ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок по истории (Россия+Новейшая+региональный компонент)
в 10 классе (линейная структура курса) по УМК с учетом ИКС.
Сценарий рассчитан на 2 урока.
Авторы: учителя истории и обществознания МАОУ «СШ № 19» г. Хабаровска Добровольская Е.В., Труханова А.А., Мозговая Л.В.
Педагогическая цель: Сформировать представления о характере, ходе и первых результатах политики индустриализации.
Вопрос для учащихся: Все ли средства хороши? (Цель оправдывает средства?)
Ожидаемые результаты:
УУД
К важнейшим личностным результатам изучения истории
в основной школе относятся:
• российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
П• умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями;
Р• способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и вносить необходимые коррективы;
Р• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме доклада;
К• использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
К• готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками;
К• умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что учащегося сформированы:
• Высказывать суждения о причинах свертывания НЭПа
-
Характеризовать различные варианты выхода из кризиса конца 1920-х годов, их сильные и слабые стороны -
Объяснять, в чем состояли причины проведения индустриализации в СССР -
Характеризовать источники средств для проведения индустриализации -
Рассказывать о ходе индустриализации в стране и своем городе, районе (привлекая материалы краеведческих музеев, воспоминания участников и т. д.) -
Сравнивать I и II пятилетки, выявляя черты сходства и различия
Класс делиться на
1 секция: Делегация рабочих, посетивших зарубежные страны! (Видеосюжет, текст учебника). Причины и последствия мирового кризиса.
2 секция: Делегация крестьян.(причины хлебозаготовительного кризиса и отказа от НЭПа) работа с текстом параграфа и анализ таблицы.
3 секция: Делегация ударников труда. (определение, причины индустриализации). Охарактеризуйте источники средств для проведения индустриализации.
4 секция: Делегация рабочих. (работа с текстом и картой). Стройки первых пятилеток. Использую картинки, назвать первые стройки и разместить их на карте.
5 секция: Делегация трудящихся женщин. (роль женщин в процессе индустриализации). На основе различных источников расскажите о жизни женщин в период индустриализации и составьте обращение к женщинам.
6 секция: Делегация трудящихся ДВ. (особенности индустриализации на ДВ с использованием музейных материалов). Работа с картой. Какие предприятия появились на ДВ в 20-30 гг. Какое место они занимали в экономике края?
Выступления членов президиума съезда: Сталин И.В., Бухарин Н.И.
Домашний вопрос:
-
Прочитайте текст параграфа. Отметьте материал не затронутый на съезде. Дайте объяснение данному факту. -
Какое место занимают сегодня предприятия, построенные в 20-30-е гг. в экономике края? -
Как ты думаешь, что позволило СССР, в том числе ДВ избежать печальных последствий мирового экономического кризиса?
Итог: Дайте свою оценку индустриализации?
Общие задания:
-
Причины и последствия мирового кризиса. -
Причины отказа от НЭПа. -
Зафиксировать точки зрения членов Президиума на выход из кризиса. Предположите, чьи предложения будут реализованы и почему? Какой из них вам кажется более реалистичным? Почему? -
Определение, причины, источники средств для проведения индустриализации. -
Сравнивать I и II пятилетки, выявляя черты сходства и различия.
-
Отобразите графически, что изменилось в жизни советской женщин в годы индустриализации.
-
Какие предприятия появились на ДВ в 20-30 гг. Нанесите их на контурную карту.
Оборудование:
- учебники:
1. «История России. 10 класс» О. В. Волобуев, С. П. Карпачёв, «Дрофа», М., 2016;
2. Новейшая история зарубежных стран. XX век. Загладин Н.В. «Русское слово», М., 2008;
3. История ДВ России в новое и новейшее время (сер.17-19 век). А.Ю. Завалишин. Издательский дом «Частная коллекция», г. Хабаровск, 2001.
- мультимедиа,
- карта индустриализации
- агитационные плакаты периода индустриализации, портрет Ленина Сталина и Бухарина
- письмо В. Хетагуровой
- Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С.З. Гинзбурга;
- аудиофайлы, видеофайлы;
- рабочие листы для групп;
- видео экскурсия по краеведческому музею Хабаровского края.
Приложение 1
Письмо Валентины Хетагуровой:
5 февраля 1937 года в «Комсомольской правде» появилось письмо Валентины Хетагуровой девушкам Советского Союза:
«Девушки! Сестры-комсомолки! К вам от имени молодых дальневосточный обращаю свой призыв.
Далеко на востоке, в Приморской и Приамурской тайге, мы, женщины, вместе со своими мужьями и братьями перестраиваем замечательный край… У нас мало умелых рук. Каждый человек, каждый специалист на учете. И много еще нужно людей для того… чтобы освоить все богатства края для социализма… Но запомните, на Дальний Восток мы зовем только смелых, решительных, не боящихся трудностей людей…
Нам нужны слесари и токари, учительницы и чертежницы, машинистки и счетоводы, конторщицы и артистки. Все в равной степени. И вот мне хочется, чтоб вслед за нами, подругами боевых дальневосточных командиров, в наш край поехали тысячи отважных и смелых девушек. Я призываю вас, дорогие подруги, сестры-комсомолки, девушки нашей страны, помочь нам в большом и трудном деле…»
Приложение 2.
Рабочий лист
1. Причины и последствия мирового кризиса.
Причины мирового кризиса | Последствия мирового кризиса |
| |
| |
| |
2. Причины отказа от НЭПа._____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Зафиксировать точки зрения членов Президиума на выход из кризиса. Предположите, чьи предложения будут реализованы и почему? Какой из них вам кажется более реалистичным? Почему*?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Определение индустриализации________________________________ Причины____________________________________________________________________________________________________________________________Источники средств_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Сравнить I и II пятилетки, выявляя черты сходства и различия.
| I пятелетка | II пятелетка |
сходства | | |
| | |
| | |
различия | | |
| | |
| | |
| |
6. Укажите, какие изменения произошли в жизни советской женщин в годы индустриализации в СССР (можно нарисовать).
7.Какие предприятия появились в СССР в 20-30 гг. Нанесите их на контурную карту.
________________________________________________________________________________________________________
-
Секции составляю резолюцию
«Итоги индустриализации в СССР и их оценка» (5 мин)
«+» | «-» |
| |
| |
| |
| |
Оценка проговаривается каждой группой
Приложение 3
Сценарий «Внеочередного Всероссийского съезда Советов ЦК ВКП (б)»
Ведущий – учитель
Члены ЦК партии:
Сталин И.В. – 1 ученик;
Бухарин Н.И. – 2 ученик;
Секретарь пленума – 3 ученик.
Остальные учащиеся по мере прибытия на съезд получают разноцветные мандаты и присаживаются по секциям:
1 секция: Делегация рабочих, посетивших зарубежные страны!
2 секция: Делегация крестьян.
3 секция: Делегация ударников труда.
4 секция: Делегация рабочих.
5 секция: Делегация трудящихся женщин.
6 секция: Делегация трудящихся ДВ.
Повестка съезда:
1. Причины и последствия мирового кризиса (выступление до 5 мин.).
2. Причины хлебозаготовительного кризиса и отказа от НЭПа (выступление до 5 мин.).
3. Выступления И.В. Сталина, Н.И. Бухарина (до 3 мин.).
4. Индустриализация, ее причины и источники средств для проведения (выступление до 5 мин.).
5. Стройки первых пятилеток (выступление до 5 мин.).
6. Роль женщин в процессе индустриализации (выступление до 5 мин.).
7. Особенности индустриализации на ДВ (выступление до 5 мин.).
Ход съезда:
1. Вступительное слово ведущего (до 2 мин):
Вам наверняка встречалась фраза «Цель оправдывает средства». Как вы ее понимаете?
В каком случае говорят, что цель не оправдывает средства?
Запомните эту мысль, мы обязательно сегодня к ней вернемся.
Вопрос, который нам сегодня предстоит рассмотреть - Социалистическая индустриализация и ее итоги.
Представим себя на ближайшие 2 часа советскими гражданами 20 – 30 года прошлого века.
Сегодня нельзя обойтись без изображения вождя Иосифа Виссарионовича Сталина, руководящая роль которого присутствовала и чувствовалась тогда везде и во всем.
Более, того, вы – делегаты Внеочередного Всероссийского съезда Советов. На дворе май 1937 года.
Перед группами депутатов лежат повестка съезда,