Файл: 1 Профессиограмма педагога дополнительного образования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- выявить индивидуальные способности обучающегося к определенному виду деятельности;

- оценить уровень возможностей обучающихся и в соответствии с этим

скорректировать образовательный процесс;

- продемонстрировать обоснованность выбора профиля обучения

Структура  «портфолио» зависит от конкретных целей обучения, элементы «портфолио» датируются, для возможности отслеживания динамики учебного прогресса. В настоящее время разновидностью «портфолио» являются паспорта или сертификаты, где уделяется внимание оцениванию ключевых компетенций. Использовать «портфолио» можно в форме  устной презентации в проектной деятельности, но необходимо разработать инструментарий индивидуальной накопительной оценки обучающегося. «Портфолио», один из видов педагогического инструментария оценивания образовательных результатов обучающихся, который предполагает вовлеченность обучающихся в процесс наполнения его материалами, что позволяет сформировать позитивное отношение обучающихся оценки результатов обучения.

Задание 4. Вам необходимо выступить на методическом объединение педагогов дополнительного образования. Подготовьтесь к этому выступлению по следующим вопросам темы «Инструментарий и методы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования».

1.Особенности инструментария педагога дополнительного  образования в области  изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство является дисциплиной профессионального цикла и имеет неоспоримое влияние на процесс образования будущего педагога дополнительного образования. Развитие технических изобразительных и декоративных приемов и свободной кистевой росписи в значительной мере зависит от общей и профессиональной подготовки педагогов – художников. Ценность любого художественного изделия и продукта творческой деятельности, в том числе и профессиональных произведений декоративно – прикладного искусства, всегда определялась мастерством, с которым оно выполнено, высоким уровнем владения техническими приемами изготовления аналогичных изделий, всеми средствами художественного языка, присущего той или иной специализации. В любом виде художественного языка необходимо овладение определенной суммой теоретических знаний, художественной эстетики и технических приемов, отработанных на практических занятиях. Мастерство является основой деятельности человека, определяющей художественно – эстетические достоинства рукотворного изделия.


Практические знания по декоративно-прикладному искусству – один из возможных путей приобщения студентов к самостоятельной профессиональной деятельности и творческому поиску, основной путь формирования современного педагога - художника, владеющего традиционным профессиональным мастерством. При формировании педагогического мастерства по большинству направлений традиционного прикладного искусства (художественному витражу, вышивке, свободной кистевой росписи, папье-маше, художественной росписи тканей, макетированию, скульптуре и др.) применяются следующие методы:

Информационно рецептивный метод - когда деятельность преподавателя заключается в передаче информации теоретического плана по технологии выполнения различных учебных заданий, а именно вводные беседы в начале курса, объяснение содержания программы, целей и задач каждой темы по тематическому плану, объявление темы и задачи урока. К этому методу так же относятся разъяснения, при показе методических образцов на уроке, теоретические объяснения технологий традиционных и современных материалов. Данный метод включает в себя информирование о технических приемах, ожидаемых результатах, получаемых при использовании и комбинировании различных материалов. Деятельность студентов по этому методу направлена на усвоение передаваемой информации.

Метод проблемного изложения, который используется лишь после того, как у студента сформируются определенные навыки и умения. Он является более высоким по уровню относительно информационно- рецептивного и переходным к исследовательскому и эвристическому методам формирования изобразительного и прикладного мастерства. Проблемный характер должно носить большинство заданий для самостоятельной работы студентов.

Исследовательский метод предполагает применение репродуктивной деятельности студентов в нестандартной учебной ситуации, используется после усвоения учащимися основных теоретических знаний. Также сущность исследовательского метода заключается в организации преподавателем поисковой, творческой деятельности студентов по решению новых проблем и проблемных ситуаций. Название этого метода предполагает совершенное усвоение студентами опыта творческой деятельности.

Метод поэтапного формирования мастерства в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве предполагает последовательное развитие творческой активности, интуиции и воображения студентов.



В основу содержания учебных программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству положены следующие теоретические принципы: копирование образцов изделий мастеров народных промыслов, композиционного освоения ИЗО и ДПИ, сочетания подходов к обучению ИЗО и ДПИ.

Художественно – педагогический процесс должен осуществляться в единстве принципов общей дидактики и педагогики искусства.

Преподавание ИЗО и ДПИ должно происходить согласно будущей специальности образования и быть структурировано в соответствии с четкой последовательностью и логикой учебных заданий дисциплин профессионального цикла: рисунка, живописи, композиции, скульптуры, методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Раскрывание углубленного содержания специальности при использовании изобразительных и декоративных заданий по ИЗО и ДПИ способствует росту художественно – эстетического уровня студентов, их профессионального мастерства.

В учебный процесс внедряются методы активизации учебно – познавательной деятельности студентов в сочетании с конкретной профессиональной направленностью различных видов изобразительного и прикладного искусства. ДПИ представляет собой комплексную учебную дисциплину, занимающую приоритетное положение в системе формирования современного, творчески мыслящего педагога- художника. Декоративно-прикладное искусство как учебная дисциплина усваивается в непрерывном, целостном образовательном процессе, основанном на новой педагогической технологии, сочетающей занятия по рисунку, живописи, композиции, цветоведения и колористики, предусматривающей использование различных форм проявления художественно – творческой самостоятельности студентов. В результате, художественный уровень квалификационных работ выпускников учебного заведения поднимается до подлинных произведений народного декоративно – прикладного искусства.

Внедрение методов активации учебно – познавательной деятельности в сочетании с профессиональной направленностью в традиционном процессе обучения в значительной степени влияет на эффективность обучения декоративно-прикладному искусству и воспитании подрастающего поколения, формирует у студентов более высокий уровень профессионального мастерства по различным видам традиционного прикладного искусства.

Изобразительное искусство и ДПИ играет важнейшую роль в формирование у обучающихся представления о целостной картине мира, национальной самоидентификации, патриотических чувств, уважительного отношения к культуре своего и других народов. Создаёт условия для саморазвития, самореализации и творчества учащихся. Культурное самовыражение является одной из общепризнанных в мире компетенций, поэтому значительная часть образовательного процесса по изобразительному искусству отводится освоению языков пластических искусств и их закреплению в художественно-творческой деятельности.


Для изобразительного искусства и ДПИ, как и для других предметов эстетического цикла, характерна важная особенность: ему невозможно обучать, не включая в образовательный процесс работу эмоциональной сферы учащихся. Развивать эмоциональную сферу обучающихся, разговаривая с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором произведения и через диалог друг с другом, — важнейшая задача учителя. Культурные традиции могут быть сохранены в том случае, если человека уже с детства будет окружать культурное пространство, наполненное красотой и смыслом. Современный процесс художественного образования необходимо ориентировать на субъект - субъектные отношения участников, подразумевающие активную позицию обучающихся, признание их права на выбор; на вариативность образования, в том числе – на дифференциацию и индивидуализацию обучения, направленные на всестороннее развитие обучающихся. В этих условиях актуальна реализация современных педагогических подходов: личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического и др.

Для реализации названных подходов рекомендуется использовать технологию проблемного обучения, технологию развития визуального мышления «Образ и мысль», технологию сотрудничества и др., включить в привычные формы организации занятий проектную и исследовательскую деятельность.

Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий.

Главный вывод, который следует из вышеизложенного материала, заключается в следующем: достижению цели обучения студентов декоративно - прикладному искусству способствует оптимальное соответствие художественного – стилевого содержания программы и методов обучения, направленных на реализацию этого содержания.

2. Диагностические инструменты педагога дополнительного  образования

Диагностический инструментарий – это совокупность педагогических методик, для организации оценки достижений обучающихся. Диагностический инструментарий, которым могут пользовать педагоги дополнительного образования, с одной стороны должен отвечать научности и достоверности получаемой информации, а с другой, должен оставаться в области компетенции педагога.

В дополнительном образовании диагностический процесс предполагает не только констатацию конечного результата обучения, но и постоянное сопровождение образовательного процесса, что является эффективным педагогическим средством активизации деятельности обучающихся, понимания обучающимся критериев и оснований оценки. Проверить «уровень обученности» в образовательной деятельности невозможно, так как в дополнительном образовании нет, образовательных стандартов. Поэтому для каждой общеобразовательной программы педагогу необходимо разработать свой пакет диагностических методик. В программе должны быть отражены формы, методы и виды диагностического инструментария по выявлению реальных достижений обучающихся в детском объединении, на каждый год обучения. Использование диагностического инструментария в педагогической диагностики позволит педагогам совершенствовать технологии обучения и воспитания. Использование диагностического инструментария на всех уровнях организации образовательной деятельности позволит систематизировать оценочный процесс и выработать критерии оценки качества и формы фиксации результатов.


В последнее время большое значение уделяется мониторингу в педагогической деятельности. Отслеживание результатов деятельности образовательных учреждений стало необходимым в связи с особыми требованиями к качеству образования. Учитывая отсутствие образовательных стандартов в дополнительном образовании, и как следствие отсутствие стандартных диагностических методик, компетентности педагогов в их использовании, актуальным становится наличие в УДОД определенной системы мониторинговой деятельности пдо в детском объединении, основным инструментом которой будет диагностика образовательного процесса.

Без диагностической работы невозможно контролировать образовательный и воспитательный процессы, грамотно формулировать педагогические задачи; одним словом, без мониторинговой деятельности (педагогической диагностики) невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности обучающегося.

В работе с обучающимися педагогу необходимо уметь прослеживать социально-психологические изменения в коллективе, в межличностных отношениях, формирование жизненной позиции и ценностных ориентаций молодежи. Чтобы правильно направлять и корректировать свою деятельность, он должен регулярно производить анализ результатов, сопоставляя полученный продукт с целью деятельности.

В системе дополнительного образования детей, где отсутствуют государственные образовательные стандарты, основным критерием результата является полнота и качество реализации дополнительных образовательных программ, существующих в учреждении. При этом, отвечая современным требованиям к образованию, дополнительная образовательная программа должна быть направлена не только на формирование знаний, но и на формирование личности ребёнка, его воспитание и развитие.

Мониторинговая деятельность в системе дополнительного образования представляет собой сложный процесс:

многие результаты обучающихся трудно определить, для их фиксации нужны специальные измерения, описания, характеристики, параметры;

дополнительное образование детей само по себе должно являться комплексным результатом, интегрирующем результаты обучения, воспитания и развития ребёнка.

Для более эффективной организации мониторинговой деятельности необходимо познакомить педагогов со  следующими принципами: