Файл: Цветопередача и сущность картины Андре Дерен «Портрет Анри Матисса».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Симультанный эффект отчетливо можно увидеть на моем изображенные, которое я сделала специально для того чтобы показать наглядно этот удивительный эффект: (Рис.2.1)

Рис.2.1. Симультанный контраст

При сочетании ахроматических цветов с красочными однотонными оттенками при определенных условиях теряется устойчивость вторых. Однако такое явление происходит на уровне человеческого восприятия. Симультанный контраст – это воображение несуществующего оттенка, которое одновременно порождается при зрительном контакте с каким-либо цветом. В этот момент мозг человека требует того, что лежит в основе гармонии красок. Это дополнительные цвета, и именно они предстают пред глазами человека

Чтобы лучше понять проявление симультанного контраста, рассмотрим свойства дополнительных цветов, поскольку они служат фундаментом колоритной гармонии. (рис.2.2.)

Рис.2.2. Контраст дополнительных цветов

Два пигмента, которые в совокупности утрачивают свои цветовые особенности и дают серый тон, считаются дополнительными. Находясь близко друг к другу, они, как правило, действуют возбуждающе. В демонстрации И. Иттена, красный цвету расположен в направлении к зеленому, синий к оранжевому, желтый к фиолетовому. Остальные оттенки также имеют свою пару и выступают второстепенными цветами. Сине-фиолетовый находится напротив желто-оранжевого, красно-фиолетовый – желто-зеленого, а красно-оранжевый – сине-зеленого. Диаметральное расположение этих цветов в классическом круге позволяет мастерам быстро сориентироваться. Комбинации из дополнительных красок выглядят очень яркими .

Проявление симультанного контраста

Поскольку синхронно возникающих цветов на самом деле не существует, их невозможно запечатлеть, например, сфотографировать или даже зарисовать. Это объясняется тем, что вибрация цвета мгновенно изменяется, в зависимости от того, как долго человек смотрит на объект. Ощущения колебаний постепенно уводят от объективной реальности и погружают в желаемое измерение. Как уже упоминалось, чаще всего одновременный контраст возникает при комбинации серых оттенков с хроматическими. Однако это не всегда так. Подобные явления проявляются и при синхронном восприятии красок, не считающихся дополнительными.

В этом случае оба тона утрачивают своеобразие и приобретают другие расцветки. При этом они конкурируют между собой, стараясь свести к дополнительному оттенку своего «соперника». Симультанный контраст в живописи – довольно распространенное явление. Французского художника Р. Делоне очень привлекала идея воплощения подобных сочетаний. Его усилия были направлены на то, чтобы с помощью одновременного контраста создавать более живые образы и вызывать положительные чувства у зрителей. Работы художника иллюстрируют, у как с помощью игры с красками можно добиться эффекта видимого вращения. Это является доказательством того, что настоящие произведения искусства рождаются с раскрытием секретов взаимодействия различных красок.


Симультанный контраст – загадочное и интересное проявление, которое делает мир более ярким и веселым. Оно обогащает имеющийся спектр красок множеством несуществующих оттенков. Благодаря этому эффекту можно создавать множество приемов в рисунке.

2.3 Цветовая и тональная организация

Рис.2.3. Основные цвета на картине Андре Дерена «Портрет Анри Матисса»

В произведении используются контрасты:

  • Контрасты по цвету ( между темно-зеленым фоном и рубашкой);
  • Контрасты по тону ( в бороде, на лице идут резкие тени);
  • Контраст цветового насыщения ( на рубашке);
  • Контраст цветового распространения ( голубая рубашка и рыжеватое лицо);
  • Контраст дополнительных цветов ( красная борода и зеленый фон, охра фон и голубая рубашка);
  • Контраст теплого и холодного ( теплые оттенки на лице и холодные резкие тени на рубашке и под левым глазом)

На рисунке 2.3 мы можем наблюдать этот контраст(рис.2.3)

Рис.2.3. Контраст теплого и холодного

Контраст холодного и теплого можно считать самым «звучащим» среди других цветовых контрастов. Благодаря ему открывается возможность с помощью цвета передать высшую музыку небесных сфер.

Какие бывают цветовые комбинации.

1. Комбинации ахроматических цветов

Здесь используются только оттенки серого, от белого до черного. Ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок.

К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.

Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и основные, что составляют основу цветового круга. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, опытный художник создаст все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).

2. Составные.

Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый.


Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый.

  1. Сложные

Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. Таких цветов уже шесть. Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций: красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый; сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый. На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами. Затемняя или осветляя эти цвета в той или иной степени, мы получаем всю возможную гамму цветов. На основном цветовом круге сложные цвета представлены (насколько это возможно) без осветления или затемнения, путем смешивания цветов в равной пропорции. Если же пропорции цветов для смешивания менять по своему усмотрению и дополнительно еще и осветлять либо затемнять цвета, то в итоге мы получим всю градацию цветов, представленную на полном цветовом круге.

До сих пор мы рассматривали цвета по принципам их получения путем смешивания трех основных цветов, затем сложных и составных. В итоге можно получить все возможные чистые хроматические цвета. Палитру можно значительно расширить, добавляя в хроматические цвета - ахроматические.

Вывод по второй главе: Андре Дерен, в своей картине «Портрет Анри Матисса» грамотно и осознано выполнял свою технику письма в фовизм. Для его техники характерны короткие, толстые мазки красок, цвета располагаются рядом друг с другом, минимально смешиваясь. Дерен избегал использование черного цвета . Основными приемами данного направления являются обобщения форм, пространства и самого рисунка.

Матисс на этом портрете кажется не написанным, он словно вылеплен цветом, словно Дерен ваял его лицо и фон красками.

На портрете почти нет линий- разве что ухо и плечо справа слегка очерчены контуром, прочее создано исключительно цветом.

В картине Андре Дерен использовал раздельно-комплиментарное сочетание цветов, так же в работе мы можем наблюдать контраст теплого и холодного, в данном случае - это теплые оттенки на лице и холодные резкие тени на рубашке и под левым глазом.

Андре Дерен изрядно постарался для достижения лучшего результата, он тщательно подбирал цветовые сочетания и применял свою технику живописи и благодаря этому мы получили прекрасную и великолепную картину «Портрет Анри Матисса».


ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ

Ход исследования картины:

1. Принципы и методическую последовательность копирования.

Во время обучения рисованию, копирование помогает добиться успеха быстро и просто. Копирование совершенствует технику рисования, помогает намешивать нужные цветовые оттенки и передавать объём и форму в рисунке реалистично.

Принципом, которыми я пользовалась при копировании картины Андре Дерена - это использование техники переноса картины на более большой формат бумаги с помощью сетки. Благодаря этому способу можно перенести картину художника на большой формат бумаги, не исказив при этом пропорции. Что для этого требуется:

Нужно распечатать нужную картину на формате А4 и расчертить на нём равные квадраты (сделать сетку), далее - тоже самое нужно проделать на необходимой поверхности, в моем случае - это лист формата А1, самое главное чтобы количество квадратов было одинаковым.

Так из большого емкого и сложного изображения получилось много маленьких простых - теперь осталось перенести каждый такой фрагмент на свое место, после этого рисовать будет намного проще и быстрее, пропорции будут соблюдены.

Теперь более подробно о том как это нужно сделать:

  1. Нужно разбить квадраты на изначальном изображение
  2. Точно так же нужно расчертить квадраты на листе А1, на который мы будем переносить исходник (Рис.1 )

Чтобы это сделать, я использовала эту формулу: a/b пикс = 60/x см.

Где a - высота изображения в пикселях (мышей), b - ширина изображения в пикселях (мышей), x - ширина в см, которую мы должны найти, чтобы отмерить её на листе А1, 60 см - высота изображения на листе А1.

  1. После того, как мы расчертили лист А1, мы начинаем рисовать набросок карандашом, перенося по квадратикам контур главных объектов и детали на нашу копию (Рис. 2).
  2. И начинается самый интересный этап - раскрашивание нашей копии. Начинаем раскрашивать с углов. Самое главное на этом этапе показать характер мазка художника, чтобы точнее передать все градации и переходы цвета (Рис. 4).
  3. Когда мы перенесли все цвета на нашу копию, мы добавляем деталей, уточняем какие-то вещи.
  4. Наша копия готова. (см. Приложение 1)

Вывод по третьей главе: Создание этой копии у меня заняло целый один день, я использовала чистые цвета, не смешивая их на палитре. Выполнялась работа гуашью, кистями синтетика 12 и синтетика 6. Я начала рисовать с краев, двигаясь к центру. Проблемы, которые у меня возникли при написании данной картины - это само лицо портрета , немного его лицо в ширину у меня получилось толще.


В целом , работа получилась неплохой, на мой взгляд я не смогла передать той строгости в глазах Матисса написанной Андре Дереном. В моем случае Матисс получился весьма спокойным нежели строгим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Андре Дерен - живописец, книжный иллюстратор, скульптор, один из основателей " фовизма " - родился 10 июня 1880 года в семье молочника- кондитера в парижском пригороде Шату. Окончил школу с премией " За выдающиеся успехи по рисованию и естественным наукам ", учился у местного живописца Жакомена. В 1898-1900 годах Дерен учился в Париже в академии Э.Карьера , где познакомился с А.Матиссом, Ж.Пюи и А.Марке. Чувство цвета, присущее Дерену, делает его живопись целостной, гармоничной и индивидуальной.

Дерену исполнилось 21 год, Матисс был на 10 лет старше. Под его руководством Андре открывал мир арт- дилеров и парижских галерей. В эти годы он писал в основном пейзажи. Однажды весной 1900-го года на перроне пригородного вокзала, собираясь отправиться за город на пленэр, Дерен заприметил парня с мольбертом в руке. Они оказались оба родом из Шату и поехали дальше вместе. Вскоре Андре Дерен и Морис де Вламинск сняли заброшенный ресторан в Шату и устроили в нем общую мастерскую. Морис Дени прозвал их " гениями из предместья ".

Ван Гог для Дерена стал путеводной звездой, открывшей искусство безудержного чистого света. Конечно, мы не можем сказать, что Ван Гог заложил основы фовизма. Но с уверенностью можем констатировать, что если бы не было Ван Гога, фовизму невозможно было бы прийти. Ван Гог создал пространство, в котором смогут появиться фовисты - не следуя за ним, а оттолкнувшись от него - но именно от него!

Список использованных источников:

Основная литература.

  1. Дрозд, А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие –

Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. –

URL:http://biblioclub.ru

  1. Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие. / И. В., Смекалов, С. Г.Шлеюк;

Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

Дополнительная литература

  1. Кандинский В. В. О духовном в искусстве (живопись) . – 1989. –

73– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

  1. Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: учебное пособие / Е.В. Омельяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2010. – 183 с. –