ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное».
Тип урока: интегрированный урок по русскому языку и литературе, повторительно-обобщающий урок в 5 кл.;
Цели урока:
-
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное»;
закрепить навыки согласования имени прилагательного с именами существительными, закрепить правописание Н и НН в суффиксах прилагательных;
-
развивать умения распознавать прилагательные среди других частей речи, определять значение и морфологические признаки имен прилагательных; формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных и определять синтаксическую роль прилагательных в тексте, роль прилагательных в речи; -
закрепить полученные знания на основе материала и героев известной, любимой книги учащихся «Приключения в Простоквашино», показать связь предметов: русский язык и литература; -
воспитать любовь к книге, пробудить желание читать книги Э. Успенского;
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки с фразеологизмами, подарок от Печкина, выставка из книг Э. Успенского, журналы « Простоквашино», жетоны «1 ум» ( много), мяч.
Ход урока
-
Организационный момент. Нацеливание. ( 3 мин.). Эмоциональный настрой:
Добрый день! Добрый час! Рада видеть очень вас!
Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели!
Сегодня мы с вами, ребята, продолжаем изучать тему «Имя прилагательное»(слайд№1). Какие цели мы поставим перед собой?
Цели: (слайд № 2)
1. Повторить признаки имени прилагательного.
2. Раскрыть роль прилагательных в речи.
3. Закрепить навыки согласования имени прилагательного с именем существительным.
4. Закрепим правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.
Задачи не из лёгких, но нам поможет достичь поставленных целей замечательный детский писатель. А кто это - отгадайте загадку.
В Простоквашино живут
Дружные ребята:
Дядя Федор, пес и кот
Ясно, полосатый.
Хоть и ссорятся порой –
Знаем мы из книжки.
Но надежнее друзей,
Нету у мальчишки!
Гена крокодил зеленый
Всем и каждому знаком.
Появляется повсюду
С Чебурашкою-дружком,
Шапокляк-старушка
С крыскою-подружкой.
Кто придумал всех друзей,
Подскажите поскорей.
Выдумщик он дерзкий –
(все вместе)… ( Эдуард Успенский)
То есть у нас с вами не обычный урок, а урок-встреча с героями Э. Успенского. Мы перелистаем с вами любимые книги. Какие? ( Продядя Фёдора, Шарика и Кота» и его продолжения). Остановимся на отдельных главах книг, выполним задания героев, поиграем, наберёмся много «ума». За каждый правильный ответ вы заработаете – 1 ум. Эта наша единица измерения. Кто наберёт много «ума» за урок, тот получит хорошиеоценки.
Ребята, что вы знаете об Э. Успенском? Кто он? (слайд №3)Какие книги Эдуарда Николаевича Успенского вы читали? (слайд №4)
Справка для учителя: – Эдуард Николаевич Успенский.
Э. Успенский - писатель, поэт, сценарист мультфильмов, издатель журналов, автор песен. Живёт в Москве, учился в Московском авиационном институте, со студенческих лет увлекается литературой. Автор известных детских книг: (выставка книг Э. Успенского)
-
«Крокодил Гена и его друзья» -
«Дядя Фёдор, пёс и кот» -
«Отпуск крокодила Гены» -
«Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино» -
«Дядя Фёдор идёт в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино» -
«Зима в Простоквашино» -
«Любимая девочка дяди Фёдора» -
«Каникулы в Простоквашино» -
«Иван — царский сын и Серый Волк» -
«Про Веру и Анфису» -
«Жаб ЖабычСковородкин» -
«Следствие ведут колобки»
На многие его книги созданы мультфильмы, ксвоим м/ф поэт пишет песни.
II. Синтаксическая разминка: (3 мин.)
Начнём мы свою работу с синтаксической разминки. Запишем число, тему и стихотворение, которое станет эпиграфом к уроку. Кто мне поможет?
Успенский – замечательный писатель,
Он сочиняет книги для детей.
Читайте книги, юные читатели,
И станете добрее и умней!
III. Повторение изученного об имени прилагательном:
-
Откроем книгу «Дядя Фёдор идёт в школу».( 3 мин.)( слайд № 5)
Дядя Фёдор ходит в школу,
Увлекается футболом,
И историю он знает,
Математику решает,
Русский любит изучать,
Упражненья выполнять.
Текст скорей восстанови,
Мальчику ты помоги.
Дядя Фёдору дали задание «Восстановить текст».( слайд № 6 )
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает_____________, отвечает на вопросы:______?_______?________?Имена прилагательные изменяются по______. Имена прилагательные имеют и форму. В предложении имена прилагательные в полной форме являются, а в краткой форме __________. Начальная форма имени прилагательного - _____________.
-
Откроем книгу «Дядя Фёдор, Пёс и Кот». (5 мин.)( слайд № 7 )
-
Откроем книгу «Дядя Фёдор, Пёс и Кот» и проверим ваши знания повести-сказки, а заодно повторим род, число, падеж прилаг-ых. Ваши ответы должны быть полными, правильными и содержать прилагательные. Проведём игру «Ответь прилагательным»:
-
Какой дух учуяла мама в своей квартире? (кошачий дух)(в.п., ед.ч., м.р.) -
«И Барбосиком меня звали и Оболтусом, и даже Кис-Кисычем. Только я фамилию хочу иметь…» Какую? (морскую фамилию – Матроскин )(в.п., ед.ч., ж.р.) -
Какой пёс подбежал к д. Фёдору и Матроскину по приезду в Простаквашино?
(лохматый, взъерошенный ) (и.п., ед.ч., м.р.)
-
Какую корову предлагает купить Шарик Матроскину? (купить маленькую корову, т.е. козу) (устно) (в.п., ж.р., ед.ч.) -
Где работал дядя кота Матроскина, приславший посылку? (работал на гуталиновом заводе)( п.п., м.р., ед.ч.) -
Какое ружье купил Шарик? (купил охотничье ружьё)( устно)(в.п., с.р., ед.ч.) -
Какую собаку хочет сделать Матроскин из Шарика? (хочет сделать цирковую собаку)(в.п., ж.р., ед.ч.) -
Каким маслом смазывали трактор Митю д. Фёдор? (смазывал подсолнечным маслом) ( т.п., с.р., ед.ч.)
Молодцы! Хорошо вы знаете эту повесть. А теперь просклоняем словосочетание: охотничье ружьё. Но для начала вспомним окончания имени прилагательного.
-
Посмотрим таблицу «Окончания имён прилагательных в един.числе»: (слайд №8)
Падежи | Окончания в мужском и среднем роде | Окончания в женском роде |
Именит.падеж | - ый, -ий; -ое, -ее | -ая, яя |
Родител. падеж | -ого,-его | -ой, -ей |
Датальн. падеж | -ому, -ему | -ой, -ей |
Винит.падеж | - ый, -ий; -ое, -ее | -ую, -юю |
Творит.падеж | -ым, -им | -ой, -ей |
Предлож. падеж | -ом, -ем | -ой, -ей |
Какое окончание самое опасное? (верно:-ого, -его) А чем оно опасно?(слышим -ова, -ева, а пишем -ого,-его). Кто поработает у доски?
-
Письменная работа в тетрадях: склонение охотничье ружьё( 1 у доски, остальные в тетради)(слайд№9)
-
Следующая глава нашей книги «Ваш сын – дядя Фарик». (5 мин.)(слайд10)
Как д. Фёдор оказался в Простоквашино один без родителей? (ушел с котом, не разрешали завести кота) А можно детям уезжать или уходить из дома одним? Как он дал знать родителям, что жив и здоров? (написал письмо) Прочитаем его?
«Письмо из Простоквашино» (слайд№11)
«Мои папа и мама! Я живу хорошо. У меня есть свой дом. Он … . (тёплый Мама и папа, я без вас очень скучаю. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберёте, а мои … ( любимые) Матроскин и Шарик пропадут. А ещё у нас есть печка … ( тёплая). Я так люблю на ней отдыхать! Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, …. ( любимые) мои родители, жизнь у меня была … (сложная), … лишений и выгоняний (полная). А на днях я линять начал. … (старая) шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато … ( новая) растёт - …., …. ! ( чистая, шелковистая) Просто каракуль. ….(дорогие) папа и мама, вы меня теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос …. (холодный), шерсть …. (лохматая). Я такой …. (здоровый) стал, прямо – ух! До свиданья. Ваш сын – дядя Фарик.»
Понравилось письмо? Чего в нём не хватает? Дополним его? Какое письмо понятнее и интереснее? Для чего необходимы в речи прилаг-ые? ( они украшают нашу речь, делают понятнее, ярче) Найдите в тексте эпитеты? (дорогие папа, мама; шелковистая шерсть)
-
Следующая наша глава называется «Любимая игра д. Фёдора». (5 мин.)
Любимая игра д. Фёдора – игра в мяч: и футбол, и волейбол, и вышибалы. Но футбол сыграть мы здесь не сможем, а в игру «Поймай мяч» постараемся. Поиграем и повторим с вами орфограмму «Одна и две н в суффиксах прилагательных».(слайд№12)
Вспомним правило: кто расшифрует схему?
Встали. Сочетаем игру с закреплением правила. Я вам – слово с мячом, вы мне мяч – с правильным ответом. Слова: кожаный мяч, государственная корова, шерстяной телёнок, хозяйственный пёс, деревянный дом, гусиный пух, сонный вид, современный почтальон, обеденный стол, карманный фонарик, весенний день, лошадиные силы, клюквенный сок, оловянная ложка. Молодцы!
IV. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. ( 4 мин.)
-
Запишем домашнее задание.(слайд №13)
Сочинение « Встреча с любимым героем Э. Успенского».
-
Подведём итоги урока. Что мы повторили об имени прилагательном?( схема )
Понравился вам урок?Продолжите начатые предложения:(слайд №14)
На уроке я повторил( а) …
Я узнал(а)….
Я закрепил (а)…
Мне понравилось ….
Мне захотелось…
Добились мы поставленных целей?
-
Оценивание. Посмотрим, посчитаем, сколько «ума» вы сегодня набрали?
Оценивание.
-
Вот и подошла к концу наша встреча с героями произведений Э. Успенского. Пусть эта встреча будет у вас не последняя, я буду рада, если у вас появилось желание прочитать книги этого замечательного писателя. Будьте всегда чуткими, внимательными, а речь ваша пусть будет образной и интересной. Помогут в этом имена прилагательные.Это верные наши спутники и помощники.
Спасибо за урок.(слайд№19)