ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок по русскому языку в 10 классе
Тема: «ЕГЭ! Как много в этом звуке…»
(урок-деловая игра)
учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Кош-Елга, Бижбулякский р-н РБ Семенова Елена Германовна
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний;
Цель урока: подготовка выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
Задачи:
-
Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация). -
Стимулирование умственной деятельности учащихся (посредством малых форм интеллектуальных игр). -
Развитие образного и логического мышления. -
Развитие творческих способностей, воображения и конструктивных умений. -
Развитие речи (умение обосновывать свои убеждения). -
Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями.
Ход урока
I . Организационный момент. Нацеливание:
Добрый день, ребята. Сегодня наш урок пройдет в виде деловой игры с шуточным названием «ЕГЭ! Как много в этом звуке…» Учебный год в самом разгаре, идет активная подготовка к ЕГЭ, который тоже не за горами.
Название урока шутливое, но со смыслом, это перефразированная строчка из известного стихотворения Пушкина. Какая строчка, из какого стихотворения? «ЕГЭ! Как много в этом звуке для сердца школьника слилось, как много в нем отозвалось…» и не только для сердец школьников, но и для учителей и даже родителей. Сегодня на уроке мы закрепим изученное, узнаем что-то новое, друг на друга посмотрим и себя покажем.
В игре примут участие 2 команды 10 класса. Результаты игры мы будем заносить в итоговую таблицу. Чем больше баллов, тем лучше результат ЕГЭ.
За игру может заработать каждая команда максимум 63 б. Капитаны команд оценят в конце урока каждого игрока баллами, т.е. оценками.
Членами жюри будут наши учителя русского языка.
2. Основная часть (игра):
Если вам от 14 до 17,
Если вам не безразличны результаты ЕГЭ по русскому языку,
Если вы думаете о своем будущем и понимаете, что ваше будущее в ваших руках,
Присоединяйтесь, эта игра для вас!
Визитка. (Представление команд, девиз)
Вам слово, игроки.
Девизом урока будет китайская пословица, которая гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я, может быть, запомню, вовлеки меня, и я пойму». Итак, вовлекаемся в игру.
1 конкурс «Лингвистическая разминка».
В этом конкурсе предполагаются быстрые ответы на вопросы. Итак, поехали:
1. И источник, и приспособление для завинчивания и отвинчивания. (ключ)
2. И растение, и орудие. (лук)
3. И союз людей, и испорченная продукция. (брак)
4. И красивая одежда, и армейское наказание. (наряд)
5. И прическа, и сельскохозяйственное орудие. ( коса)
6. И ценное пушное животное, и домик животных. (норка)
7.И животное, и язвительный человек (ехидна)
8.И фрукты, и брюки (бананы)
9. И название кофе, и фамилия футболиста (Пеле)
10.И название острова, и марка мотоцикла (Ява)
11.И хлебобулочное изделие, и руль (баранка)
12. И день недели, и совокупность природных условий. (среда)
13. И хищная кошка, и марка машины. (ягуар)
14. И отсутствие войны, и вселенная. (мир)
- Какие группы слов были представлены?(омонимы и многозначные слова) В каком задании необходимо знания этих групп? (24, лексика)
Итак, с конкурсом «Разминка» команды справились.
2 конкурс «Фантастическая история»
В задание 4 на экзамене проверяются орфоэпические нормы. Вспомним, какими способами можно запомнить ударения в словах?
Верно, итак, задание: из данных слов нужно составить фантастическую историю, (это может быть одно предложение или небольшой текст); не обязательно использовать все слова. В ответе будут учитываться: количество использованных слов, оригинальность истории, соблюдение орфоэпических норм при чтении.
Слова для 1-ой команды: банты, шарфы, торты, новорожденный, статуя, приданое, шофер, сорили, ждала, ободренный, лекторы, бухгалтеров; (12 сл.)
Слова для 2-ой команды: нанявшийся, диспансер, духовник, еретик, балованный, каталог, некролог, приговор, засветло, отбыть, вручить, оптовый; (12 сл.)
Примерные тексты:1) ОбодрЁнные лЕкторы с бухгАлтерами, одев бАнты и шАрфы, купив тОрты и придАное, сорИли у стАтуи и ждАли шофЁра с новорождЁнным.
2)НанЯвшийся духовнИк и балОванный еретИк отбЫли зАсветло в оптОвый диспансЕр за каталОгом, но вместо каталОга им вручИли некролОг с приговОром.)
В это время, игра для 9 класса орфоэпические запоминалки, отвечаем хором:
-
Не налезли даже шорты,
Потому что ели торты. ( тОрты)
-
В огороде баба Фекла ( Фёкла),
у нее на грядке свекла ( свЁкла!)
-
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шарфы ( шАрфы)! -
Для строителей в момент
Машина привезёт цемЕнт.
-
Как работать неохота,
Одолела насдремОта!
-
Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
-
Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
-
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
-
Тяжела была работа,
В теле всём теперь ломОта.
3 конкурс «Проблема требует решения»
Вспомним детство. Кто мне напомнит детское стихотворение «Мишка». Уронили Мишку на пол…. Кто автор? (Н.Носов)
Как вы думаете, 9-ый класс, что общего между детским стишком и ЕГЭ? Не знаете? А вот 10 кл. уже догадался. Какие проблемы поднимает автор в этом произведении? А какова авторская позиция? А для чего нам необходимы навыки определения проблемы и авторской позиции в тексте?
Итак, задание 10-ому классу: выделить 1-ое - проблему, 2-ое - авторскую позицию, за правильный ответ - 2 балла. (Раздать тексты детских стихотворений)
-
«Кораблик»
Ответ: пробл. выбора профессии; гордость капитаном.
-
«Жук»
Ответ: пр. сострадания; радость за умение сочувствовать.
-
«Я лишний»
Ответ: проб. лени, осуждение лентяя.
-
«Подарок»
Ответ: пр. нравствен. выбора, дружбы; радость за поступок девочки.
-
«Вишня»
Ответ: пр. доброго следа в жизни чел.; восхищ. поступком путника.
-
«Прогулка»
Ответ: пр. охраны окруж . среды; осуждение поступка отдыхающих.
4 конкурс - конкурс капитанов «Юные философы»
Сочинение на экзамене как по русскому, так и по литературе предполагает умение выпускника высказать своё мнение по любому вопросу. Капитанам команд предстоит побывать в роли юных философов и выбрав себе изречение доказать его, на подготовку несколько минут, пока ваша команда участвует в следующем конкурсе.
Высказывания:
1. Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека, древнеримский философ).
2. Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них были цифры (Оноре де Бальзак).
3.Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю. (А. Пушкин)
4. Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. (В.И. Вернадский)
5 конкурс «Паронимические пары»
В задание № 5 проверяются умения разграничивать паронимы, что мы и проверим в этом конкурсе. Я раздаю вам слова- существительные, которые вы никому не показываете и ждете своего часа. Я буду называть паронимические пары-прилагательные, а вы должны к названному прилагательному правильно подобрать существительное. Н/р: я называю «удачливый», а у кого-то из вас «охотник», нужно встать. За правильную пару – 1 б.
Паронимические пары: Звериный (след) – зверский (аппетит)
Искусственный (букет) – искусный (мастер)
Скрытный (характер) – скрытый (талант)
Рыбий (хвост) - рыбный (суп)
Военный (парад) - воинский (долг)
Дождевой (поток) – дождливый (день)
Итак, подсчитываем, сколько паронимических пар образовалось?
А теперь слушаем капитанов команд.
(ответы капитанов) №15
6 конкурс «Гляжу я пристально в словарь»
А глядеть мы будем пристально в толковый словарь неологизмов. В течение 9 – 10 -ых классов мы пополняли свой словарный запас. Проверим, насколько он у нас богат. Задание: по лексическому значению определить понятие.
По очереди каждой команде:
-
вознаграждение, премия (бонус) -
это крайний срок (дата и/или время), к которому должна быть выполнена задача (дедлайн) -
форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений (дресс-код) -
специалист по написанию рекламных и презентационных текстов (копирайтер) -
продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов) (вендинг) -
рекламный девиз, который в сжатом виде передает рекламное сообщение (слоган) -
место, куда прежде всего обращается клиент, заходящий или обращающийся в любое учреждение (ресепшн) -
Служба охраны, безопасности в учреждениях, фирмах; ( секьюрити)
Поменяемся ролями:
-
харизма (особая одаренность, исключительность личности в интеллектуальном, духовном или ином отношении); -
бестселлер (пользующаяся спросом книга, издаваемая большими тиражами); -
Меценат ( богатый покровитель наук, искусств); -
Геноцид (истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным мотивам; -
Суррогат (продукт, являющийся неполноценной заменой чему-то, подделка, фальсификация); -
Коррупция (продажность должностных лиц, политических деятелей); -
Жаргон (речь замкнутой группы, отличающаяся спецификой словоупотребления); -
Мародер (грабящий население в районе военных действий, во время природных стихий);
7 конкурс «Литературные загадки».
Цель данного конкурса проверить вашу литературную эрудицию, начитанность, навыки необходимые не только при написании сочинения на экзамене по русскому языку, но и на итоговом сочинении по литературе. Задание конкурса – угадать произведение, автора и героя литературного произведения, максимум 3 б. за каждую загадку. Автором этих загадок являюсь я. Итак:
-
В неё герой наш был влюблён,
С дивана встал, был окрылён,
Читал, гулял, хотел жениться –
И надо ж было так влюбиться!
Потом устал гулять, ходить,
Устал читать, устал любить;
И, вспомнив свой диван, халат –
Своей бездеятельности рад,
Он смысл жизни потерял,
И жизнь свою совсем проспал. (Илья Обломов и Ольга Ильинская, «Обломов, И.Гончаров)
-
Нежна, чиста и откровенна,
Письмо писала сокровенное,
И первая в любви призналась,
В избытке чувств не удержалась.
А он, глупец, не оценил,
Не разглядел, не полюбил;
Наказан был потом судьбой…
Кто героиня? Кто герой? (Татьяна Ларина, Евгений Онегин, «Евгений Онегин», А. Пушкин)
-
Суровый казак, боевой атаман
Для бранной тревоги и сечи создан,
Походы, победы, казацкий уклад,
Конь добрый и удаль – тогда в душе лад;
Казацкому делу сынов обучить,
Их стойкость, характер и удаль постичь,
Он вСечь сыновей на войну забирает,
И в битве суровой он их проверяет.
Один стал славным, лихим казаком,
Другой сын – предатель, убит был отцом:
«Был мной порождён, от меня же умри,