Файл: «Международный валютный фонд: цели, функции, особенности» (Понятие и особенности международных валютных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совокупная доля стран БРИКС (14,7%) так и не достигла уровня блокирующего пакета, который по-прежнему остается у США (16,76%). При этом расширение квоты означает соответствующее увеличение нагрузки со стороны МВФ на Россию, как на страну кредитора.

В настоящий момент обсуждается пересмотр самой формулы расчета квот стран-акционеров, за который активно выступают страны БРИКС. При этом в рамках весенней сессии министры финансов стран БРИКС договорились настаивать «единым фронтом» на учете показателя ВВП стран по паритету покупательной способности. Включение данного показателя позволит учесть интересы развивающихся стран, доля которых в МВФ сегодня не соответствует их доли в мировой экономике.

Одним из ключевых элементов мировой финансовой системы являются финансово - кредитные институты, включающие банки и небанковские финансово - кредитные институты. Небанковские финансовые институты специализируются на предоставлении финансовых услуг четко определенным экономическим звеньям.

Среди данных институтов в мировой экономике в последние годы большое развитие получили инвестиционные фонды и компании, пенсионные фонды, страховые и лизинговые компании, микрофинансовые организации и ломбарды. Основными особенностями современного развития институциональной структуры финансового сектора в мировой экономике являются: [24]

1.сокращение количества финансово - кредитных институтов;

2.высокий уровень концентрации;

3.централизация институтов и финансовых потоков;

4.высокая степень влияния государства на движение финансовых потоков через банки с государственным участием;

5.низкий уровень конкуренции на финансовом рынке.

Для укрепления стабильности и доверия к различным институтам финансового рынка МВФ и Мировым Банком в 2015 - 2016 гг. была проведена значительная работа, направленная на вывод с рынка недобросовестных финансовых институтов, повышение качества функционирующих участников финансового рынка, развитие его инфраструктуры.[25]

В мировой экономике стали активно развиваться финансовые супермаркеты, основанные на интеграции банков и страхового бизнеса. Обязательным условием эффективности данной интеграции является наличие единых каналов дистрибуции финансовых услуг (банковских и страховых).

В настоящее время финансовые супермаркеты реализуют как розничные банковские услуги, так и страховые и инвестиционные продукты. За 2015 год объем банкострахования сократился незначительно (на 0,5 % ), напротив, кредитное розничное страхование сократилось на 20,5 % . Некредитное страхование клиентов банков увеличилось на 42,5 % за 2015 год. Его рост был связан с активностью страховщиков, аффилированных с банками. За счет сжатия портфелей кредитных страховщиков крупных игроков на рынке банкострахования стало меньше, а концентрация – выше. [26]


В целом на мировом страховом рынке в 2014 - 2016гг. постепенно прирастала доля прямых продаж (без посредников) страховых организаций и снижалась доля премий, полученных при участии посредников. В 2015г. МВФ введена категория системно значимых банков, оказывающих влияние на всю мировую банковскую систему и от устойчивости которых во многом зависит состояние мировой финансовой системы. При отнесении банков к системно значимым учитываются такие важные показатели, как размер банковских активов, объемы привлеченных вкладов физических лиц и их удельный вес от всех депозитов в мировой банковской системе, объемы сделок на межбанковском рынке. [27]

В последние годы в сфере регулирования мирового финансового рынка были приняты важные решения, направленные на повышение требований к финансово - кредитным институтам и размеру их собственного капитала, на противодействие манипулированию ценами финансовых активов, введение пруденциального надзора и обязательного членства многих видов финансовых институтов в саморегулируемых организациях и др.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО ФОНДА И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

3.1. Проблемы международного валютного фонда и пути их преодоления

Проведя исследование по показателям валютных экономических отношений в системе мирового хозяйства можно сказать о том, что в экономиках мировых стран имеется ряд проблем, которые пагубно сказываются на экономическом развитии государств и мирового валютного рынка в целом. [28]

В частности, к данным негативным тенденциям можно отнести:

1.Экономические санкции западных стран, введенных против РФ. Данные санкции существенно снижают объемы внешнеэкономической торговли, разрушают связи с внешним миром и т.д.

2.Мировая финансовая и политическая нестабильность. Данный фактор негативно отражается не только на экономике РФ и РБ, но и на многих мировых странах-лидерах, таких как США, Германия, Китай и т.д.


3.Падение цен на энергоресурсы и т.д.

На сегодняшний день, на экономическое развитие МВФ и всей мировой экономики в частности, оказывают влияние ряд проблем, среди которых:

1.Проблемы банковского сектора, такие как падение ликвидности, сокращение ресурсной базы, кризис внешней задолженности, потеря собственного капитала. В условиях эскалации угрозы кризиса ликвидности особую важность приобретает проблема низкого уровня капитализации банковской системы;[29]

2.Увеличение государственной задолженности мировых стран;

3.Сокращение средств в Резервных Фондах и Фондах национального благосостояния;

4.Мировая финансовая нестабильность экономики;

5.Рост инфляции и т.д.

Помимо вышеназванных проблем, которые влияют на мировую экономику и экономическое развитие стран, принято выделять и несколько проблем, которые влияют на привлечение иностранных инвестиций и капитала в национальное хозяйство:

1. Проблемы законодательства в области инвестиций и налоговых сборов в мировых странах;

2. Достаточно высокие экономические риски в связи с нестабильной экономической ситуации в мире; [30]

3. Отсутствие наукоемких отраслей производства и зависимость от топливных отраслей производства и т.д.

В целях поддержания курса валюты при пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза и «бегства» капитала, стимулированию его притока, которые можно представить на рисунке 19.

Рис 19. Меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию его притока

Для того, чтобы преодолеть данные проблемы и развивать валютные процессы в мировой экономике, необходимо применять спектр мероприятий:

1.регулирование финансовых рынков и инвестиционных институтов;

2.укрепление финансовой системы и реформирование местных финансовых институтов путем выработки и распространения международных принципов и стандартов регулирования и надзора за банковской системой, фондовым рынком и различными финансовыми институтами;[31]

3.определение путей укрепления пруденциального надзора как в развивающихся, так и в развитых странах;

4.создание механизмов рыночного регулирования рынка деривативов и инвестиционной деятельности с активным использованием заемных ресурсов (эффект leverage);

5.стимулирование введения международных стандартов деятельности в офшорных финансовых центрах и т.д.


Данный спектр предложенных направлений поможет сделать мировую финансовую систему более рациональной и стабильной.

3.2. Роль международного валютного фонда в мировой экономике

Средства Международный валютный фонд аккумулирует из взносов государств-участников. Ежегодно члены МВФ делают взносы в общую кассу. Для каждой страны размер взноса индивидуален, в зависимости от ее положения в мировой экономике. Кроме того, большую роль играют и так называемые золотые авуары. Сегодня золотой запас фонда составляет примерно 90,5 миллиона тройских унций. [32]

Однако есть и строгие ограничения. Так, МВФ при согласии 85 процентов участников может осуществить продажу золота или принять золото в качестве платежа, но не имеет права покупать золото, а также заниматься иными операциями с желтым металлом. Главный принцип МВФ заключается в том, чтобы помогать странам, испытывающим временные трудности в уравновешивании платежного баланса. Россия же с самого начала (она стала членом Фонда в 1992 г.), по существу, рассматривала его кредиты как средство спасения режима от хронического финансового кризиса. [33]

По-прежнему требование регулирования контроля уровня бюджетного дефицита выступает приоритетным направлением политики фонда в отношении России. Это требование основано на убежденности в том, что финансовая стабилизация, достигаемая прежде всего путем снижения уровня бюджетного дефицита, выступает важнейшей предпосылкой экономического роста в реформируемой стране. А именно возобновление экономического роста (рост реального ВВП) служило бы важнейшим показателем выхода России из кризиса и появления условий для повышения народного благосостояния.

Проблема достижения экономического роста или увеличения его темпов стоит перед всеми странами с переходной экономикой. Многие из них уже имеют успешный опыт в решении данной проблемы. МВФ имеет опыт содействия реформированию таких «утяжеленных» отраслей в странах Восточной Европы и Балтии. Этот опыт ценен, но не всегда применим к России.

В данных странах доля таких отраслей в общей структуре экономики ниже, чем в России, при единичных случаях закрытия предприятий рабочая сила имела возможность мигрировать на другие рабочие места без значительных трудностей, в том числе в другие населенные пункты при характерной для этих стран небольшой удаленности населенных пунктов друг от друга. [34]


Рис 20. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений

В России решение данной задачи предполагает активное участие государства в создании новых рабочих мест, стимулировании структурной перестройки промышленности, осуществляемой в соответствии не только с экономическими, но и социальными требованиями, другие меры, уменьшающие, если не исключающие, социальные осложнения оздоровления государственного бюджета. Действенность таких мер зависит не от МВФ, а от самой России. Недооценивать роль Международного валютного фонда невозможно.

Однако критика в адрес организации также оправдана. Ведь фактически страна-заемщик попадает в кредитное рабство. Поэтому мир задумался об альтернативе. Китай занял резервную позицию. Так, в 2014 году был основан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций – своеобразный китайский аналог МВФ. Кроме того, различные проблемы Международного валютного фонда привели к тому, что сегодня организация проводит ряд реформ, призванных еще оперативнее реагировать на текущую ситуацию в мировой экономике.

Таким образом, деятельность МВФ позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. МВФ призван служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами.

Подведя итог, отметим, что деятельность МВФ охватывает три основных направления: кредитование, регулирование международных валютных отношений и постоянный надзор за мировой экономикой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении работы подведем итоги и сделаем выводы:

Валютные отношения так или иначе сопровождают международную торговлю, вывоз капитала за рубеж, научно - технический обмен, кредитование, международные расчеты и иные экономические и культурные связи между государствами. Валютные отношения строятся на основе использования мировых валют.

Валюта представляет собой денежную единицу определенной страны. Соответственно мировая валюта есть не что иное как валюта, которая используется во многих странах мира. Принято считать, что к такой валюте относят доллар и евро.

Валютно-финансовым рынком называется система экономических отношений между банками, а также между банками и их клиентами по поводу купли-продажи иностранной валюты. Валютный рынок, являясь системой, имеет определенный перечень участников, к которым принято относить: центральный банк, коммерческие банки, фирмы и предприятия и т.д. К сегментам валютного рынка принято относить: биржевой рынок, внебиржевой рынок; рынок наличной валюты и прочие.