фактических обстоятельств дела Установление юридической основы дела (выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц; анализ содержания нормы права) Принятие решения (издание индивидуального акта)