Файл: Межстрановая миграция населения и ее влияние на развитие национальных экономик.rtf
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Сущность международной миграции рабочей силы
1.1 Причины и виды международной миграции рабочей силы
1.2 Масштаб и направления международной миграции рабочей силы
1.3 Экономические последствия миграции рабочей силы
2. Международное регулирование миграционных процессов
2.1 Механизм контроля миграции
2.3 Стимулирование реэмиграции
Международная миграция рабочей силы между развитыми странами осуществляется прежде всего по неэкономическим причинам. В этом случае значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности. Такая миграция облегчается созданием интеграционных союзов, принципы организации которых гарантируют, как правило, свободу передвижения и равные права для населения стран, входящих в эти союзы, в найме на работу. Однако и для промышленно развитых стран характерно такое явление как «утечка умов». Например, из Европы в США.
Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамках стран ЕС. В ЕС принята «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» (подписана 9 декабря 1989 г.). В одном из разделов говорится, что каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем. свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране. В «Хартии» декларируется, что строительство единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением.
Хотя существует мнение, что воплощение принципов свободы перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные кадры, инженеры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах. Низкоквалифицированные работники окажутся менее мобильными.
В последние годы увеличивается миграция между развивающими странами. Конечно, это прежде всего миграция между странами, достигшими в последние годы больших успехов в экономическом развитии и повышении жизненного уровня. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами и странами арабских эмиратов, странами—членами ОПЕК, с одной стороны, и иными развивающимися странами — с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е годы) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии
, например, было занято до 1 млн. человек рабочих из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах-импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «новых индустриальных странах», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе.
В бывшем социалистическом лагере также идет процесс перемещения трудовых ресурсов. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая Наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует «опасность колонизации» российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице России. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. В середине 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические — рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина, Турция, Молдова, Беларусь.
Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.
Помимо легальной, организованной миграции, вследствие практического отсутствия границ России со странами СНГ и либерального иммиграционного законодательства в различных регионах России работает множество иммигрантов – нелегалов.
Помимо трудовой миграции, существует еще и проблема беженцев. В настоящие время по различным оценкам, в России проживает от500 до 700 тыс. беженцев, причем многие из них проживают незаконно.
Еще одно новое направление в миграции рабочей силы – это отъезд квалифицированных специалистов и ученых в развивающиеся страны, который зачастую вызван экономическими факторами (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др.), новыми возможностями в новых условиях работы (узнать мир, попробовать себя и т. п.)
Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В современных условиях все большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Например, Италия, Испания, Греция, Польша, которые еще сравнительно недавно были только странами эмиграции, в последнее время стали принимать трудовых мигрантов. В одной только Италии насчитывается 1—1,5 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в стране нелегально.
Экономический рост в этих странах привел к созданию большого числа новых рабочих мест, а соответственно — к определенному уменьшению безработицы. Повышение благосостояния населения значительно снизило привлекательность тяжелого, не престижного труда для местных работников; в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу устремились иммигранты.
Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран.
Западная Европа. В начале 90-х гг. здесь насчитывалось свыше 20 млн иммигрантов. Высокоразвитые страны (Германия, Франция, Бельгия, Люксембург, Швейцария и др.) привлекают иностранных рабочих из стран Южной (Испания, Португалия), Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, бывшие республики Югославии), Турции, арабских стран. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х гг. оценивался в 180 тыс. человек в год.
В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по следующим соображениям:
-
необходимость внедрения трудосберегающих технологий; -
перемещение производств, использующих работников низкой квалификации, в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, где оплата труда значительно ниже; -
недовольство определенных слоев населения, особенно рабочих невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов;
Нефтедобывающие страны Западной Азии. Этот центр притяжения международной трудовой миграции возник в середине 70-х гг. Общая численность иммигрантов в начале 90-х гг. оценивалась в 5—6 млн. человек. Иммигранты прибывают в государства Персидского залива из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин.
В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей силы
, а в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономически активной части населения, работающей за рубежом
Еще одним центром миграции (формально этнической, но по сути во многом трудовой) стал Израиль, куда с конца 80-х до середины 90-х гг. только из бывшего СССР прибыло около 750 тыс. человек.
США и Канада. Общая численность трудовых мигрантов в США составляла в середине 90-х гг. около 7 млн. человек. Приток иммигрантов в США и Канаду в указанный период оценивался в 900 тыс. человек в год. Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: низкоквалифицированная рабочая сила прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники иммигрируют из Западной Европы, России, а также Индии.
Важнейшими целями иммиграционной политики США и Канады является поощрение притока зарубежных менеджеров, элитных специалистов, высококвалифицированных рабочих, а также инвесторов (иммиграция разрешается при условии инвестирования в экономику данной страны определенной суммы).
Масштабы трудовой иммиграции определяются жесткими рамками иммиграционных квот для страны в целом и по профессиональным группам. Так, в соответствии с законодательством США 1990 г. ежегодно на работу в страну допускается 140 тыс. трудовых мигрантов, в основном высококвалифицированные специалисты, ученые редких специальностей
1.3 Экономические последствия миграции рабочей силы
Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником поступления валюты в страну. Она поступает регулярно в виде переводов семьям и при возвращении работника из - за рубежа. Некоторые страны за счет этого источника получали основную массу валютных доходов.
Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В тоже время пересылаемые в страну переводы семьям позволяют им повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. позволяют стране в целом успешнее решать комплекс социально – экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики. Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используются при возвращении на родину, повышая результативность труда.
Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие – иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Привлечение иностранных рабочих увеличивает совокупный спрос на товары и услуги, стимулирует развитие производства, создание дополнительных рабочих мест и соответственно дополнительную занятость. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку.
Часто иностранные работники рассматриваются как дополнительное условие решение социальных задач в стране: они не учитываются при разработке и реализации различных социальных программ, не обеспечиваются пенсиями. Что позволяет экономить значительные средства и использовать их для решения других социальных проблем страны. При угрозе безработицы первыми увольняются иностранные работники. Что позволят на какое – то время снять социальную напряженность в стране.