Файл: Лабораторная работа 1 Наблюдение действия магнитного поля на ток.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа № 1

Наблюдение действия магнитного поля на ток


Цель работы: убедиться в том, что однородное магнитное поле оказывает на рамку с током ориентирующее действие.

Оборудование: катушка-моток, штатив, источник постоянного тока, реостат, ключ, соединительные провода, магнит дугообразный или полосовой.

Примечание. Перед работой убедитесь, что движок реостата установлен на максимальное сопротивление.
Тренировочные задания и вопросы

  1. В 1820 г. Х. Эрстед обнаружил действие электрического тока на _____

  2. В 1820 г. А. Ампер установил, что два параллельных проводника с током _____

  3. Магнитное поле может быть создано: а) _____ б) _____ в) _____

  4. Что является основной характеристикой магнитного поля? В каких единицах в системе СИ измеряется?

  5. За направление вектора магнитной индукции В в том месте, где расположена рамка с током, принимают _____

  6. В чем состоит особенность линий магнитной индукции?

  7. Правило буравчика позволяет _____

  8. Формула силы Ампера имеет вид: F= _____

  9. Сформулируйте правило левой руки.

  10. Максимальный вращающийся момент М, действующий на рамку с током со стороны магнитного поля, зависит от _____


Ход работы

  1. Соберите цепь по рисунку, подвесив на гибких проводах

катушку-моток.

  1. Расположите дугообразный магнит под некоторым острым

углом α(например 45°) к плоскости катушки-мотка и, замыкая ключ, пронаблюдайте движение катушки-мотка.

  1. Повторите опыт, изменив сначала полюсы магнита, а затем направление электрического тока.

  2. Зарисуйте катушку-моток и магнит, указав направление магнитного поля, направление электрического тока и характер движения катушки-мотка..

  3. Объясните поведение катушки-мотка с током в однородном магнитном поле.

  4. Расположите дугообразный магнит в плоскости катушки-мотка (α=0°). Повторите действия, указанные в пунктах 2-5.

  5. Расположите дугообразный магнит перпендикулярно плоскости катушки-мотка (α=90°). Повторите действия, указанные в пунктах 2-5.

Вывод: _____
Дополнительное задание

  1. Изменяя силу тока реостатом, пронаблюдайте, изменяется ли характер движения катушки-мотка с током в магнитном поле?



Рис. 1

Лабораторная работа № 2

Изучение явления электромагнитной индукции


Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции, проверить правило Ленца.

Оборудование: миллиамперметр, источник питания, катушки с сердечниками, магнит дугообразный или полосовой, реостат, ключ, соединительные провода, магнитная стрелка.
Тренировочные задания и вопросы

  1. 28 августа 1831 г. М. Фарадей _____

  2. В чем заключается явление электромагнитной индукции?

  3. Магнитным потоком Ф через поверхность площадью S называют _____

  4. В каких единицах в системе СИ измеряются

а) индукция магнитного поля [B]= _____

б) магнитный поток [Ф]= _____

5. Правило Ленца позволяет определить _____

6. Запишите формулу закона электромагнитной индукции.

7. В чем заключается физический смысл закона электромагнитной индукции?

8. Почему открытие явления электромагнитной индукции относят к разряду величайших открытий в области физики?
Ход работы

  1. Подключите катушку к зажимам миллиамперметра..

  2. Выполните следующие действия:

а) введите северный (N) полюс магнита в катушку;

б) остановите магнит на несколько секунд;

в) удалите магнит из катушки (модуль скорости движения магнита приблизительно одинаков).

3. Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток и каковы его особенности в каждом случае: а) _____ б) _____ в) _____

4. Повторите действия пункта 2 с южным(S) полюсом магнита и сделайте соответствующие выводы: а) _____ б) _____ в) _____

5. Сформулируйте, при каком условии в катушке возникал индукционный ток.

6. Объясните различие в направлении индукционного тока с точки зрения правила Ленца

7. Зарисуйте схему опыта.

8. Начертите схему, состоящую из источника тока, двух катушек на общем сердечнике, ключа, реостата и миллиамперметра ( первую катушку соедините с миллиамперметром, вторую катушку через реостат соедините с источником тока).

9. Соберите электрическую цепь по данной схеме.

10. Замыкая и размыкая ключ, проверьте, возникает ли в первой катушке индукционный ток.

11. Проверьте выполнение правила Ленца.

12. Проверьте, возникает ли индукционный ток при изменении силы тока реостата.
Вывод:

Лабораторная работа № 3

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника



Цель работы: вычислить ускорение свободного падения и оценить точность полученного результата.

Оборудование: часы с секундной стрелкой, измерительная лента, шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и кольцом.
Тренировочные задания и вопросы

  1. Свободными колебаниями называются _____

  2. При каких условиях нитяной маятник можно считать математическим?

  3. Период колебаний – это _____

  4. В каких единицах в системе СИ измеряются:

а) период [T]= _____

б) частота [ν]= _____

в) циклическая частота[ω]= _____

г) фаза колебаний[ϕ]= _____

5. Запишите формулу периода колебаний математического маятника, полученную Г. Гюйгенсом.

6. Запишите уравнение колебательного движения в дифференциальном виде и его решение.

7. Циклическая частота колебаний маятника равна 2,5π рад/с. Найдите период и частоту колебаний маятника.

8. Уравнение движения маятника имеет вид x=0,08 sin 0,4πt. Определите амплитуду, период и частоту колебаний.
Ход работы

  1. Установите на краю стола штатив, у его верхнего конца укрепите при помощи муфты кольцо и подвесьте к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 2-5 см от пола.

  2. Измерьте лентой длину маятника: ℓ= _____

  3. Отклоните маятник от положения равновесия на 5-8 см и отпустите его.

  4. Измерьте время 30-50 полных колебаний (например N=40). t₁ = _____

  5. Повторите опыт еще 4 раза (число колебаний во всех опытах одинаковое).

t = _____ t = _____ t = _____ t = _____

  1. Вычислите среднее значение времени колебаний.

t ,

t t __________ .

  1. Вычислите среднее значение периода колебаний.

________ .

  1. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.





опыта

t ,

с

t ,

с

N

T ,

с

ℓ ,

м

∆t ,

с

∆ℓ ,

м

∆q ,

м/с²

q ,

м/с²

1




























2




3




4




5







  1. Вычислите ускорение свободного падения по формуле: q .

q q __________

  1. Вычислите абсолютные погрешности измерения времени в каждом опыте.

∆t₁=|t₁−t |=| |=

∆t₂=|t₂−t |=| |=

∆t₃=|t₃−t |=| |=

∆t₄=|t₄−t |=| |=

∆t₅=|t₅−t |=| |=

  1. Вычислите среднюю абсолютную погрешность измерений времени.

∆t =
= _______

  1. Вычислите относительную погрешность измерения q по формуле:

, где = 0,75 см

= _____

  1. Вычислите абсолютную погрешность измерения q.

∆q = _____ ∆q = _____

  1. Запишите результат в виде q = q ± ∆q. q = _____ q = _____

  2. Сравните полученный результат со значением 9,8 м/с².

Вывод:

Лабораторная работа № 4

Измерение показателя преломления стекла


Цель работы: вычислить показатель преломления стекла относительно возлуха.

Оборудование: стеклянная пластина, имеющая форму трапеции, источник тока, ключ, лампочка, соединительные провода, металлический экран с щелью.
Тренировочные задания и вопросы

  1. Преломление света – это явление _____

  2. Почему пальцы, опущенные в воду, кажутся короткими?

  3. Почему из скипидара в глицерин свет проходит без преломления?

  4. В чем заключается физический смысл показателя преломления?

  5. Чем отличается относительный показатель преломления от абсолютного?

  6. Запишите формулу закона преломления света.

  7. В каком случае угол преломления луча равен углу падения?

  8. При каком угле падения α отраженный луч перпендикулярен к преломленному лучу? (n – относительный показатель преломления двух сред)


Ход работы

  1. Подключите лампочку через выключатель к источнику тока. С помощью экрана с щелью получите тонкий световой пучок.

  2. Расположите пластину так, чтобы световой пучок падал на нее в точке В под некоторым острым углом.

  3. Вдоль падающего на пластину и вышедшего из нее светового пучка поставьте две точки.

  4. Выключите лампочку и снимите пластину, очертив ее контур.

  5. Через точку В границы раздела сред воздух-стекло проведите перпендикуляр к границе, лучи падающий и преломленный и отметьте углы падения α и преломления β.

  6. Проведите окружность с центром в точке В и отметьте точки пересечения окружности с падающим и отраженным лучами (соответственно точки А и С).

  7. Измерьте расстояние от точки А до перпендикуляра к границе раздела. α= ____

  8. Измерьте расстояние от точки С до перпендикуляра к границе раздела. b= _____

  9. Вычислите показатель преломления стекла по формуле.