Файл: Вся семья вместе, так и душа на месте.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Родной язык (русский) 4 класс 2

Тема занятия: Вся семья вместе, так и душа на месте.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Цель: расширить представление обучающихся о семье и семейных традициях; развивать умение работать с толковым словарём, находить в нём необходимую информацию; развивать умение подбирать родственные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Результаты:

Личностные: формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, использую дополнительные источники информации, свой жизненный опыт, выявление и классификация существенных признаков; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу, умение оценивать учебные действия в соответствии с ученой задачей, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные: научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей, подбирать родственные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: учебник «Русский родной язык 4 класс» О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова,

Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова.

Ход урока.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

У. Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.

У. Проверьте свои рабочие места. У вас на столе должны лежать: учебник, тетрадь, авторучка.

У. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. И в таком хорошем настроении начнём наш урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Проверка домашнего задания

Проверяет выполнение задания 5 на с.9 учебника.

Слайд 2.

У. На прошлом уроке мы работали со словами, которые имеют латинские и греческие корни. Напомните, что обозначают корни «логии», «графии», «метрии».

У. Прочитайте, какие слова с греческими корнями вы добавили в ряде слов упражнения 5 учебника.

Проверяет выполнение задания 7 на с.10-11 учебника.

У. А сейчас я попрошу вас представить свои проекты «Словарь в картинках» или зачитать сообщения об истории слов «школа», «гимназия», «лицей».



Д. Логии - мыслить, графии - писать, метрии - мерить.
Зачитывают слова.

Зачитывают сообщения, представляют словари в картинках.

Регулятивные: оценивать (сравнивать) результаты своей деятельности и деятельность одноклассников.



Актуализация знаний обучающихся.



1. Определение темы урока.

Слайд 3.

Привлекает внимание детей к пословицам на слайде.

У. Посмотрите, ребята, у меня на слайде записаны пословицы, прочитайте их.

У. Что объединяет эти пословицы?

У. Давайте объясним значение этих пословиц.

У. Как вы думаете, о чем на сегодняшнем уроке мы будем говорить?

У. Верно. Сегодня мы будем говорить о пословицах связанных с семьей, о семейных традициях. Ещё мы будем работать с толковым словарём.

У. И тема сегодняшнего урока «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Слайд 4.

3. Минута чистописания.

У. Запишите в тетрадь сегодняшнее число, классная работа. Спишите пословицу.



Читают пословицы.
Д. Все пословицы о семье.

Объясняют пословицы.

Д. Мы продолжим говорить о пословицах.


Записывают пословицу в тетрадь.

Познавательные: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Усвоение новых знаний и способов действий.



Работа в парах.




1. Работа по учебнику.

Слайд 5.

Упражнение 1, с. 12 (устно).

У.Прочитайте пословицы в упражнении 1 на с. 12 учебника.

У. Определите в выделенных выражениях главное слово.

У. Прочитайте в рубрике «Толковый словарь» о значении этого слова.

У. Используя толковый словарь, объясните значение выделенных выражений в пословицах.

Слайд 6.

Упражнение 2, с. 12.

У. А теперь, ребята, поработаем в парах.

У. Прочитайте первый фрагмент из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Бабушкин праздник».

У. Найдите в фрагменте слова с корнем -род-, выпишите их в тетрадь.

У. Прочитайте выписанные слова.

Слайд 6, щелчок.

У. Подберите ещё несколько слов с этим корнем.
Слайд 7.

У. Молодцы! Прочитайте следующие фрагменты из рассказа. Найдите в тексте незнакомые вам слова.

У. Какое слово в тексте вам не знакомо?

У. Помог ли текст объяснить значение этого слова?

Слайд 8.

У. Давайте проверим по толковому словарю, верно ли вы поняли значение этого слова или нет.

У. Ребята, а вы слышали выражение «семейные традиции»?

У. Что это такое?

У. Что может быть семейной традицией?

У. Многие художники в своих картинах тоже изображали семейные традиции.

Слайд 9.

У. Рассмотрите на с. 13-14 учебника репродукции картин Ивана Семёновича Куликова «В крестьянской избе» и Бориса Михайловича Кустодиева «На террасе».

У. Что объединяет эти картины.


У. Верно. Подготовьте небольшой рассказ о традиции собираться вместе всем родствен­никам на основе прочитанных фрагментов рассказа и данных репродукций картин.

У. Как вы думаете, объединяет ли семью совместное чаепитие?
У. Есть ли в ваших семьях такая традиция?
Упражнение 3, с. 14.

Слайд 10.

У. Прочитайте пословицы.

У. Какая тема объединяет их?
У. Найдите в пословицах и выпишите в тетрадь родственные слова, записывая в скобках их начальную форму.

У. Прочитайте, что у вас получилось.

Слайд 10, щелчок.

У. Скажите, знаете ли вы значение этих слов?

У. Верно. Почитать, чтить или относиться с глубоким уважением и любовью мы должны не только к живущим с нами родителям, но и к нашим предкам. Любить - значит почитать свою Родину, своё Отечество. Чтить память погибших героев.

У. Подберите ещё несколько родственных слов к словам «чтить», «почитать».

Слайд 11.

У. Ирина записала как родственные слова почёт и почтение. Согласитесь ли вы с ней?

Слайд 11, щелчок.

У. Ребята, какими словами мы называем наших родителей?

Слайд 12.

У. А как вы думаете, почему в русском языке у слов мама и папа очень много родственных слов с уменьшительно-ласкательны­ми суффиксами?

У. Хорошо. Запиши как можно больше таких слов.

Слайд 12, щелчок.


Читают пословицы.
Д. Это слово «лад».
Читают рубрику.
Д. Все выделенные выражения можно заменить разговорным значением слова «лад»:

Не надобен и клад, коли в семье согласие, мир и дружба.

Семья крепка согласием, миром и дружбой.

Отцу и матери не нужен и клад, коли дети идут в лад, т.е. живут в мире и дружбе.

А это значит, что семье не нужны никакие богатства. Богатство для них мир и согласие в семье.
Читают первый фрагмент рассказа.

Выписывают слова с корнем -род-.
Д. Родня, родичи, родной.
Д. Народ, природа, Родина, родственник, родители, родословная…

Читают второй и третий фрагменты рассказа.

Д. Слово «створки».

Д. Да. По тексту можно определить значение этого слова.

Читают определение слова «створка» в словаре С.И. Ожегова.

Д. Да, слышали.
Д. - Это дела, которые делаются в семье из года в год вместе.

- Это то, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.

Д. Семейное чтение, обеды, походы.


Рассматривают картины.

Д. На картинах изображены семейные чаепития. На первой картине это праздничное чаепитие, потому что люди одеты в праздничную одежду, а на второй картине это вечернее чаепитие, так как художник изобразил тихий летний вечер.

Работают в парах. Готовят рассказы о семейном чаепитии.

Д. Да, конечно. Это дает близким людям возможность больше общаться друг с другом.

Д. Да. Мы пьём чай всей семьёй перед сном.

Читают пословицы.

Д. В пословицах говорится о родителях.

Выполняют задание самостоятельно.
Д. Чти (чтить), почитать, почитает (почитать).

Д. Чтить или почитать - это значит, относится с большим уважением и любовью.
Д. Почесть, высокочтимый, почтеннейший, предпочтение…
Д. С Ирой можно согласиться потому, что оба слова обозначают уважение.

Д. Мама и папа.

Д. Родственные слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом позволяют детям показать своё нежное отношение к маме и папе.

Д. Мамочка, мамуля, мамулечка, маменька, мамуленька...

Папочка, папенька, папуля, папулечка, папуся, папуленька…

Познавательные: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей.

Регулятивные: формируем интерес к изучению родного русского языка, творческое самовыражение обучающихся, проявления их активности.

Коммуникативные: формируем умение работать в паре; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные: формируем умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.


Физкультминутка


Читает текст.

Слайд 13.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок,

А потом вприсядку,

И опять вприсядку,

Побежим мы по дорожке Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки Раз, два, три!

И покрутим головами Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три.

Выполняют движения по тексту.

Регулятивные: самоорганизация отдыха на занятии





Работа в парах.




Работа в парах.





Рубрика «Из истории языка и культуры», с. 15.

Слайд 14.

У. Ребята, а вы знаете, что слово мать (матерь, мама) очень древнее.

У. Во многих языках - латинском, греческом, немецком, английском, французском - есть похожие слова. Возникло это слово, по-видимому, из детского лепета: «ма», «ма-ма»…

Слово папа общеславянское, оно тоже возникло из детского языка путём удвоения слога «па».

Упражнение 4, с. 15.

Слайд 15.

У. Прочитайте предложения.

У. В каждом предложении есть слово, значение которого совпадает со значением слова папа. Найдите эти слова и запи­шите их в тетрадь.

У. Прочитайте, какие вы выписали слова.

Слайд 15, щелчок.

У. Попробуйте определить, как возникли эти слова.

Рубрика «Из истории языка и культуры», с. 15.

Слайд 16.

У. Когда-то понятие «родитель» выражалось древним словом, совсем не похожим по звучанию на слово отец. Однако параллельно с этим словом существовали ласкательные названия отца. К одному из таких слов возникла уменьшительная форма, превратившаяся позднее в отец. Постепенно оно вытесняло старое слово, означавшее «родитель», утратила оттенок ласкательности и уменьшительности.

Слово батя очень давно употреблялось как уменьшительно-ласкательное обращение к брату, а позднее получило значение «отец».

Упражнение 5, с. 16.

Слайд 17.

У. Теперь вы знаете историю возникновения слов ма­ма, папа. Запиши ещё несколько слов называющих родственников, которые также возникли как повторение двух одинаковых или очень похожих слогов.

У. Прочитайте записанные вами слова.

Слайд 17, щелчок.
Упражнение 6, с. 16 (устно).

Слайд 18.

У. Прочитайте текст.

У. Как вы думаете, почему герои сказки названы именно сестрица и братец, а не сестра и брат?

У. Верно. Слова «сестрица» и «братец» - это ласковая форма обращения, но эти слова передают нам не только нежные отношения между сестрой и братом, они показывают нам, как важны брат с сестрой друг для друга.



Ответы детей.

Читают предложения.

Работают в парах.

Д. Тятя, тятенька, отец, батька, батюшка.

Ответы детей.

Работают самостоятельно.

Д. Баба, деда, тётя, дядя, няня (старший ребёнок), ля-ля (младенец).
Читают текст.

Д. Слова «сестрица» и «братец» говорят нам о преданности, нежном отношение брата и сестры друг к другу.



Познавательные: формируем умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формируем умение работать в паре; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные: формируем умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.


Итог занятия


Организует подведения итогов урока обучающимися. Предлагает детям оценить их работу на уроке.

У. Что нового узнали?

У. Что больше всего понравилось в уроке?

У. Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?



Отвечают на вопрос учителя.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку.

Познавательные: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Личностные:понимать значение знаний для человека и принимать его, иметь желание учиться.

Домашнее задание.

Проговаривает и объясняет домашнее задание.

У. А сейчас послушайте внимательно домашнее задание.

Слайд 19.

  • В У. на с. 17.выполните упражнение 7.

- Прочитайте фрагменты литературных произведений.

- Выпишите родственные слова к словам сестра и брат.

- Запиши ещё несколько родственных слов к этим словам.


Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Записывают домашнее задание в дневник.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других.


Рефлексия деятельности.


У. Оцените свою работу на уроке.

«Зеленый» – нет вопросов по теме урока, путь открыт, можно двигаться дальше;
«Желтый» – сомнение, нет уверенности в знаниях или допущены незначительные ошибки;
«Красный» - стоп, материал не понят, идти дальше нельзя.

Дети оценивают свою деятельность.

Регулятивные: определять степень успешности выполнения своей
работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить
способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.