Файл: Сценарий рассчитан на 2 урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок по истории (Россия+Новейшая+региональный компонент)

в 10 классе (линейная структура курса) по УМК с учетом ИКС.

Сценарий рассчитан на 2 урока.

Авторы: учителя истории и обществознания МАОУ «СШ № 19» г. Хабаровска Добровольская Е.В., Труханова А.А., Мозговая Л.В.
Педагогическая цель: Сформировать представления о характере, ходе и первых результатах политики индустриализации.

Вопрос для учащихся: Все ли средства хороши? (Цель оправдывает средства?)
Ожидаемые результаты:

УУД
К важнейшим личностным результатам изучения истории

в основной школе относятся:

• российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

П• умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями;

Р• способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и вносить необходимые коррективы;

Р• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме доклада;

К• использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

К• готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками;

К• умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что учащегося сформированы:

Высказывать суждения о причинах свертывания НЭПа

  • Характеризовать различные варианты выхода из кризиса конца 1920-х годов, их сильные и слабые стороны

  • Объяснять, в чем состояли причины проведения индустриализации в СССР

  • Характеризовать источники средств для проведения индустриализации

  • Рассказывать о ходе индустриализации в стране и своем городе, районе (привлекая материалы краеведческих музеев, воспоминания участников и т. д.)

  • Сравнивать I и II пятилетки, выявляя черты сходства и различия


Класс делиться на

1 секция: Делегация рабочих, посетивших зарубежные страны! (Видеосюжет, текст учебника). Причины и последствия мирового кризиса.

2 секция: Делегация крестьян.(причины хлебозаготовительного кризиса и отказа от НЭПа) работа с текстом параграфа и анализ таблицы.

3 секция: Делегация ударников труда. (определение, причины индустриализации). Охарактеризуйте источники средств для проведения индустриализации.

4 секция: Делегация рабочих. (работа с текстом и картой). Стройки первых пятилеток. Использую картинки, назвать первые стройки и разместить их на карте.

5 секция: Делегация трудящихся женщин. (роль женщин в процессе индустриализации). На основе различных источников расскажите о жизни женщин в период индустриализации и составьте обращение к женщинам.

6 секция: Делегация трудящихся ДВ. (особенности индустриализации на ДВ с использованием музейных материалов). Работа с картой. Какие предприятия появились на ДВ в 20-30 гг. Какое место они занимали в экономике края?

Выступления членов президиума съезда: Сталин И.В., Бухарин Н.И.

Домашний вопрос:

  1. Прочитайте текст параграфа. Отметьте материал не затронутый на съезде. Дайте объяснение данному факту.

  2. Какое место занимают сегодня предприятия, построенные в 20-30-е гг. в экономике края?

  3. Как ты думаешь, что позволило СССР, в том числе ДВ избежать печальных последствий мирового экономического кризиса?

Итог: Дайте свою оценку индустриализации?

Общие задания:

  1. Причины и последствия мирового кризиса.

  2. Причины отказа от НЭПа.

  3. Зафиксировать точки зрения членов Президиума на выход из кризиса. Предположите, чьи предложения будут реализованы и почему? Какой из них вам кажется более реалистичным? Почему?

  4. Определение, причины, источники средств для проведения индустриализации.

  5. Сравнивать I и II пятилетки, выявляя черты сходства и различия.




  1. Отобразите графически, что изменилось в жизни советской женщин в годы индустриализации.



  1. Какие предприятия появились на ДВ в 20-30 гг. Нанесите их на контурную карту.


Оборудование:

- учебники:

1. «История России. 10 класс» О. В. Волобуев, С. П. Карпачёв, «Дрофа», М., 2016;

2. Новейшая история зарубежных стран. XX век. Загладин Н.В. «Русское слово», М., 2008;



3. История ДВ России в новое и новейшее время (сер.17-19 век). А.Ю. Завалишин. Издательский дом «Частная коллекция», г. Хабаровск, 2001.

- мультимедиа,

- карта индустриализации

- агитационные плакаты периода индустриализации, портрет Ленина Сталина и Бухарина

- письмо В. Хетагуровой

- Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С.З. Гинзбурга;

- аудиофайлы, видеофайлы;

- рабочие листы для групп;

- видео экскурсия по краеведческому музею Хабаровского края.

Приложение 1

Письмо Валентины Хетагуровой:

5 февраля 1937 года в «Комсомольской правде» появилось письмо Валентины Хетагуровой девушкам Советского Союза:

«Девушки! Сестры-комсомолки! К вам от имени молодых дальневосточный обращаю свой призыв.

Далеко на востоке, в Приморской и Приамурской тайге, мы, женщины, вместе со своими мужьями и братьями перестраиваем замечательный край… У нас мало умелых рук. Каждый человек, каждый специалист на учете. И много еще нужно людей для того… чтобы освоить все богатства края для социализма… Но запомните, на Дальний Восток мы зовем только смелых, решительных, не боящихся трудностей людей…

Нам нужны слесари и токари, учительницы и чертежницы, машинистки и счетоводы, конторщицы и артистки. Все в равной степени. И вот мне хочется, чтоб вслед за нами, подругами боевых дальневосточных командиров, в наш край поехали тысячи отважных и смелых девушек. Я призываю вас, дорогие подруги, сестры-комсомолки, девушки нашей страны, помочь нам в большом и трудном деле…»

Приложение 2.

Рабочий лист

1. Причины и последствия мирового кризиса.

Причины мирового кризиса

Последствия мирового кризиса

















2. Причины отказа от НЭПа._____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Зафиксировать точки зрения членов Президиума на выход из кризиса. Предположите, чьи предложения будут реализованы и почему? Какой из них вам кажется более реалистичным? Почему*?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определение индустриализации________________________________ Причины____________________________________________________________________________________________________________________________Источники средств_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Сравнить I и II пятилетки, выявляя черты сходства и различия.




I пятелетка

II пятелетка

сходства






















различия




























6. Укажите, какие изменения произошли в жизни советской женщин в годы индустриализации в СССР (можно нарисовать).



7.Какие предприятия появились в СССР в 20-30 гг. Нанесите их на контурную карту.

________________________________________________________________________________________________________


  1. Секции составляю резолюцию

«Итоги индустриализации в СССР и их оценка» (5 мин)

«+»

«-»

























Оценка проговаривается каждой группой

Приложение 3

Сценарий «Внеочередного Всероссийского съезда Советов ЦК ВКП (б)»

Ведущий – учитель

Члены ЦК партии:

Сталин И.В. – 1 ученик;

Бухарин Н.И. – 2 ученик;

Секретарь пленума – 3 ученик.

Остальные учащиеся по мере прибытия на съезд получают разноцветные мандаты и присаживаются по секциям:

1 секция: Делегация рабочих, посетивших зарубежные страны!

2 секция: Делегация крестьян.

3 секция: Делегация ударников труда.

4 секция: Делегация рабочих.

5 секция: Делегация трудящихся женщин.

6 секция: Делегация трудящихся ДВ.

Повестка съезда:

1. Причины и последствия мирового кризиса (выступление до 5 мин.).

2. Причины хлебозаготовительного кризиса и отказа от НЭПа (выступление до 5 мин.).

3. Выступления И.В. Сталина, Н.И. Бухарина (до 3 мин.).

4. Индустриализация, ее причины и источники средств для проведения (выступление до 5 мин.).

5. Стройки первых пятилеток (выступление до 5 мин.).

6. Роль женщин в процессе индустриализации (выступление до 5 мин.).

7. Особенности индустриализации на ДВ (выступление до 5 мин.).

Ход съезда:

1. Вступительное слово ведущего (до 2 мин):

Вам наверняка встречалась фраза «Цель оправдывает средства». Как вы ее понимаете?

В каком случае говорят, что цель не оправдывает средства?

Запомните эту мысль, мы обязательно сегодня к ней вернемся.

Вопрос, который нам сегодня предстоит рассмотреть - Социалистическая индустриализация и ее итоги.

Представим себя на ближайшие 2 часа советскими гражданами 20 – 30 года прошлого века.

Сегодня нельзя обойтись без изображения вождя Иосифа Виссарионовича Сталина, руководящая роль которого присутствовала и чувствовалась тогда везде и во всем.

Более, того, вы – делегаты Внеочередного Всероссийского съезда Советов. На дворе май 1937 года.

Перед группами депутатов лежат повестка съезда,