Файл: Курсовая работа по дисциплине педагогика формирование у младших школьников представлений о культурных ценностях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что отражается на его самооценке и самовосприятии, а процесс оценивания создает тревожные, напряженные или стрессовые ситуации переживания собственного успеха или неудачи.

Эмоционально-положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально развитого ребенка, ориентирует его на соответствие нравственному эталону. Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности. Младшему школьнику, который должен определиться в отношениях со сверстниками и взрослыми, перестроить всю систему отношений, необходимо найти индивидуально приемлемую и социально утверждаемую позицию в новой ситуации. Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, которое постоянно оценивается взрослыми. Доминирование у младшего школьника стремления к самоутверждению, с одной стороны, побуждает его к самосовершенствованию (скорее и лучше выполнять задачи, получать хорошие оценки и т.д.), а с другой – порождает тревожность, острые эмоциональные переживания, соперничество, поэтому довольно часто детские взаимоотношения сопровождаются завистью и конкуренцией. Самореализация предполагает осуществление активности ребенка в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений, при этом важно, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для ребенка людьми [8, с. 62-63.]

Придерживаясь мнения И.В. Дубравиной, к центральным образованиям данного возрастного периода мы относим следующие [10]:

- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

- осознанность и произвольность познавательных процессов;

- наличие рефлексии и внутреннего плана действий, новый тип отношений с окружающими людьми;

- появление иерархии мотивов.

Так, младший школьный возраст характеризуется:

- доверчивой обращенностью к внешнему миру;

- мифологичностью миросозерцания;

- свободным развитием чувственной сферы и воображения;

- наивным субъективизмом и эгоцентризмом;

- бессознательным, а позже регулируемым чувством или замыслом подражанием;

- построением моральных идеалов;

- исследовательским характером познания;

- конформизмом в эстетических и нравственных оценках.

Таким образом, младший школьный возраст представляет собой является сензитивный периодом, в котором происходит процесс создания предпосылок для формирования определенной направленности личности.


Глава 2. Опыт по обеспечению условий для достижения младшими школьниками представления о культурных ценностях
2.1. Анализ нормативных документов, регламентирующих достижение младшим школьником планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования в части сформированности у них представлений о культурных ценностях
Нормативно-правовую базу организации представлений о культурных ценностях современных школьников на федеральном уровне составляют:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г., №373);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г.;

- Стратегия национальной безопасности РФ до 2020г.;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05. 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС».

ФЗ № 273 – основной документ, регулирующий сферу образования в России. В нем прописаны основные права и обязанности как выпускников, так и учителей, родителей и самих преподавателей. Закон об образовании РФ устанавливает основные правила организации и деятельности образовательных учреждений всех типов и уровней, регулирует отношения между участниками образовательного процесса, а также отношения образовательного учреждения с другими организациями и государством.

В ст. 12. «Образовательные программы» сказано: «Содержание образования должно обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. Стандарт разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации по соблюдению прав граждан на образование, общих принципов государственной политики в области образования.



В данном документе описаны главные положения школьного воспитательного процесса и указано на необходимость включения в основную образовательную программу подпрограммы културного развития и воспитания школьников и о необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему говорится в ФГОС, который нацелен на представление культурных ценностей и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности.

Представление культурных ценностей и воспитания личности гражданина России определена в контексте сохранения и развития ценностей отечественной культуры с целью воспитания подрастающего поколения, формирование у него высоких нравственных качеств. Документ, разработанный в рамках реализации ФГОС, направленный на определение содержания воспитания, методов, средств и форм его организации, как одного из приоритетных направлений в образовании. Выступает как концепция и не может рассматриваться полноценно с целью формирования нормативно-правовых актов по духовнонравственному развитию школьников.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. и некоторые положения Стратегии национальной безопасности РФ до 2020г. разработаны с целью модернизации системы воспитания и социализации детей, совершенствования государственной политики в этой сфере. В положениях Стратегии раскрываются сущностные характеристики воспитания, его основы и приоритеты государственной политики в области воспитания детей с учётом нормативно-правовой базы всех включённых в процесс социальных институтов воспитания.

В новой редакции Стратегии национальной безопасности России задачи по сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей определены отдельным стратегическим национальным приоритетом. Выполнение Стратегии находится на постоянном контроле Совета Безопасности. Особое внимание уделяется реализации Государственной программы патриотического воспитания. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации ситуация в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС» определяет основные ориентиры по принципам организации внеурочной деятельности учащихся. Определяет дополнительные элементы формирования духовно-нравственного развития. Является дополняющим документов к реализации ФГОС. Значение для организации духовно-нравственного воспитания представленных нормативно-правовых и подзаконных актов выделено далее. Так как организация воспитательного процесса предполагает разработку следующих структурных компонентов: цель (задачи), содержание, принципы, направления, методы и формы работы, осуществим анализ представленности данных компонентов в организации духовно-нравственного воспитания в нормативно-правовой базе российского образования.


Таким образом, анализ нормативных документов, регламентирующих достижение младшим школьником планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования в части сформированности у них представлений о культурных ценностях выявил, что новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо наполнять учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для формирования духовности в человеке, его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.

2.2. Опыт учителей начальной школы по формированию у младших школьников представлений о культурных ценностях
Обращение к русской культуре  как целостной системе возникло не случайно,  педагог начальных классов Родина Елена Викторовна, СОШ 67 г. Нижний Новгород полагает,  что она позволяет найти целостный подход в единстве познания и разнообразных форм деятельности,  и обеспечивает осознанное и активное участие школьника в творческом преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни.

В связи с этим  Родина Елена Викторовна разработала в своей школе концепцию воспитательной системы «Школа русской культуры», реализацией которой занимается 3 года  через   следующие направления работы:

 - проект «Россиянин»

 - проект «Традиции»

- проект «Семьянин»

 - проект «Здоровье»

В связи с этим в образовательный  процесс включаем разнообразные формы классных, внеклассных занятий, сориентированных на постижение духовно-содержательных аспектов русской культуры  в единстве восприятия и созидательной деятельности на основе общения и сотворчества.                                                                                               

Для  духовного  воспитания  личности ребенка  через урок и внеклассную  работу проводится  педагогами   школы целенаправленная деятельность  в этом направлении. Проводится методическая декада «Использование возможностей русской культуры в системе  становления, развития и образования личности обучающихся», организуется психолого-педагогический семинар по этнопедагогике, проводятся педсоветы «Духовное воспитание личности в образовательном процессе», «Развитие творческих способностей учащихся в урочное время», «Воспитательный аспект урока».  


Отбор содержания  учебных предметов создает условия для того, чтобы дать ученикам представление о национальном характере народа; о людях, прославивших Россию; о трудовых традициях, народных ремеслах; о нравственных ценностях; о природных богатствах своего края.    Особенно много внимания уделяется русской и, в частности, народной культуре на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, где изучается целостность народного искусства,  которая проявляется в знаках, символах, ритуалах, фольклоре, сказках, поверьях, пословицах, декоративно-прикладном искусстве.

Так в СОШ № 72, города Орска, педагогом начальных классов Мишиной Ириной Алексеевной, проводятся предметные недели, направленные на приобщение учащихся к духовной культуре, на развитие творческих способностей учащихся.

«Недели искусства» позволяют приобщить учащихся к миру искусства как неотъемлемой части духовной культуры общества, познакомить с особенностями народного искусства. Проводятся интеллектуальные игры по народному искусству, выставки творческих работ учащихся, учителей, родителей, народные гуляния.

В работе применяются различные формы внеклассных мероприятий (посиделки, ярмарки, гулянья, праздники). Это, прежде всего, система народных праздников. Основные праздники народного календаря (Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров и другие) пытаемся организовать и проводить на основе местных традиций.

В результате освоения народных традиций, дети узнают историю своей семьи, школы, села, района, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники; замечательных людей села, района, области, страны.

Педагог начальных классов Юдина Елена Ивановна, СОШ 125 г. Сочи использует беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира, которые развивают в детях чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг. Строит их от ежедневных проблем, возникающих у детей, до проблем окружающих людей. Постепенно дети сами начинают замечать, что происходит вокруг них.

Педагог начальных классов Драгожилова Алла Александровна, СОШ 61 г. Оренбурга использует чтение сказок – универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы. То, что может понять и почувствовать ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и обсуждений главной мысли. Сказка должна найти отклик в сердце ребёнка. Он должен её «прожить», поставив себя на место любимых героев. При этом ребёнок не должен давать определённых ответов, а лишь размышлять о своей жизни, о своих чувствах, поступках.