Файл: 1. Предмет и методология тгп. Место тгп в системе юридических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

66. Понятие и элементы системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.

Законодательство, как и право, имеет свою систему, под которой понимается его внутренне строение. Однако, данные понятия необходимо различать:

1)первичным элементом системы права является норма, системы законодательства – нормативный акт;

2)система права выступает в качестве содержания, система законодат – в качестве формы;

3)система права складывается объективно, законодательства- субъективна, т к. зависит от законодателя;

4)система права имеет первичный характер, система законодательства – производный;

5)система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, система законодательства ещё и вертикальное (федеративное, иерархическое);

6)система права и система законодательства различаются по объёму: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности, а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы – преамбулы, названия глав, статей.



76. Общая характеристика стадий применения права. Понятие и виды актов применения права.

Правоприменение – сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий. Можно выделить три основные стадии правоприменительного процесса: 1)установление фактической основы дела;

2)установление юридической основы дела;

3)принятие решения.

На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Т.е. речь идёт о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.

На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общ. отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юр. предписаний, квалифицирует деяние.

На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общ. отношение реально урегулировано.

Акт применения права – это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юр. дела. Виды:

1)По форме: -письменные; -устные (н-р.,приказ командира патруля об освобождении необоснованно задержанного); -акты-жесты (н-р, жест регулировщика).

2)По субъектам, их издающим на:

-акты государственных органов

-муниципальных;

-локальные акты (н-р., приказ директора любой организации об объявлении выговора);

3)По функциям права:

-регулятивные (приказ о повышении по службе);

-охранительные (постановление о возбуждении уг. дела).

4)По юридической природе:

-основные (выражают конечное решение юр. дела, н-р, приговор);

-вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

5)По предмету правового регулирования – на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, конституционно-правовые, административно-правовые и т.д.

6)По характеру на: материальные и процессуальные.


77. Правотворчество: понятие, признаки, виды.

Правотворчество – это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество характеризуется тем, что:

-оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;

-основная продукция его – юр. нормы, воплощающиеся в нормативных актах;

-это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

-уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов. Виды:

1)В зависимости от субъектов:

=непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общ. жизни);

=правотворчество гос. органов (н-р., Гос. Думы, Правительства РФ);

=правотворчество отдельных должностных лиц (н-р., Президента, министра);

=правотворчество органов местного самоуправления;

=локальное правотворчество (н-р, на предприятии, в учреждении и организации);

=правотворчество общ. организаций (н-р., профсоюзов).

2)В зависимости от значимости:

=законотворчество (правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юр. силы – законы);

=делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнит. власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию дел оперативного решения определённых проблем нормативных актов);

=подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – президентом, правительством, министерствами, ведомствами, гос. комитетами, местными органами гос-ого управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).

78. Применение права как форма реализации права.

Применение–особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками:

1)применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);

2)носит властный характер

3)имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);

4)осуществляется в процессуальной форме;

5)связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта.

Применять нормы права– это значит применять власть, а нередко– принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть.

Цель правоприменения– упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более – вымогательство, взятки. Характерные особенности применения права:

1)это – властно – императивная форма реализации права;

2)осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3)носит процессуально – процедурный характер;

4)состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;

5)имеет под собой соответствующие юридические основания;

6)связано с применением правоприменительных актов;

7)является разовым и индивидуально–определённым действием, касающимся персонифицированных субъектов;

8)направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Необходимость в применении правовых норм возникает при след. обстоятельствах:

1)когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2)когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);

3)когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (напр. гражданин получил ордер на квартиру, но занять её не может, т.к. она самоуправно занята другим лицом);

4)когда возникает спор о праве и стороны не могут найти сами согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);

5)когда те или иные юр.значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле – продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);

6)когда определённые права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

7)когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрата гражданства).

79. Понятие и формы реализации права.

Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права:

-соблюдение (с её помощью осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться);

-исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, строго определённых в законе действий в интересах управомоченной стороны);

-использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определённого блага, ценности);

-применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юр. дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт).

Применение –особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками:

1)применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.)

2)носит властный характер

3)имеет ряд стадий

4)осуществляется в процессуальной форме

5)связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта.


80. Понятие и формы реализации права.

Реализация права – это определенный, строго обусловленный процесс осуществления правовых предписаний, воплощение этих предписаний в поведении людей.

Реализация права рассматривается не только как процесс или внешнее проявление процесса правового регулирования, но и как его конечный результат.

Реализация права - это воплощение предписаний правовых норм в жизнь в фактической деятельности субъекта.

Непосредственная реализация права в свою очередь подразделяется на три формы (в зависимости от правореализующих действий и виду реализуемых юридических норм):

- Использование норм права - состоит в реализации субъективных прав, то есть в осуществлении субъектами своих прав, предусмотренных управомочивающими нормами права;

- Исполнение норм права - состоит в реализации юридических обязанностей, то есть в обязательном совершении активных положительных действий, предусмотренных обязывающими нормами права;

- Соблюдение норм права - состоит в реализации юридических запретов, то есть обязанностей пассивного типа, когда лицо воздерживается от совершения действий, предусмотренных запрещающими нормами права;

Нормы права могут быть реализованы:

  1. Вне правоотношений;

  2. Посредством создания (изменения или прекращения) правоотношений;




81. Подзаконные нормативные правовые акты как форма (источник) права: понятие, признаки, виды.

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юр. нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы, на которых они базируются. Играют вспомогательную роль, детализируя положения закона. Виды:

1)Указы и распоряжения Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции;

2)Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию на позднее 15 дней со дня их принятия.

3)Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты регулируют общ. отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

4)Решения и постановления местных органов гос.власти (напр., Калининградской областной Думы);

5)Решения, распоряжения, постановления местных органов гос-ого управления (н-р, глав областных администраций, губернаторов);

6)Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сёл, посёлков;

7)Локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (н-р., правила внутреннего трудового распорядка).

82. Виды толкования права и их характеристика.

Толкование права– уяснение и разъяснение смысла правовой нормы. Толкование состоит из двух сторон: =уяснение (для себя); =разъяснение (для других).

В зависимости от субъектов толкование подразделяют на:

1)официальное (даётся уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечёт юр. последствия. Бывает:

-нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев);

=аутентичное (даётся тем же органом, который издал нормативный акт);

=легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов);

-казуальным (обязательно только для данного конкретного случая).

2)неофициальное (разъяснение норм права юристами, не имеющее обязательной силы). Бывает:

--обыденным (не требует специальных познаний и даётся любым гражданином);

-профессиональным (дают юристы)

-доктринальным (научное разъяснение юр. норм).


83. Принципы права: понятие и классификация.

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общ. жизни. Они представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. В зависимости от сферы распространения выделяют:

1)Общеправовые – это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом. Распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях:

=Принцип социальной свободы. Обеспечивает социальную защищённость личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни. Все гос.органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека.

=Принцип социальной справедливости. Обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием.

=Принцип демократизма. Выражается в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов гос. власти.

=Принцип гуманизма. Закрепляет и гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность и др.

=Принцип равноправия (равенства всех перед законом независимо от пола, возраста, религии, места жительства). Закреплён во Всеобщей декларации прав человека.

=Принцип ответственности за вину. Юр. ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы.

=Принцип законности. Выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

2)Межотраслевые – характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права:

=Принцип неотвратимости ответственности;

=Принцип состязательности и гласности судопроизводстсва и т.д.

3)Отраслевые – действующие в рамках только одной отрасли:

в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

в уголовном процессе – презумпция невиновности и т.п.


84. Действие нормативных правовых актов по предмету, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Нормативные акты регулируют отношения в определённых пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. Действие нормативного акта во времени: с момента вступления нормативного акта в юридическую силу до момента её утраты. Момент вступления определяется следующим образом:

-указывается в сопутствующем документе;

-с момента принятия;

-датой опубликования;

-с момента подписания;

-поэтапно;

-с момента регистрации.

Нормативно-правовой акт прекращает действовать:

-по истечении сроков;

-в случае официальной отмены его действия;

-с изменением обстоятельств, на которые он был рассчитан;

-вследствие издания нового акта той же или высшей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту.

В пространстве: Действие может распространяться как на всю территорию гос-ва (общего действия), так и на территорию отдельных субъектов Федерации (край, область, город и и.д.) В понятие территория гос-ва включается:

1)суша с недрами и континентальный шельф 2)воды 3)воздушное пространство

4)территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом (только суша)

5)кабели, трубопроводы и различные сооружения

6)морские, речные, воздушные, космические корабли и суда под флагом или знаком страны

По кругу лиц:

-нормативно-правовой акт общего характера (т.е. распространяется на всех граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства);

-нормативно-правовой акт специального характера – распространяется на определённые категории граждан. (З-н "О милиции", "О льготах чернобыльцам", "Об основах государственной службы").