Файл: «Классификация правовых норм».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 406

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

предусматривает целую систему стимулирующих средств (а, точнее «стимулирующих выплат» ст. 144 ТК РФ): премии, доплаты, надбавки. Ст. 191 Трудового Кодекса РФ имеет также стимулирующий характер, развивает активность субъектов, его добросовестное исполнение обязанностей и с этой целью предусматривает возможность поощрения за позитивное (одобряемое) поведение в форме объявления благодарности, выдачи премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой, представления к званию лучшего по профессии488.

Таким образом, под стимулирующими (поощрительными) нормами следует понимать нормы, в которых формулируется правовое побуждение к одобряемому обществом и (или) государством полезному варианту поведения, предусматривающие установленные законом меры поощрения. В юридической структуре таких норм содержится позитивная (поощрительная) санкция.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного поведения, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений. Как правило, адресатами таких норм являются акционерные общества, государственные предприятия и учреждения, производственные и научные объединения. По выражению В.Л. Кулапова рекомендательные нормы следует охарактеризовать, как «правило поведения, указывающее на желательное развитие относящихся к компетенции адресата общественных отношений, позволяющее ему учесть свои местные условия, возможности, резервы и поддерживаемое в своей реализации государственными мерами позитивного и негативного характера»

По функциональной природе, т.е. по социальному значению и роли в системе правового регулирования нормы права подразделяются на учредительные (исходные), регулятивные (нормы-правила поведения), а также общие и специальные.

Учредительные (исходные) нормы права – устанавливающие основы правового регулирования общественных отношений, а также цели, задачи, принципы и приделы этого регулирования, закрепляют правовые категории и понятия, которыми оперирует юридическая практика. Тем самым данные нормы занимают особое, ведущее место в государственно-правовом механизме регулирования общественных отношений и, соответственно, имеют высшую юридическую силу по сравнению с другими видами норм права. В свою очередь учредительные нормы принято разделять на нормы-начала, нормы-принципы,

целеустановочные нормы, дефинитивные нормы.[14]

Нормы-начала, в содержании которых закрепляются основы (начала) конституционного (государственно-правового) строя, политические, экономические, культурные и социальные основы государства и общества, взаимоотношения личности, общества государства. Данные нормы содержаться в Конституции РФ, прежде всего в гл. 1 «Основы конституционного строя». Так, например, в ст. 2 Конституции РФ провозглашается, что человек, его права и обязанности являются высшей ценностью, это ориентирует формирование и развитие государственно-правового устройства общества исходя из приоритета индивидуальных прав, свобод и обязанностей. Причем осуществление которых, т.е. этих прав и свобод, не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17


Конституции РФ), что в свою очередь, ориентирует на создание политикоправовых механизмов по защите, согласованию этих прав и свобод, минимизации конфликтов между ними. Другой пример, Основной Закон ст. 7 п. 1. ориентирует формирование правового, экономического и политического пространства исходя из того, что Российская Федерация является социальным государством, что подразумевает создание политико-правовых и социально-экономических

гарантий для достойной жизни и развития как отдельного человека и гражданина, так и всего общества в целом, согласования общественных и индивидуальных интересов и потребностей.

Нормы-принципы – это нормы общего характера, выражающие и закрепляющие принципы права и правового регулирования отдельных видов

общественных отношений. В этом плане нормы принципы бывают общеправовыми (устанавливают основы правовой системы российского общества), межотраслевыми (закрепляют основы правового регулирования определенной сферы деятельности, имеющей межотраслевой характер) и отраслевые (определяют правовые основы определенной отрасли, а также в некоторых отраслях права эти нормы являются основой для регулирования общественных отношений, специально не урегулированных конкретными

нормами). Например, ст. 19 п. 1 Конституции РФ определяет, что все равны перед законом; т.е. устанавливает общий правовой принцип для всех отраслей права. В свою очередь, Гражданский Кодекс РФ в ст. 1 «Основные начала гражданского законодательство», соответственно устанавливает правовые основы данной отрасли права.

Целеустановочные нормы - это нормы, которые определяют цели стоящие перед обществом, государством в лице его органов и должностных лиц, различных институтов гражданского общества и граждан, а также цели и задачи отдельных отраслей права и правовых институтов. С этой точки зрения целеустановочные нормы могут быть общего характера, направляющие

воздействие на развитие современного российского права в целом (например, ст. 1 Конституции РФ определяющую цель государственно-правового развития российского государства, гласящей, что Российская Федерация есть

демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления); и специального характера, устанавливающие цели для отдельных отраслей и институтов права (например, ст.2. Гражданского и Уголовного Кодексов РФ).

Дефинитивные нормы (или нормы-определения) – это нормы,

закрепляющие те или иные юридические понятия, явления, процессы и категории, придавая тем самым законодательству ясность и определенность, способствуя его единообразному, четкому и эффективному применению. В качестве примера можно привести ст. 14 п. 1 Уголовного Кодекса РФ, в котором дается понятие и признаки преступления, под которым понимается «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».


Регулятивные нормы (нормы правила поведения) – это нормы непосредственного, прямого регулирования общественных отношений, предоставляющие субъектам правовых отношений конкретные права и обязанности, а также выражают определенную реакцию государства по отношению к тем, кто нарушает предписанное этими нормами правило поведение.

Общие и специальные нормы выделяют исходя из степени общности и

объема действия. Под общими нормами понимают такие нормативные

предписания, которые охватывают своим действием все правовые институты той или иной отрасли (конституционной, административной, гражданской, уголовной и т.п.). Данные нормы группируются в общую часть и регламентируют широкий круг общественных отношений определенного рода. Как правило, данные нормы содержаться в Общей части кодексов и разделах общих положений других законов и иных нормативно-правовых актов. Хотя общие нормы могут иметь и межотраслевой характер, например, правовое предписание ст. 46 п. 1 Конституции РФ в которой говорится, что «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», распространяется на соответствующие институты гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права. В отличие от них специальные нормы – это правовые предписания, относящиеся к отдельным институтам той или иной отрасли права, регулирующие конкретный вид родовых отношений с учетом присущих им особенностей, своеобразия, специфики, тех или иных условия. Специальные нормы призваны детализировать и

конкретизировать правовые предписания общих норм, корректируя при этом временные и пространственные условия их реализации, а также формы и способы правового воздействия на поведения субъектов в тех или иных видах правовых отношений. Исходя из этого данные нормы, в своей совокупности, образуют Особенную часть той или иной отрасли права.

По характеру предписываемых правил поведения юридические нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы (или нормы дозволительного характера) предписывают субъектам правовых отношений совершать определенные

действия или воздерживаться от них по своему усмотрению, т.е. устанавливают возможность субъекта по своей воли выбирать один из вариант поведения, предусмотренных нормой права, в данных конкретных условиях. В тексте такой нормы содержаться слова «вправе», «имеет право», «может» и т.п. Например, в ст. 80 Трудового Кодекса РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)» указано, что «работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели…», или в ст. 12. Уголовного Кодекса РФ говорится, что


осужденный имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях; имеет право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказание; имеют право на охрану здоровья и др.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта правовых отношений совершать определенные положительные действия. В тексте таких норм, как правило, содержаться слова «обязан», «должен» и т.п. Так, например, в ст. 32 Трудового Кодекса РФ отмечается, что «работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с настоящим Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями». Другой пример, в ст. 227 п.1 Гражданского Кодекса РФ сказано, что «нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи…» или ст. 678 того же Кодекса устанавливает, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение.

Запрещающие нормы – это нормы права, которые запрещают субъекту правовых отношений совершать определенное деяние. Суть данных норм заключается в том, что с помощью государственно-правового механизма предотвращаются возможные нежелательные действия, могущие причинить вред, ущерб интересам личности, общества, государства. В тексте таковых норм содержаться слова «запрещается», «не вправе», «не может быть», «не

допускается» и т.п., например, в ст. 222 п. 2 Гражданского Кодекса РФ говорится о том, что «Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки»; в ст. 64 Трудового Кодекса РФ отмечается то, что «Запрещается необоснованный отказ в заключении

трудового договора»; ст. 42 ч. 3 Семейного Кодекса РФ обозначает, что «Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов».

По юридической силе нормы права в зависимости от органа, издавшего те

или иные нормы права, подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, подзаконные нормы федеральных и региональных органов власти.

К федеральным законодательным нормам относятся, прежде всего,

Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы. Региональные законодательным нормы делятся на нормы, содержащиеся в

конституциях и уставах субъектов РФ и законов этих субъектов РФ. Федеральные подзаконные нормы находят свое выражение в нормативных указах Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказах и инструкциях федеральных министерств, федеральных служб и агентств. К региональным подзаконным нормам относятся нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом каждая группа (виды норм) после федеральных стоит ниже по юридической силе, должна соответствовать и не противоречить вышестоящим нормам.


По сфере действия нормы права подразделяются на нормы общего

действия, нормы ограниченного действия, локальные нормы.

Нормы общего действия – это нормы, имеющие общефедеральное значение, они не предусматривают специальных условий или каких-либо ограничений их действия. Это конституционные и другие нормы федеральных

органов государственной власти РФ.

Нормы ограниченного действия – это также общие норм, однако,

имеющие пределы своего действия, связанные с определенными пространственными, временными и ситуационными факторами.

Так, по действию во времени нормы права делятся на нормы без указания срока действия (данный вид относится к нормам общего действия), которые осуществляют свое действия с момента принятия и до момента их официальной отмены уполномоченным на то органом государственной власти, и нормы с указанием срока их действия (т.е. норма ограниченного действия). По действию правовых норм в пространстве выделяют нормы права, действующие на всей территории федерального государства (нормы общего действия) и нормы права,

действующие на определенном территориальном образовании (нормы ограниченного действия). В зависимости от круга лиц нормы права подразделяются на нормы, действие которых распространяются на всех лиц (нормы общего действия) находящихся на территории государства и нормы права, действующие на определенный круг (категорию) лиц (нормы ограниченного действия), например, этот круг лиц может зависеть от территориального критерия, либо в зависимости от адресата нормы права (пенсионеры, студенты, рабочие и т.п.).

Локальные нормы права – это нормы, действующие в пределах отдельной

государственной, предпринимательской, политической, культурной, общественной и иных организаций или их структурных подразделений. В подобных нормах фиксируются характер, цели, задачи и специфика деятельности конкретного коллектива организации.

По техническим приемам установления предписываемых правил поведения юридические нормы разделяют на определенные, бланкетные и отсылочные.

Определенные нормы представляют собой подавляющее большинство норм, в которых содержится само правило поведение.

Бланкетные нормы – это такие нормы, в которых не содержится самого правила поведения, однако, имеется отсылка в общем виде к какому-либо нормативно-правовому акту в целом, либо к его части. Например, в ст. 19 п. 5. Гражданского Кодекса РФ отмечается, что «Вред, причиненный гражданину в результате неправомерного использования его имени, подлежит возмещению в соответствии с настоящим Кодексом».