Файл: Памятка по русскому языку и литературе для родителей пятиклассников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Памятка
по русскому языку и литературе для родителей пятиклассников
Если Вы внимательно следите за процессом обучения своего ребенка, если стараетесь помочь ему адаптироваться в средней школе, если намерены приучить его работать в системе, если сами желаете знать требования к ведению тетрадей по русскому языку и литературе (а также условия качественного выполнения домашнего и классного заданий) и хотите понимать логику выполнения этих требований и заданий, то данные рекомендации для Вас.
1.Каждому пятикласснику необходимо иметь 2 рабочие тетради по русскому языку. В них он выполняет классную и домашнюю работу, которую учитель проверяет ежедневно.
2.Дома обучающийся в обязательном порядке выполняет работу над ошибками по образцу, который даётся учителем. В случае отсутствия работы над ошибками домашнее задание считается невыполненным .
3. При оформлении домашнего задания обязательно пишется число, вид работы, слово упражнение полностью, № упражнения.
Например: Второе сентября.
Домашняя работа.
Упражнение № 7.
4. Домашнее упражнение выполняется по заданию, которое может быть увеличено или уменьшено учителем. Необходимо выполнять все виды разбора, обозначенные цифрами. Расшифровка цифр даётся в начале учебника, план и образцы разбора - в параграфах или в конце учебника.
5. Если требуется вставить пропущенные буквы или знаки препинания, то ученик должен графически объяснить, почему он принял именно такое решение, то есть обозначить орфограмму или пунктограмму.
6. Орфограмма – это буква в слабой позиции. Слабая позиции для гласных – безударное положение и нахождение после шипящих и Ц; для согласных – на конце слова и перед другой согласной.
7. Если орфограмма на месте гласной буквы, то обязательно необходимо поставить ударение, подчеркнуть объясняемую букву, обозначить морфему (часть слова), в которую входит эта буква, подобрать необходимое правило орфографии и окончательно обозначить орфограмму по образцу, данному в учебнике или учителем. Все правила и образцы есть на форзацах учебника. Желательно, чтобы на полях или в скобках записывались проверочные слова:
Например:
- в слове раздавать ставим ударение, подчеркиваем вставленную букву одной чертой, выделяем корень -да- , подбираем проверочное слово, в котором ударение падает на корень (дать), ставим ударение, обозначаем морфему, подчеркиваем гласную двумя чертами;
- в слове на работе надо объяснить правописание последней гласной, следовательно, ставим ударение, обозначаем морфему (окончание), определяем часть речи (сущ.), записываем морфологические признаки (условия), которые определяют выбор гласной в окончании существительного (1 скл., П.п.);
- в слове трубка необходимо объяснить согласную в слабой позиции, поэтому подчеркиваем эту согласную (б) одной чертой, согласную, которая создала эту позицию, двумя чертами (к), обозначаем морфему, куда входит объясняемая буква (корень), подбираем и записываем проверочное слово (труба): б подчеркнуть одной чертой, а – двумя чертами, обозначить корень.
8. При постановке знака препинания внутри предложения следует графически обозначить условия постановки и (при необходимости) составить схему (смотри образцы на форзацах учебника). Например:
- в предложении «В саду растут яблоки, груши и сливы» необходимо подчеркнуть одной чертой однородные подлежащие и двумя чертами сказуемое (грамматическую основу желательно обозначать всегда), начертить схему предложения, обозначив однородные члены кружками. [==== O, O и O].
- в предложении «Наступили холода, и птицы улетели в тёплые края» подчеркиваем две грамматические основы, обводим в кружок запятую и средство связи между предложениями – союз И, чертим схему:
[======= ______ ], и [ ________ =========].
9. У каждого обучающегося должна быть тетрадь для контрольных работ по русскому языку, которая хранится в классе. Обычно работа над ошибками в этой тетради выполняется в классе, но если есть необходимость продолжить ее дома, то обучающийся обязательно сдает тетрадь на следующем уроке. Если отсутствуют тетради для контрольных работ или тетради по развитию речи, то общая оценка может быть снижена.
10. Тетрадь для творческих работ по русскому или литературе (тетрадь по развитию речи) хранится в классе и своевременно сдается обучающимся после работы над ошибками или домашним сочинением.
11. Тетрадь – Словарик по русскому языку. Это общая тетрадь, которая является первым помощником для обучающегося. Словарик заполняется постепенно, по мере изучения материала. Как правило, ведётся учащимися с 5 по 11 класс. Состоит из нескольких разделов: «Словарь трудных слов», «Словарь корней», «Говори правильно», «Разборы», «Термины и понятия», «Таблицы». Слова из этой тетради помогут Вам организовать дополнительные самостоятельные занятия по предмету: предложите ребенку составить несколько предложений, включив в них как можно больше слов из словарных диктантов (особенно тех, в которых были допущены ошибки). Наиболее «коварные» слова можно выписывать на карточки и развесить их над столом ребенка, на холодильнике, на зеркале и т.д. Менять карточки по мере устранения ошибок.
12. Задание по литературе есть всегда: выразительное чтение, пересказ, полные (письменные или устные) ответы на вопросы, которые есть в учебнике после изучаемого произведения. Обратите внимание на словарь в конце учебника: обучающиеся должны владеть литературоведческой терминологией.
13. Чтобы иметь ясное представление об уровне обученности Вашего ребенка по предмету, познакомьтесь с образовательными программами и Государственными стандартами, где определены знания, навыки и умения, которыми должны владеть обучащиеся того или иного класса.
Успехов Вам, уважаемые родители, в нелегком и ответственном деле воспитания и образования сыновей и дочерей! Надеюсь на сотрудничество и понимание.