Файл: Курсовая работа по дисциплине педагогика формирование у младших школьников представлений о культурных ценностях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ребёнок учится, играя, считает педагог начальных классов Ноздрачева Елена Григорьевна, СОШ 61 г. Оренбурга. Во время игры ученик за несколько минут способен выучить столько, что иным способом не постигнет и за час. Кроме этого в игре ребенок может познакомиться и с основными понятиями нравственного и безнравственного. В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и способность к построению взаимоотношений с окружающими. Через игру Елена Григорьевна постепенно формирует характер детей, корректирует их поведение.

Таким образом, изучив опыт учителей начальной школы по формированию у младших школьников представлений о культурных ценностях выявили, что активизация обучения может быть осуществлена только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень многое придумывать, быть человеком увлеченным и любящим свой предмет. Конечно, творчество каждой возрастной группы имеет свою специфику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по теме, мы можем сделать следующие выводы.

Культурные ценности – достояния определённой этнической, социальной группы, которые могут  быть выражены некоторыми формами художественного, изобразительного и других видов  искусств.

У младшего школьника актуализируется предметно-практическая, познавательная деятельность, проявляющаяся в конкретных формах ведущей учебной деятельности, а на ее основе формируется познавательная активность ребенка. В этот период по-новому перестраивается мотивационно-потребительная сфера, мотивы поведения и деятельности продолжают наполняться социальным содержанием. Новая социальная ситуация включает ребенка с ограниченным личным опытом общения, ранее защищенного семьей, в ситуации разноплановых межличностных отношений и общения («ребенок – взрослые», «ребенок – дети», «ребенок – учитель»), в которых следует отстаивать собственные мнения, позиции, право на автономность. Совместное участие в учебной деятельности утверждает особый тип отношений между учителем и учеником, с ориентацией ребенка на одобрение учителя. Учитель, который постоянно устанавливает требования и оценивает поведение и деятельность ребенка, выступает для школьников воплощением нормативных требований.

Анализ нормативных документов, регламентирующих достижение младшим школьником планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования в части сформированности у них представлений о культурных ценностях выявил, что новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо наполнять учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для формирования духовности в человеке, его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.


После изучения опыта учителей начальных классов по формированию представлений о культурных ценностях у младших школьников выяснилось, что обучение может осуществляться только в том случае, если сам учитель активно занимается творчеством. Для того чтобы научить детей думать, находить, изобретать, учитель сам должен много изобретать, открывать, выдумывать, стать увлеченным человеком и любить свой предмет. Конечно, у каждой возрастной группы есть свои особенности творчества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Александрова, Е.Я. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной отрасли / Е.Я. Александрова, И.М. Быховская. – Общественные науки и современность. – 1997. – №2. – 145 с.

  2. Александровская, Э. М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении / Э.М. Александровская. – Психология учебной деятельности школьников. – М., 1982. – 146 с.

  3. Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 98 с.

  4. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш. А. Амонашвили. – М. : Просвящение, 1984. – № 5. – 267 с.

  5. Анисимова, А.А. Культурологические ценности у младших школьников / А. А. Анисимова // Евразийская педагогическая конференция : сб. ст. в 4 ч. / гл. ред. Г. Ю. Гуляев. – Пенза, 2018 г. – Ч. 1. – С. 204-207.

  6. Анисимова, А. А. Формирование культурологических ценностей у младших школьников / А. А. Анисимова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения, инновации : сб. ст. в 4 ч. / гл. ред. Г. Ю. Гуляев. – Пенза, 2018 г. – Ч. 1. – С. 194-197.

  7. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности/ А. Г. Асмолов. – Вопросы образования. – 2008. – №1. – С. 65-86.

  8. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 236 с.

  9. Афонькина, Ю.А. Психология развития/ Ю.А. Афонькина. – Мурманск. : Пазори, 2004. – 132 с

  10. Балакшин, А.С. Глубинная сущность культуры / А.С. Балакшин / Успехи современной науки. – 2017. – № 4. – С. 119–122.

  11. Глузман, Н.А. Младший школьник в психолого-педагогических и социальных координатах / Н.А. Глузман // Психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов II Научно-практического семинара. – Симферополь : Ариал, 2018. – С. 57–63.

  12. Дубравина, И.Н. Психология / И.Н. Дубравина. – М. : Академия, 2002. – 464 с.

  13. Жапова, Н.А. Роль культурологии в современном образовании / Н.А. Жапова // Социально-культурные процессы в условиях интеграции и дезинтеграции: материалы всероссийской научной конференции с международным участием. – Улан-Удэ : Бурятский государственный университет. – 2017. – С. 141–143.

  14. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечиц – М. : Просвещение, 1980. – 261с.

  15. Кравченко, А.И. Культурология / А. И. Кравченко // Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. М. : Академический Проект, 2002. – 496 с.

  16. Круглов, Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника/ Б. С. Круглов // Психологические особенности формирования личности школьника – М. : Педагогика, 2003. – 175 с.

  17. Куранова М. В. Формирование общечеловеческих добродетелей у младших школьников в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999. - 27 с.

  18. Мостова, Л. А. Антология исследования культуры / Л.А. Мостова // Интерпретации культуры. – М. ; СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. – 718 с.

  19. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 3-8.

  20. Николаева М.Н. Формирование культурных ценностей у младших школьников / Николаева М.Н.// Научный электронный журнал Меридиан. 2017. № 4 (7). С. 84-85.

  21. Сенько, В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения / В.Г. Сенько. – Минск, 2006. – 190 с.

  22. Скоморохова М. И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск, 1997. - 20 с.

  23. Скрипачева, И.А. Релятивизм понятия «культура» и попытки его преодоления в процессе изложения учебного курса культурологии / И.А. Скрипачева, Л.Н. Дорогова // Вестник славянских культур. – 2018. – №. 48. – С. 83–91.

  24. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко - Москва: Аспект Пресс, 2003. – 238 с.

  25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai.