Файл: Список литературы 18 Развитие поведенческой модели обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[8, с. 22]

В большинстве случаев актуально сначала договорится с педагогами о простых шагах, чтобы они убедились в эффективности предлагаемого метода;

– знакомство с основами поведенческой терапии: информирование об основных теоретических моделях: стратегии основанные на формировании условных рефлексов, модели оперантного обуславливания и теории социального научения. В большинстве случаев достаточным бывает знакомство с основами оперантного обуславливания с акцентом на фундаментальных принципах теории.

– точное определение проблемного и желательного поведения (на языке положительных поведенческих действий).

Отбор подкреплений (Перед обучением):

1. Психологу необходимо сесть напротив ребенка;

2. Психолог должен взять 2 предмета из набора известных мотивационных стимулов предпочитаемых элементов или две картинки из известных предпочитаемых видов деятельности или привилегий;

3. Психологу необходимо сказать ребенку, над чем нужно работать дальше;

4. Затем психолог должен спросить: «Что ты хочешь получить/ сделать, когда закончишь?»;

5. Далее необходимо отложить в сторону (вне досягаемости) то, к чему ребенок тянется или выбирает, и предоставить это по завершению задания.

Психологу необходимо удостовериться, что ребенок знает, чем он будет заниматься, потому что он может изменить свое мнение о том, какое подкрепление он хочет.

6. Далее психолог выясняет, какие подкрепляющие стимулы (вознаграждение) планируется применять. Представляет ли интерес «жетонная система» для группы и конкретного ребенка.

7. Психологу необходимо выяснить действуют ли подкрепляющие стимулы в момент проявления желательной формы поведения или при этом возникают проблемы;

8. В конце психолог определяет, как контролируется изменение поведения. Отражает ли регистрация частоту их проявления.

Поведенческие программы могут быть направлены и на повышение учебной мотивации; формирование специальных учебных навыков; формирования социально-адекватного поведения. Важно отметить, что лишь при согласии всех участников образовательного процесса (педагоги, психолог, учащиеся) допустима реализация поведенческой программы. [9, с. 87]

Применение программы требует дополнительных методических, временных и финансовых ресурсов. При разработке индивидуальной поведенческой программы коррекции поведенческих нарушений учащегося требуется включение во взаимодействие родителей их согласие и обязательное участие.


Цель коррекции в «жетонных» программах формулируется как изменение поведения в соответствии с социальной ролью, предписанной индивиду обществом. Так, «жетонная экономика» представляет собой определенную форму внешней организации поведения индивида: в контролируемой среде ученик получает привилегии (деньги или какие-либо другие материальные блага) в обмен на «жетоны», которыми он награждается за выполнение социально одобряемого поведения. Модификация поведения состоит в том, что право на получение разных льгот реализуется путем предъявления «жетонов», которые изымаются при всяком нарушении режима (число изымаемых «жетонов» пропорционально тяжести нарушения). [10, с. 11]

Место осуществления: Осуществление жетонных программ возможно при условии строгого внешнего контроля поведения и его незамедлительного подкрепления. Такое поведение может быть организовано только в условиях жестко контролируемой среды (в школах, больницах, тюрьмах, центрах изоляции).

Меню Подкреплений:

– картинка или текст;

– список отсроченных подкреплений, которые могут быть заработаны в обмен на жетоны в это время;

– психолог не должен включать то, что недоступно в это время и в этот день. Например, не включать «прогулку», если на улице идет дождь.

Вид программы: Жетонная система:

Система изменения поведения, для которой требуется:

– Жетоны или баллы;

– Преимущество: легко давать, брать, являются привлекательными для ребенка.

Конкретный список поведения, правил, которые будут подкрепляться:

– Не более 5.

Отсроченные подкрепления:

– То, что «покупается» в обмен на жетоны/баллы;

– Меню известных (проверенных) предпочитаемых вещей; занятий и привилегий.

Инструкции по настройке:

1. Необходимо выбрать жетоны и способ работы с ними, где они будут храниться до и после предоставления;

2. Определить не более чем 5 видов целевого поведения или правил;

3. Составить список отсроченных подкреплений;

4. Определить частоту предоставления жетонов;

5. Выписать инструкции для предоставления жетонов и что будет происходить, если ребенок не заработал жетон;

6. Опробовать и перепроверить, чтобы убедиться, что ребенок успешен.

Примеры жетонов: покерные, игровые фишки, маркировочные знаки, галочки, монеты, шарики в банке, можно разрезать картинку любимого предмета либо занятия (сделать пазл), и части этой картинки могут выступать в качестве жетонов;

7. Целевое поведение и правила: необходимо четко описать целевой навык поведения, который будет подкрепляться;



8. Сообщить ребенку количество жетонов, которые нужно заработать;

9. Определить где и когда действует система вознаграждения.

Инструкция по внедрению:

1. С самого начала предоставляется жетон, когда демонстрируется целевое поведение. Это помогает ребенку понять, что есть связь между поведением, зарабатыванием жетонов и получением за них последующих вознаграждений;

2. Когда ребенок демонстрирует целевое поведение и ему дается жетон, психолог должен объяснить, почему он его получает словами – «Ты правильно ответил с первого раза! Ты получаешь жетон!»;

3. Психолог должен сочетать предоставление жетона с социальным подкреплением (например, похвала, позитивное внимание);

4. Когда все жетоны заработаны, психолог должен позволить ребенку выбрать предмет или занятие из меню отсроченных подкреплений.

Рекомендации по внедрению:

1. Когда ребенок освоится с системой, необходимо установить расписание предоставления поощрений;

2. Необходимо обновить меню подкреплений в обмен на жетоны, когда будут замечены изменения в предпочтениях;

3. Психолог не должен позволять ребенку выбирать каждый раз одни и те же подкрепления в обмен на жетоны;

4. Внедрять систему необходимо последовательно. Постепенно следует прекращать предоставлять жетоны, но продолжать предоставлять социальную похвалу за демонстрируемое целевое поведение;

5. По мере того, как ребенок становится более мотивированным социальными подкреплениями, уменьшать использование жетонов.

Ошибки при использовании:

– Психолог не должен позволять ребенку оставаться «банкротом» без возможности заработать больше усилителей. Некоторые жетонные системы поощрений имеют «стоимость реакции». Это означает, что ребенок может потерять баллы за проявление определенного «негативного» поведения. Это может быть полезно в случае некоторых детей, которые нуждаются в дополнительной мотивации, чтобы избежать потери очков или жетонов. Этим нужно пользоваться с осторожностью. Если ребенок потерял все свои очки, и он не имеет возможности заработать их снова – ему нечего терять. И тогда он дает волю проблематичному поведению;

– психолог должен не забывать придерживаться системы подкреплений;

– психолог не должен устанавливать слишком сложных задач или слишком много целевых поведений. Он не должен забывать, что ему еще предстоит проводить обучение в процессе реализации этой системы. Поэтому она должна быть максимально простой;


– психолог не должен делать стоимость усилителя недостижимой. Необходимо начинать с таких целей, которые ребенку будет легко достичь, а затем постепенно усложнять их.

Программа «Поведенческая игровая терапия»

Поведенческую игровую терапию (ПИТ) создала Шейла Айберг. Она исходила из оперантной теории, традиционной детской психотерапии, психологии развития (ее части, посвященной раннему детству). Поведенческие проблемы требуют ранней интервенции. Во время раннего детства родители – центр мира ребенка. Они обеспечивают питание, поддержку, безопасность, возможности учиться; и также оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие ребенка, на его поведение. Дошкольники еще недостаточно когнитивно сложны, чтобы мыслить независимо, а влияние сверстников еще минимально. [11, с. 73]

Поэтому очень эффективно на первом этапе обучить родителя навыкам и умениям традиционной игровой терапии, таким как: следование за ребенком, обеспечение пристального внимания, описание игр, отражение и расширение вербализаций ребенка и имитация. На втором этапе, работая вместе с родителем и ребенком в течении 6-7 занятий эти навыки оттренировываются в процессе игры. В результате между родителем и ребенком формируются теплые безопасные отношения, родители начинают видеть многие положительные качества своих детей и становятся менее требовательными, учатся стимулировать их развитие; в результате поведение детей улучшается.

Программа предназначена для детей со следующими проблемами: внешние поведенческие проблемы, такие как непослушание, негативизм, вербальная агрессия, деструктивное поведение, аутодеструктивное поведение; симптомы пограничные с поведенческими расстройствами: жестокое обращение с животными, воровство, лживость, склонность к поджогам, рассеянность, нарушения внимания, гиперактивность; внутренние, психологические проблемы: низкая самооценка, подавленное настроение, плаксивость, хныканье, перфекционизм, генерализованная тревожность, избирательная тревожность.

Цель: оптимизация детско-родительских отношений, коррекция связанных с детско-родительскими отношениями поведенческих проявлений ребенка.

Задачи зависят от проводимой в начале терапии диагностики.

Структура программы: типичный курс терапии: вводная сессия; определение проблемы; наблюдение за взаимодействием родителей и ребенка; обратная связь относительно результатов обследования (может даваться отдельно, на специальной сессии); игровая поведенческая терапия; обучающая сессия только для родителей: дискуссия, просмотр видео записей, ролевый игры, моделирование; несколько сессий (4-8) непосредственного тренинга навыков поведенческой игровой терапии с участием родителей и ребенка; решение о завершение этого этапа на основе заранее установленных критериев освоения навыков.


Дисциплинарная стадия: обучающая сессия только для родителей: обучение базовым навыкам дисциплинарной стадии, дискуссии, видео, ролевые игры, решение проблем, моделирование. Несколько сессий (4-6) непосредственного тренинга дисциплинарных навыков совместно с родителями и ребенком. Этап завершается, когда все проблемы завершены или достигнуто значительное улучшение.

Далее проходит оценка результатов терапии и обзор изменений от начала до конца терапии, обобщение результатов.

Планируемые результаты и методики отслеживания эффективности программы: Анкета «Список типов поведения ребенка (опросник Айберг)», даваемая на первой встрече и заключительный опросник «Оценка терапии» по следующим параметрам поведения ребенка (от 1 до 7 баллов, никогда, редко, иногда, часто, всегда) и проблемности его для родителей (ответы да/нет).

Методики, которые могут быть использованы для проведения входящей и исходящей диагностики (по выбору специалиста): для детей:

1. Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи);

2. Тест Рене - Жиля в адаптации И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой 3. Методика «Дом - Дерево – Человек»;

3. Детский Апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак).

Для родителей: Цветовой тест Люшера, Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер (Методика АСВ), тест «семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллер.

Материально-техническое обеспечение программы: Игрушки, подходящие для поведенческой игровой терапии: творческие игрушки, конструкторы: кубики, деревянные конструкторы, состоящие из блоков разной формы, лего (соответствующее уровню развития ребенка), Duplos, магнитные блоки, кукольный домик с маленькими человечками, игрушечный гараж с машинками, кубики на липучках, школьный автобус с пассажирами, игрушечная ферма с животными, доска и цветные мелки, карандаши и бумага, магнитная доска для рисования, ковер, стол и стулья.

Исходя из указанного, можно сделать вывод, что при использовании поведенческих методик должны учитываться определенные условия: работа в группе или индивидуально, наличие групповых целей, воспитательная концепция, роль учителя, правила, установленные в учреждении. Практика психолого-педагогической работы показывает, что например, в школах чаще всего используются программы подкреплений, основанные на оперантном обучении (приемах). Цель данных программ состоит в том, чтобы оказывать на поведение детей прямое воздействие, в результате которого желательные формы поведения (положительное целевое поведение) поощряются, негативное поведение (нежелательный образ действий) педагог игнорирует, либо лишает учеников подкрепляющих стимулов.