Файл: Урок математики в 1 классе Тема урока. Приемы вычислений. Цель урока. Ознакомить учащихся с приемами вычислений Задачи урока.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок математики в 1 классе

Тема урока. [ ] ± 3. Приемы вычислений.

Цель урока. Ознакомить учащихся с приемами вычислений 3.

Задачи урока.

Образовательная: тренировать в умении устного счета.

Развивающая: развивать логическое мышление, способность производить анализ вычислений в рамках десятка.

Воспитательная: формировать положительное эмоциональное отношение к математическим вычислениям, воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: стихотворение Н.Владимировой «Задачи»; карточки для индивидуальной работы в виде домиков; карточки с примерами на сложение: 5+1; 4+2; 3+3; «Задачник» Г.Остера.

Ход урока

  1. Повторение изученного материала

Сейчас мы с вами вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.

Пять фломастеров у Лени.

Взял он желтый и зеленый,

А в коробке, посмотри,

Остается ровно … (три).

- Как решили вы эту задачку? (от 5 отняли 2)

- Так сколько фломастеров осталось? (3)

- Маша, Оля и Катя ходили в цирк. У них были билеты в разные ряды: первый, третий и пятый. Маша сидела ближе к арене, чем Оля, но дальше, чем Катя. Кто в каком ряду сидел? (Катя сидела в первом ряду, Маша-в третьем, а Оля-в пятом ряду)

На доске мы можем записать решение задачи двумя способами: сделать три отрезка, маленький, побольше и большой.

К_________1 ряд

М_______________3 ряд

О_______________________5 ряд


Второй способ записи- рисунок арены и рядов.



- Решите записанные на доске примеры.

1+2=(3) 4-2=(2)

5+2=(7) 8-2=(6)

6+2=(8) 9-2=(7)

7+2=(9) 10-2=(8)

- Назовите к примеру на сложение соответствующий пример на вычитание. (1+2=3 и 3-2=1 и т.д.)

- Что общего и в чем отличие этих примеров? (Числа во вторых примерах написаны наоборот, то есть в обратном порядке по сравнению с числами в первых примерах.)

Подобные действия сложения и вычитания называются обратными. Я вам буду показывать карточки с примерами на сложение. Ваша задача – составить два обратных примера на вычитание.

5+1 (6-1; 6-5)

4+2 (6-2; 6-4)

3+3 (6-3)

В математическом городе большое счастье
, цифры построили новую улицу, однако когда стали заселяться в новые домики, совсем растерялись: куда и кому поместиться. Давайте поможем цифрам определиться с местом жительства. На самом верхнем этаже –самая главная цифра. Расселим цифры так, чтобы на каждом этаже в суме получилась главная цифра. Каждый из вас получит свой домик и подумает, какие цифры он в него заселит. (Дифференцированный подход- класс делиться на три группы.)


Карточка для первого уровня

5 6

2 ? 1 5

1 4 ? 3

1 ? 2 4

2 3 ? 5
Карточки для второго уровня

7 8


? 2 4 ?

3 ? ? 2


? 5 6 ?

1 ? ? 3

Карточки для третьего уровня

9 10


6 ? ? ?

? 5 ? 4


? ? ? ?

? 7 ? 5


? ? 3 ?
Сейчас мы с вами проведем арифметически диктант. В своих тетрадях вы должны записывать только ответы:

А) Галя нарисовала 5 бабочек, а Таня на 3 бабочки меньше, чем Галя. Сколько бабочек нарисовала Таня? (2 бабочки)

Б) Оля гуляла во дворе. К ней подошли 2 мальчика и 3 девочки. Сколько девочек стало во дворе? (4 девочки)

В) На ветке сидело 9 птиц, 6 улетело. Сколько птиц осталось? (3 птицы)


  1. Работа над новым материалом

Сегодня мы с вами поговорим о том, как можно складывать и отнимать число 3.

- В двух коробках 3 яблока. Подумайте, сколько яблок может быть в каждой коробке? (3=1+2; 3=2+1)

- Мама принесла еще коробку, в которой 2 яблока. Как найти сколько, сколько всего станет яблок? (2+3)

- Давайте решим этот пример. Как мы с вами будем прибавлять 3? (Прибавим по частям: 2+2+1; 2+1+2 )

-Сколько всего мы прибавляем к 2 в первом случае? (Прибавляем 3)

- Суммой каких двух чисел заменили 3? (1 и 2)

- Сколько всего мы прибавляем к 2 во втором случае? (Прибавляем 3 )

- Суммой каких двух чисел заменили 3? (2 и 1)

- Ребята, как можно прибавить 3? Что для этого нужно сделать? (Заменить 3 суммой двух чисел)

- Выберите тот способ, который для вас покажется легким.

- Мама приготовила котлеты, 6 котлет уже жарится на сковороде, а 3 еще лежат на дощечке.

Объясните, как можно к 6 прибавить 3? (6+2+1; 6+1+2)
А сейчас мы немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Поднимите руки, класс,- это раз.

Повернулась голова-это два.

Руки вниз, вперед смотри- это три.



Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Руки вниз отпустим- шесть.

И за парты тихо сесть.
Решим задачу. Коза Люська забодала забор, который держался на 7 столбиках, 3 столбика упали вместе с забором, а остальные остались торчать отдельно. Сколько столбиков торча отдельно?

- Что нужно сделать , чтобы найти ответ на поставленный вопрос? (от 7 отнять 3)

- Какими способами мы можем из 7 вычесть 3? Вспомните состав числа 3.(7-1-2; 7-2-1)

- Какой ответу нас получится? (4 столбика остались торчать отдельно)

А сейчас мы с вами проведем эстафету и выясним, какой ряд у нас самый быстрый и сообразительный. Посмотрите на доску. Здесь написаны 3 столбика примеров – по столбику для каждого ряда. По очереди с каждого ряда один ученик выходит к доске и решает по примеру. Побеждает ряд, более успешно справившийся с заданием. Подсказывать и выкрикивать правильный ответ с места нельзя.

3+3 5-3 3+1

7-3 3+3 8-3

5+3 10-3 5-3

9-3 2+3 3+3

2+3 5+3 3+6

3-3 9-3 10-3

5+2 3+1 6-3
- Победил .. ряд. Именно он должен придумать для каждого ряда по примеру, в котором нужно прибавить или отнять 3. (7-3; 2+3 и т.д.)

Решим задачу. В люстре горело 6 лампочек. После того как трехлетняя Маша попала в люстру ботинком, осталось гореть 3 лампочки. Сколько лампочек погасло?

- О чем задача? (о лампочках)

- Сколько горело лампочек в начале? (6)

- Что дальше произошло? (Маша попала в люстру ботинком, и лампочки погасли)

- Сколько осталось гореть лампочек? (3)

- Что нам нужно узнать? (Сколько лампочек погасло)

- Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да)

- Что нужно сделать ля этого? (Из 6 вычесть 3 лампочки)

- Как это решение можно записать в тетради? (6-2-1; 6-1-2)

- Сколько лампочек погасло? (6-3=3 (лампочки))


  1. Подведение итогов

- Чему мы с вами научились на этом уроке? (Прибавлять и отнимать 3)

- Какими способами мы можем прибавить 3 к любому числу? (Заменить 3 суммой чисел 1+2; 2+1)

- Какими способами мы можем отнять 3?(Заменить 3 на 1 и 2; 2и 1)
Домашнее задание

Придумать по 3 примера на сложение и вычитание числа 3. Или самим составить задачу, при решении которой требовалось бы прибавить или отнять число 3. (Личностно ориентированный подход в обучении).