Файл: Урок математики в 1 классе Тема урока. Приемы вычислений. Цель урока. Ознакомить учащихся с приемами вычислений Задачи урока.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок математики в 1 классе
Тема урока. [ ] ± 3. Приемы вычислений.
Цель урока. Ознакомить учащихся с приемами вычислений 3.
Задачи урока.
Образовательная: тренировать в умении устного счета.
Развивающая: развивать логическое мышление, способность производить анализ вычислений в рамках десятка.
Воспитательная: формировать положительное эмоциональное отношение к математическим вычислениям, воспитывать усидчивость, аккуратность.
Оборудование: стихотворение Н.Владимировой «Задачи»; карточки для индивидуальной работы в виде домиков; карточки с примерами на сложение: 5+1; 4+2; 3+3; «Задачник» Г.Остера.
Ход урока
-
Повторение изученного материала
Сейчас мы с вами вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.
Пять фломастеров у Лени.
Взял он желтый и зеленый,
А в коробке, посмотри,
Остается ровно … (три).
- Как решили вы эту задачку? (от 5 отняли 2)
- Так сколько фломастеров осталось? (3)
- Маша, Оля и Катя ходили в цирк. У них были билеты в разные ряды: первый, третий и пятый. Маша сидела ближе к арене, чем Оля, но дальше, чем Катя. Кто в каком ряду сидел? (Катя сидела в первом ряду, Маша-в третьем, а Оля-в пятом ряду)
На доске мы можем записать решение задачи двумя способами: сделать три отрезка, маленький, побольше и большой.
К_________1 ряд
М_______________3 ряд
О_______________________5 ряд
Второй способ записи- рисунок арены и рядов.
- Решите записанные на доске примеры.
1+2=(3) 4-2=(2)
5+2=(7) 8-2=(6)
6+2=(8) 9-2=(7)
7+2=(9) 10-2=(8)
- Назовите к примеру на сложение соответствующий пример на вычитание. (1+2=3 и 3-2=1 и т.д.)
- Что общего и в чем отличие этих примеров? (Числа во вторых примерах написаны наоборот, то есть в обратном порядке по сравнению с числами в первых примерах.)
Подобные действия сложения и вычитания называются обратными. Я вам буду показывать карточки с примерами на сложение. Ваша задача – составить два обратных примера на вычитание.
5+1 (6-1; 6-5)
4+2 (6-2; 6-4)
3+3 (6-3)
В математическом городе большое счастье
, цифры построили новую улицу, однако когда стали заселяться в новые домики, совсем растерялись: куда и кому поместиться. Давайте поможем цифрам определиться с местом жительства. На самом верхнем этаже –самая главная цифра. Расселим цифры так, чтобы на каждом этаже в суме получилась главная цифра. Каждый из вас получит свой домик и подумает, какие цифры он в него заселит. (Дифференцированный подход- класс делиться на три группы.)
Карточка для первого уровня
5 6
2 ? 1 5
1 4 ? 3
1 ? 2 4
2 3 ? 5
Карточки для второго уровня
7 8
? 2 4 ?
3 ? ? 2
? 5 6 ?
1 ? ? 3
Карточки для третьего уровня
9 10
6 ? ? ?
? 5 ? 4
? ? ? ?
? 7 ? 5
? ? 3 ?
Сейчас мы с вами проведем арифметически диктант. В своих тетрадях вы должны записывать только ответы:
А) Галя нарисовала 5 бабочек, а Таня на 3 бабочки меньше, чем Галя. Сколько бабочек нарисовала Таня? (2 бабочки)
Б) Оля гуляла во дворе. К ней подошли 2 мальчика и 3 девочки. Сколько девочек стало во дворе? (4 девочки)
В) На ветке сидело 9 птиц, 6 улетело. Сколько птиц осталось? (3 птицы)
-
Работа над новым материалом
Сегодня мы с вами поговорим о том, как можно складывать и отнимать число 3.
- В двух коробках 3 яблока. Подумайте, сколько яблок может быть в каждой коробке? (3=1+2; 3=2+1)
- Мама принесла еще коробку, в которой 2 яблока. Как найти сколько, сколько всего станет яблок? (2+3)
- Давайте решим этот пример. Как мы с вами будем прибавлять 3? (Прибавим по частям: 2+2+1; 2+1+2 )
-Сколько всего мы прибавляем к 2 в первом случае? (Прибавляем 3)
- Суммой каких двух чисел заменили 3? (1 и 2)
- Сколько всего мы прибавляем к 2 во втором случае? (Прибавляем 3 )
- Суммой каких двух чисел заменили 3? (2 и 1)
- Ребята, как можно прибавить 3? Что для этого нужно сделать? (Заменить 3 суммой двух чисел)
- Выберите тот способ, который для вас покажется легким.
- Мама приготовила котлеты, 6 котлет уже жарится на сковороде, а 3 еще лежат на дощечке.
Объясните, как можно к 6 прибавить 3? (6+2+1; 6+1+2)
А сейчас мы немного отдохнем и проведем физкультминутку.
Поднимите руки, класс,- это раз.
Повернулась голова-это два.
Руки вниз, вперед смотри- это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Руки вниз отпустим- шесть.
И за парты тихо сесть.
Решим задачу. Коза Люська забодала забор, который держался на 7 столбиках, 3 столбика упали вместе с забором, а остальные остались торчать отдельно. Сколько столбиков торча отдельно?
- Что нужно сделать , чтобы найти ответ на поставленный вопрос? (от 7 отнять 3)
- Какими способами мы можем из 7 вычесть 3? Вспомните состав числа 3.(7-1-2; 7-2-1)
- Какой ответу нас получится? (4 столбика остались торчать отдельно)
А сейчас мы с вами проведем эстафету и выясним, какой ряд у нас самый быстрый и сообразительный. Посмотрите на доску. Здесь написаны 3 столбика примеров – по столбику для каждого ряда. По очереди с каждого ряда один ученик выходит к доске и решает по примеру. Побеждает ряд, более успешно справившийся с заданием. Подсказывать и выкрикивать правильный ответ с места нельзя.
3+3 5-3 3+1
7-3 3+3 8-3
5+3 10-3 5-3
9-3 2+3 3+3
2+3 5+3 3+6
3-3 9-3 10-3
5+2 3+1 6-3
- Победил .. ряд. Именно он должен придумать для каждого ряда по примеру, в котором нужно прибавить или отнять 3. (7-3; 2+3 и т.д.)
Решим задачу. В люстре горело 6 лампочек. После того как трехлетняя Маша попала в люстру ботинком, осталось гореть 3 лампочки. Сколько лампочек погасло?
- О чем задача? (о лампочках)
- Сколько горело лампочек в начале? (6)
- Что дальше произошло? (Маша попала в люстру ботинком, и лампочки погасли)
- Сколько осталось гореть лампочек? (3)
- Что нам нужно узнать? (Сколько лампочек погасло)
- Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да)
- Что нужно сделать ля этого? (Из 6 вычесть 3 лампочки)
- Как это решение можно записать в тетради? (6-2-1; 6-1-2)
- Сколько лампочек погасло? (6-3=3 (лампочки))
-
Подведение итогов
- Чему мы с вами научились на этом уроке? (Прибавлять и отнимать 3)
- Какими способами мы можем прибавить 3 к любому числу? (Заменить 3 суммой чисел 1+2; 2+1)
- Какими способами мы можем отнять 3?(Заменить 3 на 1 и 2; 2и 1)
Домашнее задание
Придумать по 3 примера на сложение и вычитание числа 3. Или самим составить задачу, при решении которой требовалось бы прибавить или отнять число 3. (Личностно ориентированный подход в обучении).