Файл: 1. Формы педагогического знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Педагогика как наука

1. Формы педагогического знания

Формы постижения бытия :

- Мифологическая форма. Одной из самых ранних, древних форм постижения бытия.

- Религиозная форма.

- Художественная форма

- Научная форма

Педагогика как наука вырастала в истории культуры, последовательно воспринимая, аккумулируя все достижения мифологической, религиозной и художественной форм постижения бытия, обобщая опыт практики воспитания. Именно поэтому педагогика, кроме научного способа постижения педагогических явлений и процессов, обращается и к мифологическому, и к религиозному, и к художественному.

1.2.      Предмет педагогической науки

Предмет педагогической науки — образование как целостный педагогический процесс.

Аспекты содержательной трактовки образования:

1)  образование как ценность; Ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных уровней:

- образование как ценность государственная

- образование как ценность общественная

- образование как ценность личности

2)  образование как система; Образование как система— это определенная, взаимосвязанная иерархия образовательных заведений, отличающихся по уровню и профессиональной направленности образования. В Российской Федерации  установлена система государственного образования, состоящая из нескольких ступеней:

- дошкольное образование 

- общее образование 

- профессиональное образование

-послевузовское профессиональное образование 

- дополнительное образование

3)  образование как процесс; Образование как процесс предполагает качественные изменения, движение от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре. Это движение обеспечивается взаимодействием двух главных персонажей: педагога и учащихся.


4)  образование как результат. Образование как результат фиксирует уровень присвоения личностью ценностей, которые реализует процесс образования.

«Лестницу» образовательных результатов условно можно представить так: «Грамотность»  «Компетентность»  «Образованность» .

1.3.      Образование как целостный педагогический процесс

Образование — сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя.

Образование, во-первых, предполагает социализацию личности.

Образование должно строиться с учетом этапов созревания и проявления сущностных сил человека, то есть с учетом его развития. 

Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания. 

Образование предполагает формирование у личности достаточно широкого кругозора по самым разным вопросам жизни природы, общества, человека. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением. Обучение — процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предметно-практической деятельности

Многозначность основных категорий, характеризующих предмет педагогики.

Во-первых, педагогика — наука из области человековедения, а в мире мало найдется явлений сложнее человека.

Во-вторых, педагогика, как одна из древних областей знания, «выросла» из весьма разнообразного духовного и практического материала.

В-третьих, пространство педагогической реальности меняется с изменением бытия самого человека

1.4.      Педагогика в системе наук о человеке

Современная педагогика — это, по существу, совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих образование как целостный педагогический процесс. За многовековую историю развития в педагогической науке сформировалось несколько самостоятельных отраслей научного знания.

История педагогики изучает теорию и практику воспитания и образования в различных цивилизациях и в различные исторические периоды. История педагогики формирует систему знаний об истоках современного педагогического процесса, о том, как сфера воспитания и обучения развивала культурные ценности цивилизации, как педагогическая теория выстраивала и преобразовывала свои парадигмы.



Этнопедагогика, которая изучает закономерности и особенности традиционной культуры воспитания, этнического воспитания,

Сравнительная педагогика, которая изучает ведущие тенденции развития образовательного процесса в современных странах в их сравнении.

Общая педагогика исследует основные закономерности образования. В системе общей педагогики принято выделять области:

общие основы педагогики

теория воспитания 

теория обучения, или дидактика

теория управления образованием

Отдельной отраслью педагогики является возрастная педагогика, которая изучает возрастные аспекты образования и включает дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, андрагогику

Отраслью педагогической науки является и коррекционная педагогика, которая представлена самостоятельными областями: логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика.

Сложились отрасли специальной педагогики: педагогика профессионального образования, военная педагогика, спортивная педагогика, педагогика перевоспитания правонарушителей.

Иными словами, педагогика, как всякая живая наука, развивается неоднозначно и противоречиво, переживая одновременно и процессы интеграции нового знания из смежных наук, и дифференциации своего теоретического «поля». Но, действуя в системе наук о человеке, педагогика использует принятые в человековедении фундаментальные модальности познания. Они отличаются различной степенью эксплицированности

На уровне философского познания педагогика выстраивает характеристики основных понятий, исходных утверждений, выдвигает гипотезы и формулирует закономерности образования как целостного педагогического процесса.

Уровень гуманитарного познания обеспечивает в педагогике тот информационный материал, который получен в описаниях непосредственно наблюдаемого или пережитого.

Уровень социально-научного познания в педагогике предполагает выделение инструмента познания (методов научно-педагогического исследования), выбор единиц изучения, правил анализа и обобщения информации. Объекты научного познания в педагогике конструируются из тех категорий, которые даны в систематическом описании
, у которых объяснены структурные и динамические состояния. В этом случае эспериментальные данные можно соотносить с реальными процессами.

В системе наук о человеке педагогика не только воспринимает междисциплинарные взаимодействия, но и сама оказывает серьезное влияние на другие области знания. И философия, и психология, и иные науки из области человековедения все больше и больше нуждаются в том технологическом компоненте, которым обладает именно педагогика.