Файл: Календарнотематический план разработан в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования всех уровней образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«История Казахстана» дисциплина 5 класс
Итого: 68 часов, в неделю: 2 часа
Пояснительная записка
Календарно-тематический план разработан в соответствии с «ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕХ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ», утвержденным приказом министра образования и науки Республики Казахстан: – «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» (далее – ГОСО) (приказ МОН РК от 31 октября 2018 года № 604 (с изм. и допол. на 28 августа 2020 года № 372); – «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» (приказ МОН РК от 3 апреля 2013 года № 115 (с изм. и допол. на 27 ноября 2020г. №496). Типовыми учебными планами начального, основного среднего, Приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 4 сентября 2018 года №441, приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 4 сентября 2018 года № 441, приказ и. о. министра образования и науки РК от 25 октября 2017 года № 545» Типовые учебные планы утверждены приказом МОН РК от 8 ноября 2012 года № 500 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом от 26 марта 2021 года № 125) (действующие с 2018 года в соответствии с приказом МОН РК № 441 от 4 сентября 2018 года).Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам «(зарегистрированный в Министерстве юстиции РК 13 ноября 2017 года № 15982).
Годовая нагрузка 34 часа, 1 час в неделю.
Количество процедур суммативного оценивания по учебному предмету «Основы права»
Класс | Количество процедур суммативного оценивания за раздел/сквозную тему | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
5 класс | 1 | 2 | 2 | 2 |
Учебник История Казахстана 5 класс. Авторы: С.Р. Ахметова, А.М. Ибраева, А.А. Кулымбетова, А.С. Магзумова, А.М. Маркабаева. Издательство НИШ Астана -2017 г.
Календарно-тематический план для педагога среднего образования
«История Казахстана» дисциплина 5 класс
Итого: 68 часов, в неделю: 2 часа
№ п/п | Раздел / Сквозные темы | Темы урока | Цели обучения | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
| 1-я четверть – | 18 часов | | | | |
1 | 5.1 A Жизнь древних людей на территории Казахстана | Вводный урок Исследовательский вопрос: Что изучает история древнего Казахстана? | Общий обзор древней истории Казахстана | 1 | | |
2-3 | | Жизнь древнейших людей Исследовательский вопрос: Как жили древнейшие люди? | 5..1.1.1 – описывать антропологические признаки первобытных людей; | 1 | | |
| | Жизнь древнейших людей Исследовательский вопрос: Как жили древнейшие люди? | 5.1.2.1 – демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме | 1 | | |
4-5 | | Стоянки эпохи камня на территории Казахстана Исследовательский вопрос: Какие находки эпохи камня были обнаружены археологами на территории Казахстана? : | 5.2.3.1 – ознокомить с археологическими открытиями казахстанских ученых | 1 | | |
| | Стоянки эпохи камня на территории Казахстана Исследовательский вопрос: Какие находки эпохи камня были обнаружены археологами на территории Казахстана? : | 5.2.2.1 – описывать археологические памятники; 5.4.2.1 – описывать орудия труда и виды оружия | 1 | | |
6-7 | | Изменения в хозяйстве и совершенствование орудий труда Исследовательский вопрос: Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху мезолита и неолита : | 5.4.1.1 – описывать занятия древнего человека | 1 | | |
5.4.2.1 – описывать орудия труда и виды оружия | 1 | | | |||
8 | Ботайская культура Исследовательский вопрос: Почему ботайцы считаются первыми людьми, приручившими лошадей? | 5.4.1.1 – описывать занятия древних людей | 1 | | | |
9 | Зарождение металлургии на территории Казахстана Исследовательский вопрос: Как использование металла изменило жизнь древних людей на территории Казахстана? | 5.4.2.2 – описать влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства | 1 | | | |
10-11 | Андроновская и бегазы - дандыбаевская культуры Исследовательский вопрос: Каковы особенности памятников эпохи бронзы, найденные на территории Казахстана? | 5.2.2.2 – описать признаки андроновской и бегазы-дандыбаевской культур, опираясь на археологические источники | 1 | | | |
5.2.2.5 – иметь представление о вкладе А. Маргулана в развитие казахстанской археологии. | 1 | | | |||
12-13 | Древние наскальные рисунки Казахстана Исследовательский вопрос: Как наскальные рисунки отражают мировоззрение древних людей? | 5.2.1.1 – описывать верования первобытных людей; | 1 | | | |
5.2.2.1 – описывать археологические памятники | 1 | | | |||
| | Путешествие в жизнь древних людей. СОР №1 | 5.1.2.1 – демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме | 1 | | |
16 | СОЧ №1 | | ЦО за І четверть | 1 | | |
18 | Краеведение | Краеведческие музеи и исторические экспонаты | 5.2.2.7 описание роли экспонатов в передаче исторического наследия | 1 | | |
| 2-я четверть - | 14 часов | | | | |
| | | | | | |
19-20 | 5.2 A Жизнь древних кочевников | Освоение железа на территории Казахстана Исследовательский вопрос: Каким образом производство железа изменило жизнь людей? | 5.4.2.2 – рассказать влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства | 1 | | |
5.4.2.2 – рассказать влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства | 1 | | | |||
21-22 | Возникновение кочевого скотоводства
| 5.4.1.2 – рассказать формирование кочевого скотоводства и земледелия; | 1 | | | |
5.2.2.6 – знать о вкладе кочевников в развитие мировой цивилизации | 1 | | | |||
23 | Материальная культура древних кочевников Исследовательский вопрос: Каковы особенности жилища кочевников? | 5.2.2.3 – рассказать особенности прикладного искусства древних племен; | 1 | | | |
5.2.2.6 – знать о вкладе кочевников в развитие мировой цивилизации | 1 | | | |||
24-25 | Мировоззрение древних кочевников Исследовательский вопрос: Какие традиции и обычаи кочевников сохранились до наших дней? : | 5.2.1.2 – иметь представление о мировоззрение древних племен | 1 | | | |
Мировоззрение древних кочевников Исследовательский вопрос: Какие традиции и обычаи кочевников сохранились до наших дней? СОР .№2 | 5.2.1.2 – иметь предстваление мировоззрение древних племен | 1 | | | ||
26 | Краеведение | Исторические памятники края | 5.2.2.8 понимание ценности исторических памятников в регионе | 1 | | |
27-28 | 5.2. Саки | Исторические сведения о саках Исследовательский вопрос: Какие исторические источники повествуют нам о жизни саков? Дом.задание: стр.68-73 | 5.3.1.1 – показывать расселение племенных союзов на карте; | 1 | | |
5.3.1.2 – иметь представление о формирование древних государственных объединений | 1 | | | |||
29-30 | Археологическая находка «Золотой человек» Исследовательский вопрос: Кем был «Золотой человек», найденный в Иссыкском кургане? | 5.2.3.1 – иметь представление археологические открытия казахстанских ученых; | 1 | | | |
5.2.2.4 – рассказывать о особенностях археологической находки «Золотой человек» из Иссыкского кургана; | 1 | | | |||
племен | 1 | | | |||
31 | | Археологическая находка «Золотой человек» Исследовательский вопрос: Кем был «Золотой человек», найденный в Иссыкском кургане? СОР № 3 | 5.2.1.2 – иметь представление о мировоззрение древних | | | |
| | СОЧ №2 | ЦО за ІІ четверть | 1 | | |
32 | | Повторение | | 1 | | |
| 3-я четверть - | 20 часов | | | | |
33-34 | 5.3. Саки | Царские курганы Шиликты и Бесшатыр Исследовательский вопрос: Почему курганы Шиликты и Бесшатыр называют «царскими»? | 5.2.2.1 – описывать археологические памятники; | 1 | | |
5.1.2.2 – опсывать особенности соци-альных групп; 5.2.1.2 – описывать мировоззрение древних племен | 1 | | | |||
35-36 | Берельские курганы Исследовательский вопрос: Как характеризуют культуру саков находки из берельского могильника? | 5.2.2.1 – описывать археологические памятники; | 1 | | | |
2.1.2 – описывать мировоззрение древних племен; 5.2.2.3 – описывать особенности прикладного искусства древних племен | 1 | | | |||
37-38 | Тасмолинская археологическая культура Исследовательский вопрос: Каковы особенности «курганов с усами»? | 5.2.2.1 – описывать археологические памятники; | 1 | | | |
5.2.1.2 – описывать мировоззрение древних племен. | 1 | | | |||
39 | Сакская царица Томирис Исследовательский вопрос: Как описывается образ Томирис в исторических источниках? Дом.задание: | 5.3.2.1 – иметь представление о месте ранних кочевников Казахстана на международной арене | 1 | | | |
40 | Подвиг Ширака Исследовательский вопрос: Как саки боролись за свою независимость? | 5.3.2.1 – определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене | 1 | | | |
41 | Борьба саков против армии Александра Македонского Исследовательский вопрос: Почему поход Александра Македонского на саков закончился неудачей? СОР № 4 | 5.3.2.1 – определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене | 1 | | | |
42,43 , 44 | 5.3 В Усуни и кангюи - | Письменные источники об усунях Исследовательский вопрос: Как описывали жизнь усунов китайские авторы? | 5.3.1.2 – рассказывать формирование древних государственных объединений | 1 | | |
5.1.2.2 – рассказывать особенности социальных групп; | 1 | | | |||
5.3.2.2 – иметь представление о взаимоотношениях первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами | 1 | | | |||
45-46 | Развитие городской культуры кангюев Исследовательский вопрос: С чем связано развитие городской культуры кангюев? | 5.4.2.3 – рассказывать возникновение Великого Шелкового пути; | 1 | | | |
5.3.2.2 – определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами | 1 | | | |||
47-48 | Общественное устройство кангюев. Исследовательский вопрос: Как описывал Сыма Цянь общество кангюев? | 5.1.2.2 – рассказывать особенности социальных групп | 1 | | | |
5.3.1.2 – объяснять формирование древних государственных объединений | 1 | | | |||
49-50 | Материальная и духовная культура усунов и кангюев Исследовательский вопрос: Каковы особенности культуры усунов и кангюев? СОР № 5 | 5.2.2.3 – описывать особенности прикладного искусства древних племен; | 1 | | | |
.5.2.2.6 – знать о вкладе кочевников в развитие мировой цивилизации | 1 | | | |||
51 | | СОЧ №3 | ЦО за ІІІ четверть | 1 | | |
52 | Краеведение | Исторические личности региона: бии, батыры и поэты | 5.3.1.3 понимать роли исторических личностей в истории родного края | 1 | | |
| 4-я четверть - | 16 часов | | | | |
53 | 5.4 A Гунны | Объединение гуннских племен Исследовательский вопрос: Почему Модэ шаньюй говорил: «Земля – основа государства»? | 5.3.1.1 – показывать расселение пле-менных союзов на карте; 5.3.1.2 – понимать формирование древних государственных объединений | 1 | | |
54 | Взаимоотношения гуннов с соседними государствами Исследовательский вопрос: Как строительство Великой китайской стены связано с гуннами? | 5.3.2.2 – составлять рассказы по вопросам учителя о гуннах | 1 | | | |
55 | Переселение гуннов на Запад Исследовательский вопрос: Какие изменения произошли в результате переселения гуннов на Запад? | 5.1.1.3 – показывать на исторической карте направления переселения гуннов | 1 | | | |
56-57 | Аттила и его завоевательные походы Исследовательский вопрос: Какую оценку давали Атилле древние авторы? | 5.1.1.3 – показывать на исторической карте направления переселения гуннов | 1 | | | |
Аттила и его завоевательные походы Исследовательский вопрос: Какую оценку давали Атилле древние авторы? СОР № 6 | 5.3.2.2 – иметь понятие о взаимоотношениях первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами | 1 | | | ||
58,59,60 | 5.4 В Сарматы | Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов Исследовательский вопрос: Каковы особенности сарматского общества? Дом.задание: стр.7-8145-149 | 5.2.2.1 – описывать археологические памятники; 5.2.2.3 – описывать особенности прикладного искусства древних племен; | 1 | | |
5.3.1.1 – показывать расселение племенных союзов на карте; | 1 | | | |||
5.1.2.2 – объяснять особенности соци-альных групп | 1 | | | |||
61 | Политическая история сарматов Исследовательский вопрос: С какими государствами имели взаимоотношения сарматы? Дом.задание: стр.150-156 | 5.3.2.1 – рассказать про кочевников Казахстана СОР № 6 | 1 | | | |
62 | 5.4.С Обзор древней истории Казахстана 4 часа | Антропологический облик людей древнего Казахстана Исследовательский вопрос: Как менялся антропологический облик древних жителей Казахстана? Дом.задание: стр.157-161 | 5.1.1.2 – описывать антропологический облик людей древнего Казахстана | 1 | | |
63,64,65 | Путеше Путешесствие в древний Казахстан. СОР № 7 е | 5.4.1.1 – описывать занятия древнего человека 5.4.1.2 – рассказывать формирование кочевого скотоводства и земледелия | 1 | | | |
5.4.2.1 – описывать орудия труда и виды оружия | 1 | | | |||
5.4.2.3 – показать на карте направления Великого Шелкового пути | 1 | | | |||
66 | | СОЧ 4 | ЦО за ІV четверть | 1 | | |
67 | Краеведение | Легенды родного края | 5.2.2.9. разъяснение смысла легенд-сказок края | 1 | | |
68 | | Повторение | | 1 | | |
Календарно-тематический план для педагога среднего образования
«Всемирная история» дисциплина 5 класс
Итого: 34 часа, в неделю: 1 час
Предмет Всемирная история
Пояснительная записка
Календарно-тематический план разработан в соответствии с «ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕХ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ», утвержденным приказом министра образования и науки Республики Казахстан: – «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» (далее – ГОСО) (приказ МОН РК от 31 октября 2018 года № 604 (с изм. и допол. на 28 августа 2020 года № 372); – «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» (приказ МОН РК от 3 апреля 2013 года № 115 (с изм. и допол. на 27 ноября 2020г. №496). Типовыми учебными планами начального, основного среднего, Приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 4 сентября 2018 года №441, приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 4 сентября 2018 года № 441, приказ и. о. министра образования и науки РК от 25 октября 2017 года № 545» Типовые учебные планы утверждены приказом МОН РК от 8 ноября 2012 года № 500 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом от 26 марта 2021 года № 125) (действующие с 2018 года в соответствии с приказом МОН РК № 441 от 4 сентября 2018 года).Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам «(зарегистрированный в Министерстве юстиции РК 13 ноября 2017 года № 15982).
Годовая нагрузка 34 часа, 1 часа в неделю.
Количество процедур суммативного оценивания по учебному предмету «Всемирная история»
Класс | Количество процедур суммативного оценивания за раздел/сквозную тему | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
5 класс | 2 | 2 | 2 | 2 |
Учебник «Всемирная история». Авторы: Б.С. Букаева, Г.Б. Закирина, Ж.С. Макашева, Д.Н. Мукатаева, И.А. Тен Астана NIS, 2017 г.
Календарно-тематический план для педагога среднего образования
«Всемирная история» дисциплина 5 класс
Итого: 34 часа, в неделю: 1 час
№ п/п | Раздел / Сквозные темы | Темы урока | Цели обучения | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
| 1-я четверть - | 9 часов | | | | |
1 | Раздел 1А От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов | Как появился первый человек | 5.1.1.1 – рассказывать происхождение человека на основе различных теорий; 5.1.1.2 – иметь понятие про человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия | 1 | 02.09.2021 | |
2 | Почему стены пещеры Ласко были разрисованы древними людьми | 5.2.2.1 рассказывать про «первобытное искусство» древнейших людей; 5.2.1.2 – ипрометь представление древние религиозные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия | 1 | 07.09.2021 | | |
3 | Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством СОР №т 1 | 5.4.1.1 – описывать виды хозяйственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля); | 1 | 16.09.2021 | | |
4 | Раздел 1В Цивилизации речных долин | Почему древние цивилизации развивались в долинах рек? | 5.4.1.3 – описывать систему хозяйства древних цивилизаций | 1 | 23.09.2021 | |
6 | Раздел 1 С Древний Египет | Почему Египет называли «Чёрная земля» | 5.2.4.2 – описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина); | 1 | 30.09.2021 | |
7 | | Зачем фараон Хатшепсут отправляла корабли на земли Пунт? | 5.4.1.3 – описывать систему хозяйства древних цивилизаций | 1 | 07.10.2021 | |
8 | | Как были построены пирамиды Древнего Египта. СОР № 2 | 5.2.1.2 – иметь представление о древних религиозных верованиях тотемизм, анимизм, фетишизм, магия; 5.2.2.2 – описывать храмы и пирамиды древнего Египта | 1 | 14.10.2021 | |
9 | | Какие тайны о жизни древних египтян хранит гробница Тутанхамона | 5.1.2.1 описывать социальную организацию древнего общества | 1 | 21.10.2021 | |
| | ПОВТОРЕНИЕ | | 1 | | |
| 2-я четверть - | 7 часов | | | | |
10 | Раздел 2 А Колесницы и империи | Как появление колесницы изменило мир? | 5.3.2.1 –использовать понятие «империя» 5.3.2.2 – рассказывать, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств | 1 | | |
11 | Как царь Хаммурапи превратил Вавилон в могущественную империю. | 5.3.2.2 – рассказывать , каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств | 1 | | | |
12 | Почему древние империи на Ближнем и Среднем Востоке были могущественными Насколько были могущественными древние империи Средней Азии СОР № 3 | 5.3.2.2 – иметь понятие про завоевательные войны 5.4.1.3 – описывать систему хозяйства древних цивилизаций | 1 | | | |
13 | Раздел 2 В Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма | Как исчез древний город Мохенджо-Даро Почему в Древней Индии индуизм доминировал над буддизмом СОР № 4 | 5.4.1.3 описывать систему хозяйства древних цивилизаций 5.2.2.3 описывать культуру древнего мира 5.1.2.3 – использовать понятие «кастовая система» для объяснения социальной структуры общества; 5.2.1.3 – описывать влияние религии на развитие древнего общества | 1 | | |
1 | | | ||||
15 16 | | Насколько была важна роль Индии как центра торговли в древности Насколько были развиты научные знания в Древней Индии | 5.4.1.3 – описывать систему хозяйства древних цивилизаций; 5.2.4.2 – рассказывать по наводящим вопросам о влиянии хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина) | 1 | | |
| 3-я четверть - | 10 часов | | | | |
17 | Раздел 3 А Древний Китай | Чему учили мыслители Древнего Китая? | 5.2.3.1 – давать простое объяснение взглядов философов древности | 1 | | |
18 | Что может рассказать нам о Древнем Китае терракотовая армия? | 5.3.1.1 – рассказывать по наводящим вопросам про особенности политического устройства древних государств | 1 | | | |
19 | Какие научные открытия Древнего Китая дошли до наших дней? СОР № 5 | 5.2.4.2 – рассказывать по наводящим вопросам о влиянии хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина) | 1 | | | |
20 | Раздел 3 В Древняя Греция | С чего начинается древнегреческая цивилизация | 5.2.2.3 – описывать искусство древнего мира | 1 | | |
21 | Почему Древнюю Грецию называют родиной демократии Чем Древняя Спарта отличалась от Афин. | 5.3.1.1 – рассказывать особенности политического устройства древних государств; 5.3.1.2 – описать возникновение демократии в Афинском государстве; | 1 | | | |
22 | Почему Александр Македонский не смог покорить скифов. | 5.3.2.1 – понять и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности; | 1 | | | |
23 | Раздел 3 С Культура Древней Греции | Как философы Древней Греции представляли идеальное общество | 5.2.3.1 – давать простое объяснение взглядов философов древности | 1 | | |
24 | Каким было искусство Древней Греции. СОР № 6 | 5.2.2.3 – описывать искусство древнего мира | 1 | | | |
25 | | Чему учили в гимназиях, лицеях и в академиях Древней Греции | 5.2.4.2 – описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина); | 1 | | |
26 | | Чему учили в гимназиях, лицеях и в академиях Древней Греции | 5.2.4.1 – описывать роль письменности в развитии древнего общества; | 1 | | |
| 4-я четвк ерть - | 8 часов | | | | |
27 | Раздел 4 А Расцвет Римской империи | Как Рим стал самой могущественной империей древности? | 5.3.2.1 – понять и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности; 5.3.2.2 – рассказывать, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств | 1 | | |
28 | Как культура отражает развитие древнеримского общества? | 5.1.2.1 – описывать социальную организацию древнего общества; 5.2.2.3 – описывать искусство древнего мира; | 1 | | | |
29 | Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме | 5.1.2.2 – рассказывать особенности рабства в Древнем мире; 5.3.2.3 – описывать восстание Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины | 1 | | | |
30 | Раздел 4В Рим на рубеже эпох | Как развивалась Римская империя в І-ІІІ вв. | 5.3.2.2 рассказывать, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств 5.2.1.1 иметь представление об основных религиозных понятиях (Бог, храм, священные писания, идол) | 1 | | |
31 | Как изменилась Римская империя в IV-V вв. | 5.3.2.2 иметь понятие, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств | 1 | | | |
32 | СОЧ № 2 | ЦО за 2-е полугодие | 1 | | | |
33 | | Каково культурное наследие древнего мира? | 5.2.2.3 – описывать искусство древнего мира | 1 | | |
34 | | Каково культурное наследие древнего мира? | 5.2.4.2 – описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина) | 1 | | |