Файл: Практическая работа 4 Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по физике 7 класс Плотность вещества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №4

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по физике 7 класс

«Плотность вещества»

Предмет, класс , УМК

Физика, 7 класс, А.В. Пёрышкин

Тема урока


Плотность вещества.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цели урока

Деятельностная цель урока (по линиям развития личности)

Содержательная цель урока:

(обязательный минимум содержания)

1.Сформировать представление о плотности вещества, выяснить от чего зависит плотность вещества.

2.Развивать интеллектуальные умения (наблюдать, размышлять, сравнивать, измерять, производить вычисления, делать выводы), умения работать с таблицей.

3.Воспитывать умение работать в группах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение грамотно выражать свои мысли.

1. Формирование понятия новой физической величины – плотности.

2. Выяснения физического смысла плотности.

3. Выведение формулы для расчета плотности.

4.Выведение единицы измерения плотности.

5.Определение плотности по таблице.


Планируемые результаты

Предметные:

-Имеют представление о плотности вещества;

- умеют: вычислять плотность вещества по формуле, пользоваться таблицей плотности, сравнивать плотности различных вещества:


Метапредметные:

познавательные – анализировать информацию, обобщать и делать вывод;

регулятивные – выдвигать гипотезу, предлагать пути её решения; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

коммуникативные – владеть устной и письменной речью; уметь общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности


Личностные:

  • Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

  • Имеют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.




Организация пространства

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах

Педагогические технологии (педагогические техники)

Технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, информационно – коммуникативная технология,

«Ассоциативный ряд», «Мешок настроений», «Лист решения проблем», «Пятёрочка», Райтинг, Идеальное задание

Методы обучения

Активно – деятельный метод, интерактивные методы, практический метод, развивающее обучение. демонстрационный метод.

Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование

Учебник, лабораторное оборудование (весы, металлические цилиндры, мензурка), дидактические материалы, карточки рефлексии, тест, компьютер, проектор, калькулятор, презентация.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I.Организационный момент

Самоопределение к деятельности

(1 мин)

Приветствие. Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Проверка готовности учащихся к уроку.

 Дать правильную психологическую установку: «По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше»

Приём «Мешок настроений». «Соберём» плохое настроение в воображаемый пакет и выбросим в мусорное ведро. Расслабьтесь, прислушайтесь к своим ощущениям и ответьте себе на следующие вопросы.

Выделяют информацию из слов учителя и настраиваются на учебную деятельность

Отвечают на вопросы

  • Где я ?

  • Зачем я здесь?

  • Что мне нужно делать?

Я нахожусь на уроке и хочу узнать что – то мне неизвестное.

- Взаимодействуют с учителем (К)

- Настраиваются на занятия (Р)

- Выделяют существенную информацию из слов учителя (П)

II. Мотивация

(1 мин)

Слайд 1

Эпиграф к уроку

Физика – это наука!
Но вижу в глазах у детей только муку.
Формулы скачут, мелькают подряд,
Ох, как им трудно их выстроить в ряд!
Но без физики не объяснить
И кран подъемный, и гвоздь как забить,
Как в Космос летаем, машины водим,
И почему по Земле так просто мы ходим?


Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам стихотворение?

Как вы их понимаете? Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами на уроке будем добывать знания опытным путём.

Слушают учителя

Высказывания:

Знания по физике имеют огромное практическое значение.

Потому что здесь говорится про открытия, а все открытия связаны с физикой.

Любое знание желательно добыть опытным путём.

- Выражать свои мысли.(К)

-Развивать навыки самомотивации.(Р)

-Действие смыслообразования (интерес, мотивация) (Л)

III. Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся.

(3 мин)

Слайд 2

Ребята, сейчас мы с вами вспомним понятие, которое нам пригодится сегодня на уроке. Итак, нам надо повторить физическую величину – массу.

Вам предлагается дополнить предложенные высказывания.

Свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии называют ……

Физическая величина, характеризующая инертные свойства тел называется …

Обозначение массы …

Единица измерения массы …

Прибор, с помощью которого измеряют массу тела …

- А теперь повторим то, что вы знаете про физическую величину – объём.

Объём обозначается…

Единица измерения объёма…

Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?

-Молодцы! Очень хорошо. Вы с заданием справились

(Если будут затруднения, учитель проводит коррекцию)


Выполняют задание.

(индивидуально- читают вопрос и адресуют любому из учеников, если он не отвечает, отвечает сам))

Инертность

Масса

m

килограмм

весы

V



V= abc

Определяют свой уровень усвоения понятий «масса тела», «объём тела» (Оценочный лист)

-Умеют высказывать точку зрения, отстаивать её, аргументировать, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы (К)

-Самоконтроль, самооценка деятельности (Р)


IV. Постановка учебной задачи

(8 мин)

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5


Вопрос запуска постановки учебной задачи

Постановка проблемы

Учитель Представьте, что к нам обратилась Лидия Викторовна с просьбой рассчитать массу одного кирпича, чтобы знать сколько машин отправлять за кирпичом, необходимым для ремонта школы . В нашем распоряжении только линейка. . Как определить массу кирпича?

Экспериментальная работа. На столе лежит кирпич. Как используя только линейку определить его массу?

Затрудняетесь? Ладно, мы вернемся к этому вопросу позже, только вы его запомните.

Тела окружающие нас состоят из различных веществ; дерева, железа, резины и т.д.

Каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Масса любого тела зависит не только от его размеров, но и от того, из какого вещества это тело состоит.

Опыт №1

  • Скажите, кто-нибудь из вас слышал загадку: «Что тяжелее, килограмм пуха или килограмм золота?». («Что тяжелее, сто грамм ваты или сто грамм железа»)

  • - Давайте наши слова проверим на опыте.

  • Какой вывод можно сделать из этого

опыта?

Опыт № 2.

Возьмем два цилиндра одинакового объема.

Объем цилиндров одинаковый. Как вы думаете, а массы будут какими?

Появились две точки зрения. Хорошо.

Что в физике является подтверждением истинности того или иного высказывания? Опыт.

Давайте проверим ваши мнения опытом.

Проводит взвешивание цилиндров на весах.

Итак, опыт показал, что масса цилиндров разная.

- Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Молодцы!

На экран проецируется два вывода.

Прочитайте, пожалуйста и запомните.

Как вы думаете, а почему так?

А есть у вас знания по теме «Плотность вещества»?

Формулирует учебную задачу, на основании недостатка знаний учащихся о новом понятии.

Изучить понятие «плотность»

Дети высказывают свои мнения:

- затрудняются ответить

Ответы:

  • Одинаковая масса

  • опыт

  • они сделаны из разных веществ; у тел с одинаковой массой может быть разный объем



  • одинаковые

  • разные

  • они сделаны из разных веществ; у тел с одинаковым объемом масса может быть разной

Дети читают выводы !!!

- может плотность разная

Нет

Осознают важность решения поставленной учебной задачи

Игра « Ассоциативный ряд»

За работу на этом этапе,

ставят оценки в оценочный лист

- Взаимодействуют с учителем, организуют совместное сотрудничество в группах (К)

- Делают предположения об информации, необходимой для решения задачи (П)

- Формируют целевые установки учебной деятельности (Р)

- Формирование желания выполнять учебные действия (Л)

V.Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

(1мин)

Слайд 6


Тема нашего урока «Плотность вещества»

Совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.

  • Что от вас ожидается сегодня на уроке?

  • Чему нужно научиться?

  • Какие цели и задачи урока вы бы предложили?

Хорошо, вы назвали почти все цели.

Итак, сегодня на уроке мы должны познакомиться с физической величиной – плотность, узнать, что она характеризует, узнать, как она обозначается и по какой формуле находится. Посмотрите на ваши столы там лежит план обобщенного характера. По нему мы и будем работать.

Памятка

План изучения физической величины

1.Что показывает физическая величина?

2.Определение величины

3.Обозначение

4.Формула

5.Единицы измерения физической величины

6. Прибор для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел.

7.Практическое значение или применение.

Записывают в тетрадь тему урока

Участвуют в формулировании целей и задач урока:

  • узнать что такое плотность;

  • узнать от чего она зависит;

  • узнать, как она обозначается;

  • узнать какой у нее смысл

- Оформление мысли в устной или письменной форме (К)

-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

-Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану (Р)


VI.Открытие нового знания

(10 мин)

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Работая с текстом учебника §22, пункт

«Плотность вещества» (стр.61-62),

достигнуть поставленных целей.

(работа в парах – по плану изучения физической величины)

Дайте определение плотности и запишите на доске формулу.

Рассказать о единицах плотности и записать на доске.

Ребята, обратите внимание, в таблице есть значения плотностей веществ и в кг/м3, и в г/см3.

Посмотрите на численные значения плотностей одного и того же вещества в таблице и сделайте вывод, какое действие нужно выполнить, чтобы от г/см3 перейти к кг/м3, и наоборот? Молодцы!

Сравним плотности различных веществ. Работа с таблицами стр.63-64 (учебник).

Чем отличаются таблицы?

В чем их отличие (состояния вещества)?

1.Плотность свинца 11300   . Что это означает?

2. Плотность какого вещества больше- чугуна или меди? бетона или стали?

3. Какая жидкость имеет плотность 0,79   ?

4. Для измерения плотности пластилина взяли образец массой 200 г. Как изменится результат измерений, если будет взят образец массой 100 г?

5. Найди ошибку в рассуждениях: плотность 1   ти равна 800   . Тогда плотность 2   нефти будет равна 1600   .

6.Масса 15   некоторого вещества равна 109, 5 г. Какое это может быть вещество?

Ребята, вопрос к вам. Какой вопрос вызвал у вас наибольшее затруднение?

Далее идет анализ вопросов, которые вызвали трудность.

Ребята я хочу сказать, что вы молодцы. Но вот у меня есть ощущение, как будто мы что-то забыли. Посмотрите, пожалуйста, на ваши планы. Все ли мы рассмотрели.

Да. Вы правы.

Прибор для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел (ареометр).

Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства.

Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО !

Изучают.

Записывают в тетрадь: плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3.

Читают. Находят определение

плотности, обозначение, формулу,

единицы плотности. Делают записи в тетради.

Вызывается пара: один дает

определение (с места), другой

записывает формулу на доске.

Остальные сверяются со своими

записями.

Один ученик рассказывает и

записывает.

Работа в парах.

Самостоятельно выполняют задания.

Ответы:

1. Это означает, что один кубический метр свинца имеет массу 11300 кг.

2.   ; 

3. Ацетон

4. Результат измерений не изменится.

5. Плотность одного и того же вещества от объёма не зависит.

6.   ;   = 7,3   – олово

Оценивают свой уровень знаний (Оценочный лист)

- Передают содержимое параграфа (№ 21) в сжатом виде (П)

- Работают по составленному алгоритму (Р)

- Оформление мысли в устной или письменной форме (К)


VII. Физкультминутка (1 мин.)

Слайд 17

Теперь сделаем небольшую паузу.

Расслабляющее упражнение для мышц шеи и плечевого пояса – «писание носом». Учащиеся с закрытыми глазами «пишут» носом в воздухе заданные учителем буквенные обозначения величин, формулы и зависимости. (m  V,   =  )

Упражнениями на вращения головой. Движения нужно выполнять плавно. Учитель: «Учиться будем хорошо?» Учащиеся кивают: «Да, да, да!» – «Нарушать дисциплину не будем?» – Учащиеся поворачивают головы из стороны в сторону: «Нет, нет, нет!» Обычно находятся «перепутавшие», какой ответ надо дать. «Приходится» повторять упражнение. Продолжаем игру: «А что будем делать, если не получится?» Учащиеся поднимают и опускают плечи: «Не знаю, не знаю, не знаю!» И последний вопрос: «Что же тогда скажет мама?» Учащиеся качают головами: «Ай-ай-ай!»

Выполняют упражнения

- Умение соотносить свои действия с действиями учителя (Р)

- Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. (К)

- Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал. (Л)


VIII. Первичное закрепление

(10 мин)

Слайд 18

А теперь ребята я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить задание, которое вызвало у вас затруднение. Вопрос с кирпичом.

Так как же используя линейку определить массу кирпича?

План

1. Измерить линейкой длину, ширину и высоту кирпича (в см).

2. Вычислить объём кирпича по формуле V= a∙ b  c.

3. Найти плотность кирпича в таблице (1,8 г/см3).

4. Из формулы плотности выражаем массу m=V*ρ.

Групповая работа. Ставит перед учащимися задачу: решить задачу на определение плотности вещества. (устно – комментирование с места)

дополнительно: решить задачу

Брусок металла имеет массу 26,7 кг и объём 0,003 м3. Из какого металла изготовлен брусок?

Вычисляют и делают записи в тетради.

(кирпич силикатный –   = 1860 – 1940   ) стены внутренние и внешние

кирпич керамический   = 2200 – 25000   ) кладка фундамента

Групповая работа.

Описывают: измерить длину, ширину, высоту кирпича (в см); найти плотность кирпича в таблице ( 1,8 г/см3);

вычислить объем бруска; выразить

массу из формулы и вычислить.

Измеряют кирпич и делают записи измерений в тетради.

Вычисляют и делают записи в

тетради:

V=abc=25*12*6=1800 см3

Из формулы плотности выражают

массу:

m=Vρ= 1800см3*1,8 г/см3=3240 г

Ответ: медь – 8900 

Заполняют лист решения проблемы.

За работу на этом этапе оценивают свою работу.

Контролируют правильность выполнения задания (Р)

- Умеют оформлять мысли в устной и письменной форме (К)

- Делают предположения об информации, нужной для решения задачи, производят расчёты, оформляют решение в тетради (П)


IX.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

(3 мин)


Выполните тест, сделайте взаимопроверку, выставите себе оценки в оценочный лист.

Тест

1. Плотностью называют…

а)физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

б)физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

в) физическое явление.

г) физическое тело.

2. В системе СИ плотность измеряется в…

а) г/см3.

б) г/л.

в) кг/м3.

г) м3/кг

3. Плотность данного вещества зависит …

а) от его массы.

б) от его объёма.

в) от его размеров.

г) нет правильных ответов

4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…

а) такого же стакана со спиртом.

б) такого же стакана с молоком.

в) такого же стакана с чистой водой.

г) такого же стакана с мёдом

5.При замерзании воды плотность её вещества…

а) может и увеличиваться, и уменьшаться.

б) уменьшается.

в) увеличивается.

г) не меняется

Поставьте себе оценку по результатам теста. Если у вас нет ошибок – 5, если 1 ошибка - 4. Если ошибок больше, то пока ничего не ставьте.

Поднимите руки те, у кого ни одной ошибки.

Хорошо.

Пожелание ученику, который допустил много ошибок.

Выполняют тест, делают взаимопроверку, выставляют себе оценки в оценочный лист.

Ответы:

  1. б

  2. в

  3. г

  4. а

  5. б




- Сверка с эталоном, самоконтроль, самооценка деятельности (Р)

- Взаимодействие по оценке результатов деятельности ) (К)

-Анализируют новый материал и результаты собственной деятельности (П)


X. Подведение итогов урока. Рефлексия. Рефлексия оценки:

(1 мин)

Слайд 19

А теперь, ребята, заполните анкету (табл.), что лежит у вас на парте.

В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал


5. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


6.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным


Теперь вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке. Заполните свои оценочные листы.

Подводят итоги своей работы на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию

Райтинг(от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд

.

-Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления (Р)


XI. Домашнее задание

(1 мин)

Слайд 20

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

§21 прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа. Л.р. №4 стр.207

Идеальное задание:

Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся.

  • Определить плотность сахара-рафинада. Составить план эксперимента. Определить плотность веществ. Сделать соответствующие выводы.

  • Возьмите кусок мыла, имеющий форму

прямоугольного параллелепипеда, на котором обозначена его масса. Определите плотность мыла.

  • Решить задачу: «Оценить массу воздуха в комнате».

Ребята я хочу сказать, что вы молодцы!

Мы вместе успели за урок очень много.

Спасибо, ребята, за урок!

Записывают в дневник домашнее задание.

Выбирают задания, которые будут выполнять дома.

карточки



Формировать навыки самоорганизации.(Р) коммуникативные

-Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П)