Файл: 1. Предмет и методология тгп. Место тгп в системе юридических наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Предмет и методология ТГП. Место ТГП в системе юридических наук. Предмет ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва и права. А именно: - возникновение гос-ва и права; - смена их исторических типов; - осуществление функций гос-ва и права; - развитие самой юридической науки. Методология ТГП - учение о научном методе познания. Методология складывается из 3-х составляющих: 1)Всеобщие методы - используются всеми науками без исключения (метафизика и диалектика); 2)Общенаучные методы - применяемые на отдельных стадиях научного познания (анализ, синтез). 3)Частнонаучные - используются лишь в рамках определённой науки (математический, кибернетический, статистический и т.д.). В системе юр.наук ТГП занимает особое место. Общность ТГП и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают гос-во и право в целом. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод. ТГП изучает в обобщённом виде все государства и все правовые системы, независимо от их временных характеристик. Поэтому в ней сконцентрированы весьма существенные достижения научной мысли о гос-ве и праве. | 2. Понятие, признаки и общая характеристика нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. По юр. силе все нормативные акты подразделяются на 2 большие группы: законы и подзаконные акты. Виды законов: 1)Конституция – основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина; 2)Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией; 3)Федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвящённые различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества; 4)Законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию. Виды подзаконных актов: 1)указы и распоряжения Президента РФ; 2)постановления и распоряжения Правительства РФ – акты исполнительного органа гос-ва, наделённого широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3)приказы, инструкции, положения министерств, ведомств регулируют общ.отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4)решения и постановления местных органов гос. власти; 5)решения, распоряжения, постановления местных органов гос-ого управления; 6)нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; 7)локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего распорядка). В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: -нормативные акты гос.органов; -нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ и т.п.); -нормативные акты совместного характера (гос. органов и иных социальных структур); -нормативные акты, принятые на референдуме В зависимости от сферы действия: -общефедеральные; -нормативные акты субъектов РФ; -нормативные акты органов местного самоуправления; -локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия: -нормативные акты неопределённо-длительного действия; -временные нормативные акты. | 3. Функции ТГП. Функции ТГП представляют собой основные направления действия данной науки: 1)Онтологическая: отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют. 2)Гносеологическая (познавательная): познание права и всех правовых явлений. 3)Методологическая: определение правильных подходов к изучению правовых явлений. 4)Прогностическая: выработка прогнозов, гипотез о развитии права. 5)Прикладная: выработка практических рекомендаций по совершенствованию правотворческой и правореализующей деятельности. 6)Воспитательная: формирование средствами правоведения законопослушного гражданина. | 4. Форма (источник) права: понятие, виды, общая характеристика. Формы права – это способ выражения вовне государственной воли юридических правил поведения. Выделяют 4 основных формы права: 1)Нормативный акт- это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определённых общ. отношений (Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.). Действует непрерывно. 2)Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения (трудовые, религиозные, брачно-семейные). Недостатки: на укрепление и отмирание обычая уходит много времени. 3)Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юр. делу, которому придаётся сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел: -судебный (решение суда); -административный; -кассационный (решение, принятое в результате кассации, т.е. обжалования). Недостатки: прецедент очень сложно изменить. 4)Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, а которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. |
5. Теории происхождения государства. Вопрос происхождения гос-ва является дискуссионным. Существуют следующие теории: Договорная: гос-во возникло в результате общественного договора (Локк, Руссо). Материалистическая (классовая): гос-во есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий (Маркс, Энгельс, Ленин). Органическая: гос-во представляет собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой человеческий организм состоит из клеток (Спенсер). Психологическая: гос-во возникло в результате психологических потребностей людей жить в рамках организованного общества (Тард, Петражицкий). Теория насилия: гос-во возникает в результате завоевания одним народом другого (Дюринг, Гумплович, Каутский). Теологическая: гос-во, гос.власть имеют божественное происхождение "вся власть от Бога" (Фома Аквинский, Иоанн Златоуст). Патриархальная: гос-во возникло непосредственно из разросшейся семьи, власть монарха базируется на основе власти отца над членами его семьи (Платон, Аристотель). | 6. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта – форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьёй нормативного акта, выступающей в качестве её формы. Излагая правило поведения, законодатель может: -все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; -в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; -элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; - элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов. По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта: 1)Прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта. 2)Отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта. 3)Бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к другому нормативному акту, или нескольким нормативным актам. | 7. Власть и социальные нормы догосударственного общества. В первобытном обществе не существовало гос-ва как аппарата классового принуждения. Не существовало и самих классов. Власть и производство были общественными, коллективными, орудия труда - примитивными, собственность - общей. Не было права собственности и права вообще - было непосредственное коллективное присвоение членами общины результатов своего труда. Социальные нормы первобытного общества - это мононормы. Ещё не существовало чёткого разделения на нормы права, морали, религии -существовали мононормы, которые соблюдались в результате обычая, не исключались и принуждение к их исполнению, напр., нарушитель мог быть изгнан из рода, принесён в жертву богам, просто убит. Гос-ва ещё не существовало. Принуждение исходило не от гос-ва, а от всего рода. | 8. Классификации норм права и их характеристика. Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1)В зависимости от функциональной роли: -исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общ.отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы); -общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; -специальные нормы, кот. относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определённый вид родовых общественных отношений с учётом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности). 2)По отраслевой принадлежности: -конституционные -административные -гражданские -земельные и т.п. 3)В зависимости от характера: -материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.); -процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные). 4)В зависимости от методов правового регулирования: -императивные (содержащие властные предписания); -диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); -поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); -рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для гос-ва и общества вариант поведения). 5)В зависимости от времени действия: -постоянные (содержащиеся в законах); -временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определённом регионе в связи со стихийным бедствием). |
9. Понятие и виды власти. Особенности гос. власти. Под властью понимается гос-во или его органы, осуществляющие власть. Виды власти: -государственная -легитимная-установленная в соответствии с процедурой, предусмотренной нормами права. -нелегитимная является узурпаторской. Она представляет собой прежде всего захват власти незаконными методами. -социальная власть -важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов. Гос.власть-разновидность общественной власти, субъекты которой официально управляют делами всего населения в масштабах территории гос-ва .Характерные черты гос.власти: 1)распространяется на всё общество 2)носит публично-политический характер 3)опирается на государственное принуждение 4)осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками) 5)система налогов 6)деление населения по территориальному признаку | 10. Структура нормы права: понятие, характеристика и классификация элементов. Структура юридической нормы – это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три: 1)Гипотеза – элемент нормы права, указывающий на условия её действия (время, место, субъективный состав и т.п.): =простая (указано одно обстоятельство, когда эта норма начинает действовать); =сложная (чтобы начало действовать правило поведения, необходимо два и более обстоятельств); =альтернативная (либо одно, либо другое обстоятельство). 2)Диспозиция – элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установленных прав и обязанностей: =простая (правило поведения только называется, но не раскрывается); =описательная (подробно описано правило поведения); =ссылочная или "бланкетная" (правило поведения не описывается, но даётся ссылка к той норме, где это правило содержится). 3)Санкция – мера принуждения, применяемая при нарушении предписаний диспозиции: =абсолютно-определённая; =относительно-определённая; =альтернативная. | 11. Понятие и признаки гос-ва. Классовый и социальный подходы к пониманию сущности гос-ва. Гос-во-это организация суверенной власти в политически организованном обществе на определённой территории. Признаки: 1)территория-определённая часть поверхности земли и вод,воздушное пространство над ними и недра под ними в рамках гос.границы. 2)население-принадлежность людей к данному гос-ву. 3)суверенитет-способность гос-ва самостоятельно осуществлять верховную власть на всей территории гос-ва. 4)публичность власти -наличие особого аппарата власти, представляющего всё общество в целом. Можно выделить классовый и социальный подходы к пониманию сущности гос-ва. Классовый в рамках кот. гос-во можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь гос-во используется как средство для обеспечения интересов господствующего класса. Социальный, в рамках кот. гос-во можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь гос-во используется в более широких целях как средство для обеспечения общественных интересов различных классов и слоёв населения страны. | 12. Понятие и признаки нормы права. Норма права – это общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общ. отношений. Признаки: 1)Общеобязательность. Она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей. 2)Формальную определённость. Она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов. 3)Связь с государством. Она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением и стимулированием. 4)Предоставительно-обязывающий характер. Она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права. 5)Микросистемность. Она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция, санкция. |
13. Типология гос-в: формационный и цивилизационный подходы. Типология гос-ва – это его специфическая классификация, проводимая в основном с помощью 2-х подходов:формационного и цивилизационного. В соответствии с формационным подходом-тип гос-ва-это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации. Типы гос-в:1)рабовладельческое-политич.власть в руках рабовладельцев2) феодальное-в руках феодалов3)буржуазное-в руках буржуазии. Основной причиной смены исторических типов государств является классовая борьба. Цивилизационный подход разработан английским историком Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и др.признаков. В зависимости от них выделяют цивилизации: -египетскую, - китайскую, -западную, -православную и др. | 14. Объективное и субъективное право: понятия, признаки, соотношение. Субъективное право – предусмотренный юридической нормой вид и мера (масштаб) возможного поведения участников правоотношения. (Право, принадлежащее конкретному лицу.) Субъективное право включает в себя четыре элемента: -возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия, например, использование вещи, находящейся в собственности данного лица; -возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия; -возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности; -возможность пользоваться на основе данного права определённым социальным благом. Иными словами, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование. Субъективные права возникают на основе норм объективного права, например, гражданин имеет право на льготу по налогам в силу того, что она предусмотрена в нормах налогового права. Объективное право – система общеобязательных для всех норм и правил поведения, выраженная в законах. | 15. Понятие, значение и классификации функций гос-ва. Формы реализации государственных функций. Функции гос-ва –это основные направления деятельности гос-ва по решению стоящих перед ним задач. В функциях реализуется социальное назначение гос-ва и его сущность. ФГ классифицируются: 1)По продолжительности действия: -постоянные (осуществляются на всех этапах развития гос-ва); -временные (прекращают своё действие с разрешением определённых задач). 2)По значению: -основные и – неосновные. 3)По сфере деятельности: -внутренние (реализуются во внутренней политике); -внешние (в международном общении). Формы реализации: 1)Правовые формы: -правотворческая (деятельность по подготовке и изданию нормативных актов); -правоприменительная (деятельность по реализации нормативных актов); -правоохранительная (деят. по защите прав и свобод человека и гражданина). 2)Организационные формы: -организационно-регламентирующая (текущая работа, связанная с подготовкой проектов документов); -организационно-хозяйственная (работа, связанная с бухучётом, статистикой); -организационно-идеологическая (работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов). | 16. Понятие и виды социальных норм. Особенности права как регулятора общественных отношений. Социальные нормы-нормы, регулирующие общ. отношения, поведение людей, действия коллективов и социальных групп. Виды: 1)Нормы общ. организаций. Устанавливаются самими общ. организациями, закрепляются в их уставах и решениях; охраняются предусмотренными в их уставах мерами общественного воздействия. 2)Нормы обычаев и обрядов. Складываются в процессе исторического развития, в определённой общественной сфере; в результате многократного повторения входят в привычку, благодаря которой они и соблюдаются, поддерживаясь общественным мнением. 3)Нормы морали. Складываются в общественной жизни в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, чести долге человека перед обществом и людьми. 4)Нормы религии. Исходят из представлений людей о Боге как творце мироздания и основополагающих началах человеческого общежития. 5)Нормы права. Устанавливаются и охраняются от нарушений государством. 6)Политические номы. Регулируют взаимоотношения больших групп людей (партии, движения, народности, нации.) 7)Другие нормы. Этические, эстетические, семейные и т.д. Регулировать отношения между людьми, значит, подчинять человеческие действия правилу, делать эти отношения правильными, с точки зрения субъекта регулирования. Управление без регулирования невозможно. |
Внутренние функции:
-хозяйственно-организационная;
-сбор налогов и иных платежей в бюджет;
-управление образованием, наукой, культурой;
-забота о личности, поддержка и помощь социально-незащищённым слоям населения;
-защита прав, свобод и законных интересов граждан;
-охрана правопорядка, наказание преступников.
Внешние функции:
-защита государственных границ;
-дипломатические и торгово-экономические отношения с другими странами;
-культурный, научный и информационный обмен с другими государствами;
-борьба за мир, разоружение.
Таким образом, Социальное гос-во – это институт, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод человека и гражданина, достойных условий его жизни.
42. Антидемократические политические режимы и их характеристика.
Тоталитарный:
1)Гос-во стремится к господству над всеми сферами общ. жизни.
2)Общество отчуждено от политической власти
3)Монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой.
4)Общ. отношения базируются на принципе:"дозволено только то, что прямо разрешено законом".
5)Гос.власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны народа.
6)Доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор.
7)Господство одной партии.
8)Права и свободы человека и гражданина носят формальный характер.
9)Экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная.
10)Централизация гос.власти у диктатора и его окружения.
11)Гос.власть осуществляется по своему усмотрению, без учёта мнения большинства.
Авторитарный:
1)Концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при отчуждении народа от рычагов власти
2)Игнорируется принцип разделения властей
3)Суд выступает вспомогательным органом
4)В качестве методов гос. управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии.
5)Сохраняется частичная цензура.
6)Отсутствует единая идеология.
55. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
Юридическая ответственность есть обязанность лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершённое правонарушение. Меры могут быть:
-личного характера (лишение свободы);
-имущественного характера (штраф);
-организационного характера (увольнение). Признаки юр. ответственности:
1)устанавливается гос-ом в правовых нормах;
2)опирается на государственное принуждение;
3)применяется специально уполномоченными государственными органами;
4)связана с возложением новой дополнительной обязанности;
5)выражается в определённых отрицательных последствиях личного, имущественного и организационного характера;
6)выступает формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу
7)излагается в процессуальной форме;
8)наступает только за совершённое правонарушение. Виды:
1)В зависимости от того, к какой отрасли относится:
-уголовная (применяется только за преступления);
-административная (наступает за совершение административного проступка и выражается, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т.д.);
-гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера. Полное возмещение вреда –основной принцип);
-дисциплинарная (применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплин. Для наложения взыскания должны быть затребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины);
-материальная (наступает за ущерб, причинённый предприятию, учреждению, организации рабочим и служащим при исполнении своих трудовых обязанностей).
2)В зависимости от органов, возлагающих юр. ответственность:
-ответственность, возлагаемую органами гос. власти, гос. управления, судами и др. юрисдикционными структурами.