Файл: Список литературы 18 Развитие поведенческой модели обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольная работа
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
1. Развитие поведенческой модели обучения
В психологической литературе выделяется ряд психологически ориентированных моделей обучения: свободная модель, диалогическая модель, личностная модель, развивающая модель, активизирующая модель, формирующая модель и другие. Каждая из них имеет определенное преимущество и направлена на развитие тех или иных сторон ментального опыта обучающихся. Следует оговорить, что большинство из указанных моделей сконструированы и апробированы применительно к практике школьного обучения, но основные принципы их организации применимы и к процессу обучения в вузе. [1, с. 15]
Поведенческая педагогическая модель основана, прежде всего, на исследованиях И.П. Павлова и Б.Ф Скиннера, создателей психологических течений, известных как бихевиоризм. Поведенческий подход стал альтернативой информационному обучению, догматизм и схоластичность которого никого больше не могли удовлетворить. Рассматривая историю возникновения поведенческого подхода, западный исследователь Д. Дэвисон выделяет два основных психологических направления, лежащих в основе ее становления: работы по оперантному обуславливанию Б.Ф Скиннера и работы по когнитивному (познавательному) научению А. Бандуры. Исходя из указанного необходимо рассмотреть понятие поведенческого моделирования.
Поведенческое моделирование – это метод обучения навыкам межличностного общения и изменения установок.
Метод поведенческого моделирования тем эффективнее, чем выше уровень мотивации обучающихся, чем лучше они понимают значение моделируемого поведения для успешного решения задач, которые стоят перед ними в их профессиональной деятельности.
На данной основе в поведенческой терапии базируются такие методы работы, как репетиция поведения, самоподкрепление, самонаказание. А. Бандура вводит новое понятие – самоэффективность, под которым понимается вера в собственную социальную компетентность и ее оценка. Низкая оценка своей компетентности, способностей, ожидание от себя худшего результата могут приводить к развитию социальных страхов. [2, с. 99]
Моделирование проявляет себя, когда человек копирует поведение близких, затем учителей, одноклассников, любимых и нелюбимых персонажей, авторитетных лиц. Механизм подражания позволяет человеку адаптироваться в обществе не посредством проб и ошибок, а вследствие обучения на готовых моделях. Так же происходит и развитие общества, появляются новые социальные модели. Важную роль в механизмах моделирования играют средства массовой информации, телевидение, реклама, интернет.
По мнению ученого М.М. Кашапова, именно исследователь А. Бандура в социальной теории научения обратил внимание на процессы подражания и уверенности в собственной компетентности. Ученый Дж. Роттер вводит в психологию поведения еще ряд важных понятий, таких как потенциал поведения, ожидания и ценность подкрепителей, которые составляют в его теории формулу поведения. [3, с. 25]
Так, потенциал поведения – это степень вероятности проявления определенной модели реакций, в зависимости от того, как данные реакции подкреплялись в прошлом. Под ожиданиями понимаются предположения человека о вероятности, качестве подкрепителя и количестве подкрепителей. И ценность подкрепителя – это субъективно значимые последствия для человека, которые могут определять его выбор.
В качестве центральной задачи обучения представляется «изменение», «улучшение», «перестройка» профессионального поведения. В идее изменения поведения не на основе знаний, а на основе практических умений был заложен глубокий смысл: чем больше знаний и умений учитель превратит в автоматизированные навыки, не требующие раздумий для эффективной деятельности, тем больше он освободит свою голову для размышлений над сложными нетривиальными педагогическими ситуациями. Профессионализм в этом случае не мешает выражению творчества, считали сторонники поведенческого подхода, а мощный его союзник. До уровня навыков и умений предполагалось доводить лишь практически самое важное. [4, с. 78]
Следовательно, роль педагога в этой модели состоит в следующем:
– изучить предыдущие способности учеников;
– научить их методике, которой нужно следовать;
– управлять подкреплениями, когда одна из целей достигнута;
– проверить результат обучения.
В первом случае преподавание определяется как «набор моторных и вербальных умений, некоторых средств интеллектуального и этического самоуправления и некоторых аспектов эмоционального поведения. Основное назначение учебного процесса состоит в том, чтобы сформулировать у педагога «исполнительскую компетентность», помочь ему приобрести навыки, позволяющие создать твердый фундамент, на котором можно построить процесс обучения.
Некоторые из основных идей модели следующие:
– учитель перестает быть важной фигурой и сосредотачивается на ученике и задачах обучения, которые должны быть достигнуты;
– ученик должен активно участвовать в обучении;
– акцент делается на повторение и практику, чтобы овладеть необходимым обучением.
Роль ученика в рамках этой парадигмы также пассивна, хотя она становится основным центром внимания. Учитель продолжает быть выше ученика, играя активную роль, в которой он испускает ситуации и информацию, которая служит стимулом. Использование памяти и имитационно-наблюдательной методологии предостаточно. По мнению ученого С.Н. Морозюка технические процедуры и навыки, как правило, хорошо изучены в рамках этой методологии на процедурном уровне. [5, с. 26]
Современные сторонники поведенческого подхода стремятся объединить в целостную структуру когнитивные процессы и поведенческие реакции, рассматривая это объединение в качестве залога успеха на пути достижения обучающих целей. Преимущественно этот метод учит конкретным навыкам и установкам, связанным с выполнением деятельности, через следующие шаги:
– предъявление «поведенческой модели» (примера для подражания, идеала) профессионального поведения, которое предлагается освоить;
– практика обучающихся, когда им в учебных или рабочих ситуациях предлагается максимально точно воспроизвести предложенную «поведенческую модель».
Типичным примером поведенческого моделирования является ситуация, когда опытный сотрудник (наставник) показывает новичку образец того, как следует работать с клиентом. После этого новичкам дается возможность самостоятельно воспроизвести предложенную модель поведения.
Ролевые модели, которые предлагаются работникам при использовании метода поведенческого моделирования, разрабатываются так, чтобы они в максимальной мере соответствовали рабочим ситуациям, поэтому поведенческое моделирование имеет очень высокую степень позитивного переноса. [6, с. 28]
Поведенческое моделирование является эффективным при соблюдении следующих требований:
– пример для подражания должен быть привлекательным для обучающегося и вызывать у него доверие и готовность следовать предложенному образцу;
– пример для подражания должен демонстрировать желаемую последовательность или правильный порядок действий в стандартной ситуации;
– учащийся должен видеть, что соблюдение желательной последовательности или порядка действий вознаграждаются тем или иным образом (экономия времени, страховка от ошибок, решение поставленных задач и т.п.).
– особое внимание преподаватель должен обратить на изменение в нужном направлении установок обучающихся;
– обратную связь и поддержку в ходе обсуждения обеспечивает учитель, другие участники или видеозапись.
Преимущества метода поведенческой модели обучения:
– позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых;
– достаточно гибкая, чтобы давать больше времени медленно обучающимся участникам.
Поведенческая модель обучения проводится либо на индивидуальной основе в паре ученик-наставник, либо в небольших учебных группах до 12 участников.
Поведенческая модель обучения также характеризуется тем, что роль образования заключается в передаче знаний, подразумевая способ накопления. Данная модель основана на поведенческой парадигме в ее оперативном аспекте, предполагая, что за любым стимулом следует его реакция и повторение этого определяется возможными последствиями указанного ответа. На образовательном уровне цель состоит в том, чтобы учиться, моделируя поведение, фиксируя информацию посредством подкрепления.
2. Разработайте программу, основанную на поведенческой модели обучения
В основе поведенческих программ лежат разные стратегии: стратегии, основанные на формировании условных рефлексов (метод систематической десенсибилизации), выработка условно-рефлекторного отвращения (аверсивные методы); стратегии основанные на оперантном обуславливании (формирование поведения, подкрепление несовместимого поведения, тайм аут, жетонная система); стратегии основанные на социальном научение (естественное моделирование, символическое моделирование, моделирование с участием). [7, с. 110]
Методика «жетонная система» является популярным средством коррекции нарушений поведения и активно используется учителями и родителями в практике воспитательного процесса. Однако опыт работы показывает, что достаточно часто вводя систему без участия специалистов, родители и учителя не достигают поставленных целей либо отмечают низкую эффективность используемого метода. Нередко это приводит и к нарастанию поведенческих нарушений. Как правило, это связано с преобладанием лишений (штраф) над поощрением (награда), недостаточно точным определением желательного поведения (описываемого не на языке поведенческих действий), с непоследовательной выдачей жетонов и не дифференцированной системой поощрений.
Целесообразность использования поведенческих техник, а именно «жетонной системы» в условиях образовательного учреждения показано при коррекции поведенческих проблем учащихся связанных с нарушениями социального поведения в группе, а также нарушениями учебного поведения детей.
«Жетонная» программа включает в себя пять основных компонентов:
– систематическое наблюдение за поведением тех индивидов, для которых проектируется коррекционная программа;
– составление описания социально требуемого поведения;
– детерминация круга положительных стимулов, которые могут служить подкреплением для индивида;
– введение «жетонов» как материальных носителей права индивидов на получение положительного подкрепления и правил обмена жетонов на привилегии;
– контроль за поведением индивидов, включенных в жетонную экономику, оценка их поведения, выдача жетонов, реализация правил обмена.
Применение поведенческих технологий в формате групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий является эффективным инструментом в практике работы психолога. Однако эффективнее всего программы коррекции поведенческих нарушений, которые реализуются в процессе взаимодействия учителей и психологов.
Реализация данной программы в образовательном учреждении включает ряд обязательных подготовительных этапов:
1. Педагогический коллектив либо учитель планирующий использование поведенческих технологий в сотрудничестве с психологом и при его участии знакомятся с базовыми знаниями и принципами поведенческой программы (методическая литература);
2. Совместно определяются формы желательного поведения (целевое поведение, которое надо сформировать);
3. Психолог контролирует процесс реализации поведенческой программы: заключение договора между участниками программы (дети, учитель, психолог), наблюдает за ходом поставленной цели и регистрацией промежуточных результатов, обменом символических подкрепляющих стимулов (жетоны) на реальные вознаграждения.
Введение в программу включает информирование (инструктирование) педагогического коллектива, которое реализуется в три этапа:
– введение в поведенческую терапию, которое включает информирование через знакомство с целями и задачами программы, демонстрации примеров, обсуждения положительных результатов. Часто педагоги активно отзываются на применение поведенческих приемов, но в некоторых случаях отвергают, считая программу «дрессировкой», либо отмечают нехватку временных ресурсов для реализации программы в ходе урока.
Важно отметить, что поведенческие технологии не должны мешать учебному процессу, поэтому выдача подкреплений (поощрений) согласуется в специальном договоре, процедура стимулирования упрощается: либо выдаются жетоны, не сопровождаемые комментариями, либо выражается короткая похвала и признание словом (вербальное подкрепление).