Файл: Анализ содержания методов, форм и средств организации образовательного процесса в доу, разработка методических рекомендаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Анализ содержания методов, форм и средств организации образовательного процесса в ДОУ, разработка методических рекомендаций



В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. «Развивающемуся обществу, – подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», – нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью… способные к сотрудничеству…обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».

Не осталось в стороне и дошкольное образование. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л.Г. Петерсон)

Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.

Системно-деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться, освоить.


Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:

- ставить цель (например, узнать, почему на лесной полянке исчезли цветы);

- решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезли: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной полянке);

- отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т.д.

При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов.

Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру. Рассмотрим каждый из этапов.

  1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса. В группу вноситься что-то новое (Красная книга. энциклопедия, игра, игрушка).

  2. Важным этапом образовательной деятельности на основе системо-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветы и подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?»

  3. Следующий этап-проектирование решение проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. Например: «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?». На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

  4. На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.


Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезли цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Воспитанники выбирают из предложенных воспитателем знаки, которые подходят для решения проблемы в их микрогруппе, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детёнышей животных домой», «Не разоряйте птичьи гнезда».

Также данный этап предусматривает:

  • Нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка (например: «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»);

  • Возможность применения «нового» знания повседневной жизни (например: «чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относится к природе»);

  • Самопроверку и коррекцию деятельности (например: «Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?»).

5.Этап проведения итогов и анализа деятельности включает:

  • Фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы сделали это? Зачем»);

  • Выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего пригодится это вам в жизни?»);

  • Эмоциональную оценку деятельности(« У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»);

  • Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);

  • Рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности.
Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора,  игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность. В моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.

Роль педагога в осуществлении системно-деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводиться роль организатора и координатора этого процесса. Трудно недооценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все, и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и его способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.

Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.
В условиях перехода ДОУ  на  работу по ФГОС  перед педагогом  ставятся задачи  организации воспитательно- образовательной работы  в соответствии с новыми стандартами. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход .

В системно-деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно из ключевых мест
, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

— ставить цели,

— решать задачи,

— отвечать за результаты.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки и деятельностным, который всегда был системным . Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Что значит “деятельность”? Сказать “деятельность” — это указать на следующие моменты.

Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: “Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод”. Но Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить “ловить рыбу”, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть.

 Именно в действии порождается знание.

Основная цель системно — деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Для этого педагог  ставит ряд вопросов:

— какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

— какие методы и средства обучения выбрать;

— как организовать собственную деятельность и деятельность детей;

— как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Структура с  позиций системно — деятельностного подхода состоит в следующем:

— педагог создает проблемную ситуацию;