ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Теории поведения человека в организации
Задание
Ситуация
Вас назначили на должность заместителя директора регионального филиала крупной оптовой торговой компании. Причем, директор филиала был освобожден от должности из-за низких показателей деятельности филиала и многочисленных жалоб сотрудников в головной офис на неприемлемый стиль управления.
Назначенный практически одновременно с вами новый директор филиала попросил вас уделить основное внимание взаимоотношениям внутри коллектива, так как проанализировав причины развала работы предыдущим директором, пришел к выводу, что одной из ключевых проблем низкой эффективности работы филиала стала некомпетентность руководителя в вопросах управленческих отношений.
До сих пор вы имели опыт работы в другой торговой организации в должности начальника отдела логистики и строили управленческие отношения только с частью персонала, в основном водителями, грузчиками, кладовщиками. В новой должности в вашем подчинении будут находиться менеджеры среднего звена и все основные функциональные подразделения, которыми они руководят.
Пытаясь подготовиться выполнению своих новых должностных обязанностей и помня о проблемах взаимоотношений между членами коллектива, которые с высокой степенью вероятностью негативно влияют на результаты работы филиала, вы начинаете вспоминать те знания, которые получили в процессе обучения в университете, в частности, о теориях поведения человек. Затем вы стали размышлять о возможности / невозможности использовать эти знания на практике, в своей работе.
А. Оформите результаты своих размышлений в таблице.
(Вы можете воспользоваться лекционным материалом и информацией из Интернета).
Б. После заполнения таблицы 1 сформулируйте выводы.
Наименование теоретического воззрения | Основоположники | Сущность теории | Ваше мнение о том, что именно из этой теории может быть использовано на практике (в организации) | Ваше мнение о том, что «не так» с этой теорией, когда мы пытаемся применить ее на практике (в организации) |
Механистический детерминизм | Ф. Тейлор, Г. Гант, Г. Эмерсон, А. Файоль и др. | В основе механического детерминизма лежит трактовка взаимосвязей и взаимодействий всех типов как механических, а также отрицание возможности объективного существования случайностей. Подход основан на достижениях естествознания и техники. Предполагал жесткую детерминацию, строго однозначный характер всех связей и зависимостей. Поведение человека в организации трактовалось по типу взаимодействия физических тел. | Возможно, эту теорию можно применять на практике для составления каких-то сводов правил работников в организации, однако с учетом поведенческих и психических особенностей человека. | Механистический детерминизм придавал универсальный характер всему происходящему, отвергал случайности в природе, поэтому он оказывается бессильным в объяснении социальной жизни и явлений сознания. |
Биологический детерминизм | Основан на теории эволюции Чарльза Дарвина | Вера в то, что человеческое поведение напрямую контролируется генами человека или некоторым компонентом их физиологии, как правило, за счет роли окружающей среды, будь то эмбриональное развитие или обучение. Поведение человека рассматривалось как производное от определяющих его факторов внешней и внутренней среды, прежде всего биологических. На общество были перенесены принципы биологической жизни: естественный отбор, борьба за выживание. | Исходя из вида работы, мужчина действительно может подойти лучше (тяжелая физическая работа, большие нагрузки), нежели женщина, т.к., исходя из теории, мужчины генетически лучше, чем женщины, адаптированы к условиям опасности или возможного ущерба. Кроме того, борьба за выживание и естественный отбор в рамках организации могут рассматриваться в форме здоровой конкуренции между сотрудниками и другими организациями, а также движение человека по карьерной лестнице. | Мнение о том, что человеческое поведение напрямую контролируется его генами, может оказаться не совсем верным в условиях организации, т.к. на поведение работника может влиять большое количество факторов. Кроме того, современный мир движется к толерантности, т.е. при выборе работника расизм, предпочтение мужчины женщине в качестве работника в современных условиях могут оказаться, как минимум, неуместными. |
Бихевиоризм | Дж. Уотсон, Э. Торндайк; в России связан с трудами известного физиолога И. П. Павлова | Человек ведет себя неосознанно, его поступки обуславливаются рефлексами и реакциями на триггеры окружающего мира и основаны на опыте предков. Ученые отрицали такое явление, как сознание, и утверждали, что действия человека напрямую зависят от происходящего вовне. Согласно этой концепции, анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, поэтому человек выступает как некий «черный ящик». Личность есть нечто иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на определенный стимул, ситуацию. Бихевиоризм представляет поведение человека по схеме «стимул — реакция», которая формируется на основе влияния в первую очередь внешних факторов. Манипулируя внешними раздражителями, можно довести до автоматизма любые нужные формы социального поведения. | Манипулируя внешними раздражителями, представляет довести до автоматизма любые нужные формы социального поведения, т.е. в условиях организации – мотивируя сотрудников материальными и нематериальными поощрениями, от них можно добиться определенного поведения. | Человек, в отличие от животных, обладает сознанием, мышлением и умеет выстраивать логические цепочки, следовательно, может контролировать своё поведение. Наука развивается, психология человека глубоко изучается, поэтому даже в случаях отклонений от поведенческой нормы, это можно пресекать и контролировать. |
Необихевиоризм | Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Хоманс | Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно которому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием о «промежуточных переменных» (недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания) как факторах, служащих опосредствующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает возникающие связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. | Повторяющееся действие приводит к лучшему его выполнению в последующем. В условиях изученной ранее ситуации, человек уже точно знает, что делать и как действовать. В условиях организации руководитель должен следить, чтобы работник не был избыточно мотивирован или слишком раздражен, тогда он сможет научиться видеть, что часто существуют обходные и более осторожные «пути» к целям, понимать, что все люди связаны друг с другом. | Человек не всегда одинаково реагирует на один и тот же стимул, ведь им управляют не те стимулы, которые действуют на него в данный момент, а особые внутренние регуляторы. |
Теория социального научения | Альберт Бандура | Здесь одной из главных причин различных моделей поведения человека представляется склонность подражать поведению других лиц с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки. Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания. | Награда и наказания в условиях организации недостаточны для того, чтобы научить работника новому поведению или функции. Важную роль играет имитация модели, т.е. подражание. Видя перед собой авторитетную личность, человек захочет стать похожим на него и будет более эффективно работать и добиваться целей. | Может вызываться подражание каким-то своим идеалам, то есть людям, чье поведение в обществе не считается правильным и является неприемлемым в социуме. Также человек, подражая кому-либо, не всегда может здраво оценивать труд, который лежит в основе успеха его предмета подражания, из-за чего его действия, предпринятые в качестве попытки достижения таких же высот, могут привести к обратному эффекту (человек будет двигаться не в том направлении и выполнять какую-либо работу понапрасну). |
Гештальтпсихология | М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин | Использовался принцип системности и приоритета целого в динамике мотивации человеческого поведения. Человек является целостным существом. В нем едино все: мышление, чувства, мысли. Принцип целостности позволяет рассматривать сознание с точки зрения наличия в нем целостных образований (гештальтов), которые не разлагаемы на сенсорные первоэлементы, т.е. психические образы – это не комплексы ощущений. Данная теория трактует поведение человека по типу взаимодействия частиц в поле, игнорируя сознание и психологические аспекты поведения. | Основываясь на экспериментах с шимпанзе и детьми Келлера, можно провести логическую связь с человеком. Поставленная задача решается либо методом проб и ошибок, либо благодаря внезапному осознанию. Предметы, никак не связанные между собой, в процессе решения той или иной задачи начинают соединяться в некоторую единую структуру, видение которой помогает разрешить проблемную ситуацию. Такое структурирование происходит мгновенно, другими словами наступает инсайт, что означает осознание. | Данное направление является незавершенным. Теоретические тезисы, лежащие в основе гештальтпсихологии, ограничены в возможности применения их на практике. Понятию «гештальт» придавался абсолютный смысл чего-то изначального, какого-то всеобщего свойства, лежащего в основе вещей. Поэтому при исследовании психических процессов, на практике ограничиваются вскрытием их структурного понятия и отказываются от анализа факторов, определяющих этот характер. Структура, или «гештальт», таким образом, отрывается от реального мира и приобретает самодовлеющее и независимое существование. |
Фрейдизм | Зигмунд Фрейд | Учение основано на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. В объяснении человеческого поведения использовалась трехуровневая модель психической структуры личности (Ид — Оно, Эго — Я и Супер-Эго — Сверх-Я). Эта модель позволила осветить проблемы психологии делового общения, конфликтов, механизмы снятия стрессового напряжения и способы психологической защиты. | Фрейдизм уделил большое внимание изучению бессознательного, внутренних конфликтов личности, поэтому получил большое распространение на практике. Это важно учитывать в условиях организации при управлении людьми (уменьшения симптомов переживаний недостаточно, проблема не будет решена, пока не устранить ее причину). | В теории преувеличивается роль сексуальной сферы в жизни и психике человека. Психоанализ сложен в применении на практике, тем более в условиях организации, поэтому не является лучшим способом поддержания атмосферы в коллективе и разбора проблем отдельного работника. |
Гуманистическая психология | Г. А. Мюррей, Г. Мерфи, Г. Олпорт и др. | Одной из основ концепции стал экзистенциализм — ориентация на проблемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смысла существования. Экзистенциализм отстаивает право человека быть самим собой, сохранять свою целостность, уникальность и неповторимость. Человек не заложник своего прошлого опыта, не пассивное животное и не жертва природы. Человек больше устремлен в будущее, к самореализации. Главный мотив – развитие созидающего начала человеческого я. Человек должен изучаться в его целостности. Каждый человек уникален. | Теория гласит, что каждый человек уникален, поскольку уникальны его жизненные цели и смыслы. Именно поэтому в условиях организации очень важен индивидуальный подход к каждому работнику. Кроме того, самореализация – сущностная характеристика человека, поэтому задача руководителя – помочь и направить человека, чтобы он смог удовлетворить эту потребность. Человек живет не для удовлетворения биологических потребностей, а для того, чтобы духовно развиваться. | Чрезмерная субъективность. Полагаются только на собственную оценку своего опыта. Не существует точного способа оценки исследуемых свойств личности. Отрицание порочности природы человека. Крайний индивидуализм. Пренебрежение рациональным познанием. |
Таблица 1 – Теоретические воззрения на поведение человека и возможность их применения на практике
Вывод: изучила теоретические воззрения на поведение человека и возможность их применения на практике, а также их недостатки.