Файл: Конспект Предпосылкой к появлению электронной музыки стал бурный рост технологий. Начиная с конца xix века, по планете распространялось электричество и, как следствие, появились первые изобретения устройств записи и воспроизведения звука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект

Предпосылкой к появлению электронной музыки стал бурный рост технологий. Начиная с конца XIX века, по планете распространялось электричество и, как следствие, появились первые изобретения устройств записи и воспроизведения звука.

Самым первым устройством записи был фоноавтограф, который не умел воспроизводить звуки. Его изобрел французский инженер Эдуард Леон Скот де Мартенвиль в 1857 году. Фоноавтограф визуализировал звук. А в 2008 году была расшифрована запись, сделанная в 1860 году, которая стала самой старой в мире записью человеческого голоса.

Позднее Томас Эдиссон доработал фоноавтограф, сделав первое записывающее и воспроизводящее устройство.

В начале XX века с повсеместным распространением электричества и связанных с ним исследований, появились и первые электронные музыкальные инструменты. Сейчас мы послушаем всем известную музыку, исполненную в несколько необычной манере.
Пьесу «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса виртуозно исполнял на терменвоксе его создатель Лев Семенович Термен. Его последователи, исполнители на терменвоксе, часто включают эту пьесу в свою программу. Звук терменвокса усиливает впечатление этой пьесы, помогает слушателю уловить ее музыкальное настроение.
Лев Сергеевич Термен, специалист по радиотехнике Физико-технического института в Петрограде, создал терменвокс — музыкальный инструмент, названный в его честь. Терменвокс — электронный музыкальный инструмент, который приводится в действие путем изменения емкости в колебательном контуре, то есть движением руки. Две антенны: одна отвечает за высоту звука, а другая за его громкость, человеческие руки и больше ничего — ни струн, ни клавиш, ни палочек. Изобретение получило широкую известность в Советском союзе и за его пределами, и сегодня продолжает использоваться современными композиторами и музыкальными коллективами.

Многие композиторы с восторгом восприняли новые музыкальные инструменты и охотно создавали для них произведения. Одним из них был французский композитор Оливье Мессиан, который использовал в сочинениях Волны Мартено.

Эстетика Мессиана развивает основной принцип группы «Молодая Франция», призывавшей возвратить музыке непосредственность выражения чувств. В числе стилевых истоков своего творчества сам композитор называет помимо французских мастеров (К. Дебюсси) григорианский хорал, русские песни, музыку восточной традиции (в частности, Индии), пение птиц. Сочинения Мессиана пронизаны светом, таинственным сиянием, они
искрятся блеском ярких звуковых красок, контрастами простой, но утонченной по интонации песни и сверкающих «космических» протуберанцев, всплесков кипящей энергии, безмятежных голосов птиц, даже птичьих хоров и экстатического безмолвия души.

Волны Мартено или электрофон — монофонический (одноголосный) электронный музыкальный инструмент. Сконструирован в 1928 году во Франции виолончелистом и педагогом Морисом Мартено.

Инструмент имеет 7-октавную клавиатуру фортепианного типа, а также нить с кольцом, надеваемым на указательный палец правой руки. В левой части инструмента расположена кнопка, играющая роль смычка. Звук производится генератором электрических колебаний, который управляется с клавиатуры, через усилитель подаётся на систему громкоговорителей. Для извлечения звука музыканту необходимо нажать клавишу на клавиатуре, либо натянуть нить до соответствующей позиции и нажать левую кнопку. Сила нажатия на неё управляет атакой и громкостью.

Следующий этап развития электронной музыки — появление магнитной плёнки, усилителей звука, возможностей реверберации и других эффектов, а также новые возможности монтажа звука (благодаря нарезке и склейке плёнки).

Пьер Шеффер (1910-1995) был пионером конкретной музыки — музыкального направления композиции из сведения и редактирования отдельных записанных семплов. Конкретная музыка не предполагает интерпретации или исполнения музыкантом, только воспроизведение готовой композиции.

Новые технологии записи и монтажа позволили композиторам изменить подход к созданию музыки: теперь они могли записывать различные звуки (природные, музыкальные, шумы), комбинировать их с помощью монтажа, создавать специальные звуковые эффекты и таким образом создавать новые музыкальные произведения. Одним из пионеров направления «конкретной музыки», можно сказать первым dj, стал Пьер Шеффер.

В середине XX века в разных странах учёные-физики пришли к идее синтеза звука из сигналов электрических устройств. Ученик студии Оливье Мессиана, представитель жанра авангардной музыки, Карлхайнц Штокхаузен был одним из первых композиторов электронной музыки, который в 1953–1954 годах написал так называемые «Электронные этюды».



Ученик Оливье Мессиана Карлхайнц Штокхаузен был одним из новаторов музыки 20 века. Сформировал новый подход к музыке, мелодии и музыкальной нотации. Среди работ К.Штокхаузена много экспериментов с электронной музыкой.