Файл: егэ! Как много в этом звуке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок по русскому языку в 10 классе

Тема: «ЕГЭ! Как много в этом звуке…»

(урок-деловая игра)

учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Кош-Елга, Бижбулякский р-н РБ Семенова Елена Германовна
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний;

Цель урока: подготовка выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ;

Задачи:

  1. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация).

  2. Стимулирование умственной деятельности учащихся (посредством малых форм интеллектуальных игр).

  3. Развитие образного и логического мышления.

  4. Развитие творческих способностей, воображения и конструктивных умений.

  5. Развитие речи (умение обосновывать свои убеждения).

  6. Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам.


Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями.

Ход урока

I .   Организационный момент. Нацеливание:

Добрый день, ребята. Сегодня наш урок пройдет в виде деловой игры с шуточным названием «ЕГЭ! Как много в этом звуке…» Учебный год в самом разгаре, идет активная подготовка к ЕГЭ, который тоже не за горами.

Название урока шутливое, но со смыслом, это перефразированная строчка из известного стихотворения Пушкина. Какая строчка, из какого стихотворения? «ЕГЭ! Как много в этом звуке для сердца школьника слилось, как много в нем отозвалось…» и не только для сердец школьников, но и для учителей и даже родителей. Сегодня на уроке мы закрепим изученное, узнаем что-то новое, друг на друга посмотрим и себя покажем.

В игре примут участие 2 команды 10 класса. Результаты игры мы будем заносить в итоговую таблицу. Чем больше баллов, тем лучше результат ЕГЭ.

За игру может заработать каждая команда максимум 63 б. Капитаны команд оценят в конце урока каждого игрока баллами, т.е. оценками.

Членами жюри будут наши учителя русского языка.
2. Основная часть (игра):

Если вам от 14 до 17,

Если вам не безразличны результаты ЕГЭ по русскому языку,

Если вы думаете о своем будущем и понимаете, что ваше будущее в ваших руках,

Присоединяйтесь, эта игра для вас!

Визитка. (Представление команд, девиз)


Вам слово, игроки.

Девизом урока будет китайская пословица, которая гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я, может быть, запомню, вовлеки меня, и я пойму». Итак, вовлекаемся в игру.
1 конкурс «Лингвистическая разминка».
В этом конкурсе предполагаются быстрые ответы на вопросы. Итак, поехали:
1. И источник, и приспособление для завинчивания и отвинчивания. (ключ)
2. И растение, и орудие. (лук)
3. И союз людей, и испорченная продукция. (брак)
4. И красивая одежда, и армейское наказание. (наряд)

5. И прическа, и сельскохозяйственное орудие. ( коса)

6. И ценное пушное животное, и домик животных. (норка)

7.И животное, и язвительный человек (ехидна)
8.И фрукты, и брюки (бананы)

9. И название кофе, и фамилия футболиста (Пеле)

10.И название острова, и марка мотоцикла (Ява)
11.И хлебобулочное изделие, и руль (баранка)
12. И день недели, и совокупность природных условий. (среда)
13. И хищная кошка, и марка машины. (ягуар)
14. И отсутствие войны, и вселенная. (мир)
- Какие группы слов были представлены?(омонимы и многозначные слова) В каком задании необходимо знания этих групп? (24, лексика)

Итак, с конкурсом «Разминка» команды справились.
2 конкурс «Фантастическая история»
В задание 4 на экзамене проверяются орфоэпические нормы. Вспомним, какими способами можно запомнить ударения в словах?

Верно, итак, задание: из данных слов нужно составить фантастическую историю, (это может быть одно предложение или небольшой текст); не обязательно использовать все слова. В ответе будут учитываться: количество использованных слов, оригинальность истории, соблюдение орфоэпических норм при чтении.
Слова для 1-ой команды: банты, шарфы, торты, новорожденный, статуя, приданое, шофер, сорили, ждала, ободренный, лекторы, бухгалтеров; (12 сл.)

Слова для 2-ой команды: нанявшийся, диспансер, духовник, еретик, балованный, каталог, некролог, приговор, засветло, отбыть, вручить, оптовый; (12 сл.)
Примерные тексты:1) ОбодрЁнные лЕкторы с бухгАлтерами, одев бАнты и шАрфы, купив тОрты и придАное, сорИли у стАтуи и ждАли шофЁра с новорождЁнным.
2)НанЯвшийся духовнИк и балОванный еретИк отбЫли зАсветло в оптОвый диспансЕр за каталОгом, но вместо каталОга им вручИли некролОг с приговОром.)
В это время, игра для 9 класса орфоэпические запоминалки, отвечаем хором:

  1. Не налезли даже шорты,


Потому что ели торты. ( тОрты)

  1. В огороде баба Фекла ( Фёкла),

у нее на грядке свекла ( свЁкла!)

  1. Как у нашей Марфы
     Есть в полоску шарфы ( шАрфы)!

  2. Для строителей в момент

Машина привезёт цемЕнт. 

  1. Как работать неохота,

Одолела насдремОта! 

  1. Солнце. Жарко. Привези

Нам для окон жалюзИ. 

  1. Прежде чем дела кончать,

     Нужно их сперва начАть. 

  1. Если есть в тебе таланты, 

     Завяжи на праздник бАнты. 

  1. Тяжела была работа,

      В теле всём теперь ломОта. 
3 конкурс «Проблема требует решения»
Вспомним детство. Кто мне напомнит детское стихотворение «Мишка». Уронили Мишку на пол…. Кто автор? (Н.Носов)

Как вы думаете, 9-ый класс, что общего между детским стишком и ЕГЭ? Не знаете? А вот 10 кл. уже догадался. Какие проблемы поднимает автор в этом произведении? А какова авторская позиция? А для чего нам необходимы навыки определения проблемы и авторской позиции в тексте?

Итак, задание 10-ому классу: выделить 1-ое - проблему, 2-ое - авторскую позицию, за правильный ответ - 2 балла. (Раздать тексты детских стихотворений)

  1. «Кораблик»

Ответ: пробл. выбора профессии; гордость капитаном.

  1. «Жук»

Ответ: пр. сострадания; радость за умение сочувствовать.

  1. «Я лишний»

Ответ: проб. лени, осуждение лентяя.

  1. «Подарок»

Ответ: пр. нравствен. выбора, дружбы; радость за поступок девочки.

  1. «Вишня»

Ответ: пр. доброго следа в жизни чел.; восхищ. поступком путника.

  1. «Прогулка»

Ответ: пр. охраны окруж . среды; осуждение поступка отдыхающих.

4 конкурс - конкурс капитанов «Юные философы»

Сочинение на экзамене как по русскому, так и по литературе предполагает умение выпускника высказать своё мнение по любому вопросу. Капитанам команд предстоит побывать в роли юных философов и выбрав себе изречение доказать его, на подготовку несколько минут, пока ваша команда участвует в следующем конкурсе.


Высказывания:
1. Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека, древнеримский философ).
2. Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них были цифры (Оноре де Бальзак).

3.Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю. (А. Пушкин)

4. Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. (В.И. Вернадский)
5 конкурс «Паронимические пары»

В задание № 5 проверяются умения разграничивать паронимы, что мы и проверим в этом конкурсе. Я раздаю вам слова- существительные, которые вы никому не показываете и ждете своего часа. Я буду называть паронимические пары-прилагательные, а вы должны к названному прилагательному правильно подобрать существительное. Н/р: я называю «удачливый», а у кого-то из вас «охотник», нужно встать. За правильную пару – 1 б.

Паронимические пары: Звериный (след) – зверский (аппетит)

Искусственный (букет) – искусный (мастер)

Скрытный (характер) – скрытый (талант)

Рыбий (хвост) - рыбный (суп)

Военный (парад) - воинский (долг)

Дождевой (поток) – дождливый (день)

Итак, подсчитываем, сколько паронимических пар образовалось?

А теперь слушаем капитанов команд.

(ответы капитанов) №15

6 конкурс «Гляжу я пристально в словарь»

А глядеть мы будем пристально в толковый словарь неологизмов. В течение 9 – 10 -ых классов мы пополняли свой словарный запас. Проверим, насколько он у нас богат. Задание: по лексическому значению определить понятие.

По очереди каждой команде:

  1. вознаграждение, премия (бонус)

  2. это крайний срок (дата и/или время), к которому должна быть выполнена задача (дедлайн)

  3. форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений (дресс-код)

  4. специалист по написанию рекламных и презентационных текстов (копирайтер)

  5. продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов) (вендинг)

  6. рекламный девиз, который в сжатом виде передает рекламное сообщение (слоган)

  7. место, куда прежде всего обращается клиент, заходящий или обращающийся в любое учреждение (ресепшн)

  8. Служба охраны, безопасности в учреждениях, фирмах; ( секьюрити)


Поменяемся ролями:

  1. харизма (особая одаренность, исключительность личности в интеллектуальном, духовном или ином отношении);

  2. бестселлер (пользующаяся спросом книга, издаваемая большими тиражами);

  3. Меценат ( богатый покровитель наук, искусств);

  4. Геноцид (истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным мотивам;

  5. Суррогат (продукт, являющийся неполноценной заменой чему-то, подделка, фальсификация);

  6. Коррупция (продажность должностных лиц, политических деятелей);

  7. Жаргон (речь замкнутой группы, отличающаяся спецификой словоупотребления);

  8. Мародер (грабящий население в районе военных действий, во время природных стихий);

7 конкурс «Литературные загадки».

Цель данного конкурса проверить вашу литературную эрудицию, начитанность, навыки необходимые не только при написании сочинения на экзамене по русскому языку, но и на итоговом сочинении по литературе. Задание конкурса – угадать произведение, автора и героя литературного произведения, максимум 3 б. за каждую загадку. Автором этих загадок являюсь я. Итак:

  1. В неё герой наш был влюблён,

С дивана встал, был окрылён,

Читал, гулял, хотел жениться –

И надо ж было так влюбиться!

Потом устал гулять, ходить,

Устал читать, устал любить;

И, вспомнив свой диван, халат –

Своей бездеятельности рад,

Он смысл жизни потерял,

И жизнь свою совсем проспал. (Илья Обломов и Ольга Ильинская, «Обломов, И.Гончаров)

  1. Нежна, чиста и откровенна,

Письмо писала сокровенное,

И первая в любви призналась,

В избытке чувств не удержалась.

А он, глупец, не оценил,

Не разглядел, не полюбил;

Наказан был потом судьбой…

Кто героиня? Кто герой? (Татьяна Ларина, Евгений Онегин, «Евгений Онегин», А. Пушкин)

  1. Суровый казак, боевой атаман

Для бранной тревоги и сечи создан,

Походы, победы, казацкий уклад,

Конь добрый и удаль – тогда в душе лад;

Казацкому делу сынов обучить,

Их стойкость, характер и удаль постичь,

Он вСечь сыновей на войну забирает,

И в битве суровой он их проверяет.

Один стал славным, лихим казаком,

Другой сын – предатель, убит был отцом:

«Был мной порождён, от меня же умри,