Файл: Методическая тема Основы программирования в 89 классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа №1"

г. Сергиев Посад

Методическая тема

«Основы программирования в 8-9 классах»

Составитель: учитель информатики

Малинина Анна Сергеевна

2020
Введение

Изучение алгоритмов и языков программирования является неотъемлемой частью информатики. Основной целью курса информатики в новом государственном стандарте образования является формирование у школьника основ алгоритмического мышления. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата. Для записи алгоритмов в первую очередь предлагается использовать формальные языки блок-схем и структурного программирования. Однако, стандарт не дает методических рекомендаций по выбору языка программирования и методики его изучения. Наиболее важным и сложным обстоятельством для учителя, таким образом, становится выбор изучаемого языка программирования, учитывая уровень обучения, профиль класса и планируемые результаты обучения.

Основной целью курса в стандарте основного общего образования является формирование у школьника основ алгоритмического мышления. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата. Для записи алгоритмов предлагается использовать формальные языки блок-схем и структурного программирования. Предполагается, что с самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Языки программирования в школьном курсе информатики делятся на две группы: учебные языки (КуМир, Робик, Рапира, АЯ) и профессиональные языки (BASIC, Pascal, Си, Visual Basic, С++...), профессиональные в свою очередь делятся на процедурные и объектно-ориентированные.

Основные базовые учебные элементы:

1.Линейные программы. Их ограниченность: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.


2.Конструкции ветвления (условный оператор) и повторения (операторы цикла в форме «пока» и «для каждого»).

3.Имя алгоритма и тело алгоритма. Использование в теле алгоритма имен других алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы.

4.Величина (переменная): имя и значение. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Знакомство с табличными величинами (массивами). Представление о структурах данных.

5.Примеры задач управления исполнителями, в том числе —обработки числовых и строковых данных; реализация алгоритмов решения в выбранной среде программирования. Сортировка и поиск: постановка задач.

6.Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объёма данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объёма данных.

7.Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных.

8.Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.

Изучение основ программирования в 8-9 классах строится на базе языка Паскаль. В 8 классе учащиеся знакомятся с алфавитом этого языка, типами данных, основными функциями и операциями, а также алгоритмическими конструкциями.

Язык программирования Паскаль был разработан Н. Виртом в 1968 -1970 годах. Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Этот язык состоит из букв латинского алфавита (прописных – А, В, С, D ... X, Y, Z, строчных – а, b, с ... x, у, z), арабских цифр (0, 1, 2, 3,4, 5, 6, 7,8,9) и специальных символов.

Словарь языка представлен в таблице 1 ниже:

Таблица 1 «Словарь языка Паскаль»

Служебное слово языка Паскаль

Значение служебного слова

and

и

array

массив

begin

начало

do

выполнить

else

иначе

for

для

if

если

of

из

or

или

procedure

процедура

program

программа

repeat

повторять

then

то

to

до (увеличивая до)

until

до (до тех пор, пока)

var

переменная

while

пока



Следующий момент – это знакомство с основными типами данных (таблица 2).

Таблица 2 «Простые типы данных»

Название

Обозначение

Допустимые значения

Область памяти

Целочисленный

integer

- 32 768 … 32 767

2 байта со знаком

Вещественный

real

(2.9 *10-39 …1.7*10+38)

6 байтов

Символьный

char

Произвольный символ алфавита

1 байт

Строковый

string

Последовательность символов длиной меньше 255

1 байт на символ

Логический

boolean

True и False

1 байт


Общий вид программы на языке Паскаль имеет вид:

program <имя программы>;

const <список постоянных значений>;

var <описание используемых переменных>;

begin <начало программного блока>

<оператор 1>;

<оператор 2>;

. . .

<оператор n>

end.

Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.

Организация ввода и вывода данных:

Ввод в оперативную память значений переменных выполняют операторы вводаreadи readln.

read(<имя переменной1>, …, <имя переменной N>

Вывод данных из оперативной памяти на экран монитора выполняют операторы вывода write и writeln.

write <выражение 1> ,< выражение 2> , ...,< выражение N>

В таблице 3 представлены варианты организации вывода:

Таблица 3 «Варианты вывода»

Вариант организации вывода

Оператор вывода

Результат

Без разделителей

write (1, 20, 300).

120300

Разделители – запятые

write (1, ’,’ , 20, ’, ’, 300)

1, 20, 300

Разделители – пробелы

write (1, ‘ ‘, 2, ‘ ‘, 3)

1 20 300



При изучении программирования линейных алгоритмов мы знакомимся с основными операциями и стандартными функциями языка Паскаль (таблицы 4 и 5).

Таблица 4 «Операции над числами в Паскале»

Операция

Обозначение

Сложение

+

Вычитание

-

Умножение

*

Получение целого частного

div

Получение целого остатка деления

mod

Деление

/


Таблица 5 «Стандартные функции в Паскале»

Функция

Назначение

Тип аргумента

Тип результата

abs (x)

Модуль x

integer, real

Такой же, как у аргумента

sqr (x)

Квадрат x

integer, real

Такой же, как у аргумента

sqrt (x)

Квадратный корень из x

integer, real

real

round (x)

Округление х до ближайшего целого

real

integer

int (x)

Целая часть x

real

integer

frac (x)

Дробная часть x

real

real

random

Случайное число от 0 до 1

-

real

random (x)

Случайное число от 0 до x

integer

integer


При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор:

if <условие> then <оператор_1> else <оператор_2>

Для записи неполных ветвлений используется неполный условный оператор:

if <условие> then <оператор>

Если при некотором условии требуется выполнить определённую последовательных операторов, то их объединяют в один составной оператор, имеющий вид:
begin <последовательность операторов> end

В языке Паскаль имеются три вида операторов цикла:

  1. while (цикл-ПОКА)

while <условие> do <оператор>

Здесь:

<условие> - логическое выражение;
пока оно истинно, выполняется тело цикла;

<оператор> - простой или составной оператор, с помощью которого записано тело цикла.

  1. repeat (цикл-ДО)

repeat <оператор1; оператор2; …; > until <условие>

Здесь:

<оператор1>; <оператор2>; … - операторы, образующие тело цикла;

<условие> - логическое выражение; если оно ложно, то выполняется тело цикла.


  1. for (цикл с параметром)

for <параметр>:=<начальное_значение>

to <конечное_значение> do <оператор>

Здесь:

<параметр> - переменная целого типа;

<начальное_значение> и <конечное_значение> - выражения того же типа, что и параметр;

<оператор> - простой или составной оператор - тело цикла.

Если число повторений тела цикла известно, то лучше воспользоваться оператором for; в остальных случаях используются операторы while и repeat.

В 9 классе продолжается изучение языка Паскаль. Ученики знакомятся с понятиями массива, операциями над числами массива, вспомогательными алгоритмами, алгоритмами управления.

Массив - это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элемента в массиве.

Общий вид описания массива:

var <имя_массива>: array [<мин_знач_индекса> ..

<макс_знач_индекса>] of <тип_элементов>;

Способы заполнения массива:

1 способ. Ввод каждого значения с клавиатуры:

for i:=1 to 10 do read (a[i]);

2 способ. С помощью оператора присваивания (по формуле):

for i:=1 to 10 do a[i]:=i;

3 способ. С помощью оператора присваивания (случайными числами):

randomize;

for i:=1 to 10 do a[i]:=random(100);

Вывод массива:

1 способ. Элементы массива можно вывести в строку, разделив их пробелом:

for i:=1 to 10 do write (a[i], ' ');

2 способ. Вывод с комментариями:

for i:=1 to 10 do writeln ('a[', i, ']=', a[i]);

Решение разнообразных задач, связанных с обработкой массивов, базируется на решении таких типовых задач, как:

- суммирование элементов массива;

- поиск элемента с заданными свойствами;