ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Педагогика как наука
1. Формы педагогического знания
Формы постижения бытия :
- Мифологическая форма. Одной из самых ранних, древних форм постижения бытия.
- Религиозная форма.
- Художественная форма
- Научная форма
Педагогика как наука вырастала в истории культуры, последовательно воспринимая, аккумулируя все достижения мифологической, религиозной и художественной форм постижения бытия, обобщая опыт практики воспитания. Именно поэтому педагогика, кроме научного способа постижения педагогических явлений и процессов, обращается и к мифологическому, и к религиозному, и к художественному.
1.2. Предмет педагогической науки
Предмет педагогической науки — образование как целостный педагогический процесс.
Аспекты содержательной трактовки образования:
1) образование как ценность; Ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных уровней:
- образование как ценность государственная
- образование как ценность общественная
- образование как ценность личности
2) образование как система; Образование как система— это определенная, взаимосвязанная иерархия образовательных заведений, отличающихся по уровню и профессиональной направленности образования. В Российской Федерации установлена система государственного образования, состоящая из нескольких ступеней:
- дошкольное образование
- общее образование
- профессиональное образование
-послевузовское профессиональное образование
- дополнительное образование
3) образование как процесс; Образование как процесс предполагает качественные изменения, движение от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре. Это движение обеспечивается взаимодействием двух главных персонажей: педагога и учащихся.
4) образование как результат. Образование как результат фиксирует уровень присвоения личностью ценностей, которые реализует процесс образования.
«Лестницу» образовательных результатов условно можно представить так: «Грамотность» «Компетентность» «Образованность» .
1.3. Образование как целостный педагогический процесс
Образование — сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя.
Образование, во-первых, предполагает социализацию личности.
Образование должно строиться с учетом этапов созревания и проявления сущностных сил человека, то есть с учетом его развития.
Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания.
Образование предполагает формирование у личности достаточно широкого кругозора по самым разным вопросам жизни природы, общества, человека. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением. Обучение — процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предметно-практической деятельности
Многозначность основных категорий, характеризующих предмет педагогики.
Во-первых, педагогика — наука из области человековедения, а в мире мало найдется явлений сложнее человека.
Во-вторых, педагогика, как одна из древних областей знания, «выросла» из весьма разнообразного духовного и практического материала.
В-третьих, пространство педагогической реальности меняется с изменением бытия самого человека
1.4. Педагогика в системе наук о человеке
Современная педагогика — это, по существу, совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих образование как целостный педагогический процесс. За многовековую историю развития в педагогической науке сформировалось несколько самостоятельных отраслей научного знания.
История педагогики изучает теорию и практику воспитания и образования в различных цивилизациях и в различные исторические периоды. История педагогики формирует систему знаний об истоках современного педагогического процесса, о том, как сфера воспитания и обучения развивала культурные ценности цивилизации, как педагогическая теория выстраивала и преобразовывала свои парадигмы.
Этнопедагогика, которая изучает закономерности и особенности традиционной культуры воспитания, этнического воспитания,
Сравнительная педагогика, которая изучает ведущие тенденции развития образовательного процесса в современных странах в их сравнении.
Общая педагогика исследует основные закономерности образования. В системе общей педагогики принято выделять области:
- общие основы педагогики
- теория воспитания
- теория обучения, или дидактика
- теория управления образованием
Отдельной отраслью педагогики является возрастная педагогика, которая изучает возрастные аспекты образования и включает дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, андрагогику
Отраслью педагогической науки является и коррекционная педагогика, которая представлена самостоятельными областями: логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика.
Сложились отрасли специальной педагогики: педагогика профессионального образования, военная педагогика, спортивная педагогика, педагогика перевоспитания правонарушителей.
Иными словами, педагогика, как всякая живая наука, развивается неоднозначно и противоречиво, переживая одновременно и процессы интеграции нового знания из смежных наук, и дифференциации своего теоретического «поля». Но, действуя в системе наук о человеке, педагогика использует принятые в человековедении фундаментальные модальности познания. Они отличаются различной степенью эксплицированности
На уровне философского познания педагогика выстраивает характеристики основных понятий, исходных утверждений, выдвигает гипотезы и формулирует закономерности образования как целостного педагогического процесса.
Уровень гуманитарного познания обеспечивает в педагогике тот информационный материал, который получен в описаниях непосредственно наблюдаемого или пережитого.
Уровень социально-научного познания в педагогике предполагает выделение инструмента познания (методов научно-педагогического исследования), выбор единиц изучения, правил анализа и обобщения информации. Объекты научного познания в педагогике конструируются из тех категорий, которые даны в систематическом описании
, у которых объяснены структурные и динамические состояния. В этом случае эспериментальные данные можно соотносить с реальными процессами.
В системе наук о человеке педагогика не только воспринимает междисциплинарные взаимодействия, но и сама оказывает серьезное влияние на другие области знания. И философия, и психология, и иные науки из области человековедения все больше и больше нуждаются в том технологическом компоненте, которым обладает именно педагогика.