Файл: 1. Предмет и методология тгп. Место тгп в системе юридических наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
66. Понятие и элементы системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.
Законодательство, как и право, имеет свою систему, под которой понимается его внутренне строение. Однако, данные понятия необходимо различать:
1)первичным элементом системы права является норма, системы законодательства – нормативный акт;
2)система права выступает в качестве содержания, система законодат – в качестве формы;
3)система права складывается объективно, законодательства- субъективна, т к. зависит от законодателя;
4)система права имеет первичный характер, система законодательства – производный;
5)система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, система законодательства ещё и вертикальное (федеративное, иерархическое);
6)система права и система законодательства различаются по объёму: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности, а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы – преамбулы, названия глав, статей.
77. Правотворчество: понятие, признаки, виды. Правотворчество – это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество характеризуется тем, что: -оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную; -основная продукция его – юр. нормы, воплощающиеся в нормативных актах; -это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; -уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов. Виды: 1)В зависимости от субъектов: =непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общ. жизни); =правотворчество гос. органов (н-р., Гос. Думы, Правительства РФ); =правотворчество отдельных должностных лиц (н-р., Президента, министра); =правотворчество органов местного самоуправления; =локальное правотворчество (н-р, на предприятии, в учреждении и организации); =правотворчество общ. организаций (н-р., профсоюзов). 2)В зависимости от значимости: =законотворчество (правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юр. силы – законы); =делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнит. власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию дел оперативного решения определённых проблем нормативных актов); =подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – президентом, правительством, министерствами, ведомствами, гос. комитетами, местными органами гос-ого управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). | 78. Применение права как форма реализации права. Применение–особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками: 1)применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.); 2)носит властный характер 3)имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения); 4)осуществляется в процессуальной форме; 5)связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта. Применять нормы права– это значит применять власть, а нередко– принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть. Цель правоприменения– упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера. Сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более – вымогательство, взятки. Характерные особенности применения права: 1)это – властно – императивная форма реализации права; 2)осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами; 3)носит процессуально – процедурный характер; 4)состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью; 5)имеет под собой соответствующие юридические основания; 6)связано с применением правоприменительных актов; 7)является разовым и индивидуально–определённым действием, касающимся персонифицированных субъектов; 8)направлено на урегулирование конкретных ситуаций. Необходимость в применении правовых норм возникает при след. обстоятельствах: 1)когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности; 2)когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора); 3)когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (напр. гражданин получил ордер на квартиру, но занять её не может, т.к. она самоуправно занята другим лицом); 4)когда возникает спор о праве и стороны не могут найти сами согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.); 5)когда те или иные юр.значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле – продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.); 6)когда определённые права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии); 7)когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрата гражданства). | 79. Понятие и формы реализации права. Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права: -соблюдение (с её помощью осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться); -исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, строго определённых в законе действий в интересах управомоченной стороны); -использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определённого блага, ценности); -применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юр. дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт). Применение –особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками: 1)применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.) 2)носит властный характер 3)имеет ряд стадий 4)осуществляется в процессуальной форме 5)связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта. | 80. Понятие и формы реализации права. Реализация права – это определенный, строго обусловленный процесс осуществления правовых предписаний, воплощение этих предписаний в поведении людей. Реализация права рассматривается не только как процесс или внешнее проявление процесса правового регулирования, но и как его конечный результат. Реализация права - это воплощение предписаний правовых норм в жизнь в фактической деятельности субъекта. Непосредственная реализация права в свою очередь подразделяется на три формы (в зависимости от правореализующих действий и виду реализуемых юридических норм): - Использование норм права - состоит в реализации субъективных прав, то есть в осуществлении субъектами своих прав, предусмотренных управомочивающими нормами права; - Исполнение норм права - состоит в реализации юридических обязанностей, то есть в обязательном совершении активных положительных действий, предусмотренных обязывающими нормами права; - Соблюдение норм права - состоит в реализации юридических запретов, то есть обязанностей пассивного типа, когда лицо воздерживается от совершения действий, предусмотренных запрещающими нормами права; Нормы права могут быть реализованы:
|
81. Подзаконные нормативные правовые акты как форма (источник) права: понятие, признаки, виды. Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юр. нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы, на которых они базируются. Играют вспомогательную роль, детализируя положения закона. Виды: 1)Указы и распоряжения Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции; 2)Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию на позднее 15 дней со дня их принятия. 3)Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты регулируют общ. отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры. 4)Решения и постановления местных органов гос.власти (напр., Калининградской областной Думы); 5)Решения, распоряжения, постановления местных органов гос-ого управления (н-р, глав областных администраций, губернаторов); 6)Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сёл, посёлков; 7)Локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (н-р., правила внутреннего трудового распорядка). | 82. Виды толкования права и их характеристика. Толкование права– уяснение и разъяснение смысла правовой нормы. Толкование состоит из двух сторон: =уяснение (для себя); =разъяснение (для других). В зависимости от субъектов толкование подразделяют на: 1)официальное (даётся уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечёт юр. последствия. Бывает: -нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев); =аутентичное (даётся тем же органом, который издал нормативный акт); =легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов); -казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). 2)неофициальное (разъяснение норм права юристами, не имеющее обязательной силы). Бывает: --обыденным (не требует специальных познаний и даётся любым гражданином); -профессиональным (дают юристы) -доктринальным (научное разъяснение юр. норм). | 83. Принципы права: понятие и классификация. Принципы права – это основные, исходные начала, положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общ. жизни. Они представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. В зависимости от сферы распространения выделяют: 1)Общеправовые – это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом. Распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях: =Принцип социальной свободы. Обеспечивает социальную защищённость личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни. Все гос.органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. =Принцип социальной справедливости. Обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием. =Принцип демократизма. Выражается в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов гос. власти. =Принцип гуманизма. Закрепляет и гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность и др. =Принцип равноправия (равенства всех перед законом независимо от пола, возраста, религии, места жительства). Закреплён во Всеобщей декларации прав человека. =Принцип ответственности за вину. Юр. ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. =Принцип законности. Выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. 2)Межотраслевые – характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права: =Принцип неотвратимости ответственности; =Принцип состязательности и гласности судопроизводстсва и т.д. 3)Отраслевые – действующие в рамках только одной отрасли: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе – презумпция невиновности и т.п. | 84. Действие нормативных правовых актов по предмету, во времени, в пространстве и по кругу лиц. Нормативные акты регулируют отношения в определённых пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. Действие нормативного акта во времени: с момента вступления нормативного акта в юридическую силу до момента её утраты. Момент вступления определяется следующим образом: -указывается в сопутствующем документе; -с момента принятия; -датой опубликования; -с момента подписания; -поэтапно; -с момента регистрации. Нормативно-правовой акт прекращает действовать: -по истечении сроков; -в случае официальной отмены его действия; -с изменением обстоятельств, на которые он был рассчитан; -вследствие издания нового акта той же или высшей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. В пространстве: Действие может распространяться как на всю территорию гос-ва (общего действия), так и на территорию отдельных субъектов Федерации (край, область, город и и.д.) В понятие территория гос-ва включается: 1)суша с недрами и континентальный шельф 2)воды 3)воздушное пространство 4)территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом (только суша) 5)кабели, трубопроводы и различные сооружения 6)морские, речные, воздушные, космические корабли и суда под флагом или знаком страны По кругу лиц: -нормативно-правовой акт общего характера (т.е. распространяется на всех граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства); -нормативно-правовой акт специального характера – распространяется на определённые категории граждан. (З-н "О милиции", "О льготах чернобыльцам", "Об основах государственной службы"). |