Файл: «Органы государственного управления» (Государственный механизм реализации принципа разделения властей).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
непрозрачного вида трансфертов, как иные межбюджетные трансферты. Важным она назвала то, что Правительство Российской Федерации после неоднократных рекомендаций Совета Федерации выразило готовность пойти на согласованную с регионами поэтапную отмену льгот по региональным и местным налогам, введённым решениями на федеральном уровне. Все эти меры будут способствовать повышению прозрачности межбюджетных отношений, предоставят больше свободы губернаторам при определении приоритетов и позволят им лучше сбалансировать бюджеты.
В соответствии с Регламентом Совета Федерации в Совете Федерации проводятся Дни субъекта Российской Федерации. Их целью является представление регионов РФ в Совете Федерации. Дни субъекта проходят по предложению члена Совета Федерации, представляющего в палате этот регион1.
Программа проведения Дней субъекта Российской Федерации утверждается Комитетом по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера по согласованию с комитетами Совета Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. На пленарном заседании Совета Федерации проходит «час субъекта Российской Федерации», на котором выступают руководители законодательного (представительного) и (или) исполнительного органов государственной власти региона.
27–28 сентября 2016 года в Совете Федерации прошли Дни Ростовской области. В рамках этого события состоялись рабочая встреча Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко с руководством региона, «час субъекта Российской Федерации» на 397-м пленарном заседании палаты, а также расширенные заседания ряда комитетов Совета Федерации, на которых были рассмотрены актуальные для региона проблемы. В здании Совета Федерации на Большой Дмитровке была развёрнута выставка, посвящённая промышленности и сельскому хозяйству области, её социально-экономическим достижениям, народным традициям, туристическому потенциалу. В экспозиции площадью около 300 кв. метров было
1 Вестник Совета Федерации № 10 (ноябрь 2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти [сайт]. – URL: http://www.council.gov.ru/structure/council/regulations/ (дата обращения: 12.12.2016)
представлено более 200 видов продукции машиностроения, а также других отраслей народнохозяйственного комплекса региона. Вне официальной программы состоялись товарищеские футбольный и волейбольный матчи между сборной командой Совета Федерации и сборной командой правительства и Законодательного Собрания субъекта Федерации.
25–26 октября 2016 года в Совете Федерации прошли Дни Воронежской области. В программу мероприятий были включены рабочая встреча Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко с руководителями региона, «час субъекта Российской Федерации» в рамках пленарного заседания, выставка-презентация разработок ведущих отраслевых предприятий Воронежской области, расширенные заседания ряда комитетов Совета Федерации, на которых были представлены опыт реализации моделей инклюзивного образования, активного долголетия, комплексного развития территорий для жилищного строительства, а также направления модернизации агропромышленного комплекса в условиях импортозамещения.
Таблица 2.1 График проведения Дней субъектов Российской Федерации в Совете
Федерации на весеннюю сессию 2017 года1
17–18 января |
Дни Ставропольского края |
14–15 февраля |
Дни Тюменской области |
21–22 марта |
Дни Кировской области |
11–12 апреля |
Дни Ивановской области |
23–24 мая |
Дни Архангельской области |
27–28 июня |
Дни Республики Башкоторстан |
11–12 июля |
Дни Ярославской области |
23–24 мая |
Дни Архангельской области |
Делегация Совета Федерации во главе с Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко побывала в конце октября 2016 года с рабочей поездкой в Сахалинской области. В Южно-Сахалинске парламентарии обсудили с руководством субъекта Российской Федерации перспективы социально-
1 Обзор основных направлений деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2017 года [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти [сайт]. – URL: http://www.council.gov.ru/structure/council/regulations/ (дата обращения: 12.12.2016)
экономического развития региона, вопросы поддержки территорий опережающего развития и расширения возможностей внутреннего и въездного туризма1.
Масштабы и сложность международных проблем диктуют необходимость более эффективного использования инструментов парламентской дипломатии. Осенью 2016 года российскими парламентариями была проделана большая работа в ходе двусторонних и многосторонних контактов в рамках мероприятий Межпарламентского союза и других международных парламентских организаций. Эта работа позволила донести до коллег из парламентского сообщества принципиальную позицию России по важнейшим вопросам международной повестки дня. Ещё одним важным итогом работы российской парламентской дипломатии стало то, что идея проведения 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза в России была поддержана подавляющим большинством стран, входящих в эту организацию.
Главная задача парламента – принятие законов.
Таблица 2.2 Количество федеральных конституционных законов и федеральных законов,
поступивших из Государственной Думы и рассмотренных Советом Федерации в 2016 году (по состоянию на 9 января 2017 года)2
Поступило в Совет Федерации из Государственной Думы федеральных конституционных законов и федеральных законов |
528 |
федеральных конституционных законов |
12 |
федеральных законов |
516 |
1. Направлено Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования |
525 |
из них: |
|
одобрено Советом Федерации |
525 |
2. Отклонено Советом Федерации и возвращено в Государственную Думу |
3 |
3. Отклонено Президентом Российской Федерации |
1 |
Взаимодействие Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития законодательства
1 Вестник Совета Федерации № 10 (ноябрь 2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти [сайт]. – URL: http://www.council.gov.ru/structure/council/regulations/ (дата обращения: 12.12.2016)
2 Информационно-аналитические материалы Государственной Думы [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти [сайт]. – URL: http://iam.duma.gov.ru/node/1/5051/20396 (дата обращения: 12.12.2016)
осуществляется как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации, и ее субъектов. При этом законотворчество по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Российской Федерации - это именно та сфера, где взаимодействие Государственной Думы и законодательных органов субъектов Российской Федерации осуществляется наиболее тесно. Законотворчество в данной сфере развивается непросто, поскольку в нем сразу участвуют два законодателя: федеральный и субъектов Федерации. Законодательство субъектов Российской Федерации имеет свое место и роль как в правовой системе России, так и в системе законодательного регулирования в сфере совместного ведения.
Основные показатели законодательной деятельности в 2016 году Государственной Думы, представлены следующим образом: Законодательный тренд этой весны – совершенствование банковского и финансового законодательства. Парламентариями был продолжен курс на деофшоризацию капиталов – отныне запрещено инвестировать государственные средства в иностранные организации. Негативная практика сокрытия недобросовестными банками информации о проведенных операциях потребовала вмешательства законодателей, которые расширили перечень обстоятельств, по которым Банк России может затребовать электронную базу данных банка с информацией обо всех операциях. Информация о многочисленных преступлениях, совершенных лицами, прикрывающимися взысканием задолженностей, всколыхнула общественность, поэтому одним из самых громких и обсуждаемых законопроектов весны стал так называемый закон о коллекторах. Парламентарии ввели ряд существенных ограничений для деятельности профессиональных взыскателей, а также наделили должников дополнительными правами. По результатам рассмотрения альтернативных законопроектов в первом чтении был принят отдельный законопроект, призванный защитить права крымских и севастопольских должников, наряду с которым представлен альтернативный законопроект, отклоненный по результатам голосования. С целью защиты населения от мошенников, выстраивающих
«финансовые пирамиды», за их организацию вводится уголовная ответственность
по специальной статье. Для снижения административной нагрузки и стимулирования развития малого и среднего бизнеса принят закон, ужесточающий контроль над проведением внеплановых проверок1.
Также в преддверии выборов депутаты приняли целый ряд законов, направленных на модернизацию политической системы, некоторые из которых вызывали немало споров среди парламентариев. Один из таких законов, помимо унификации процедуры агитации и голосования, ввел административную ответственность граждан за порчу агитационных материалов и вмешательство в работу избирательной комиссии. Помимо этого, теперь в агитационных материалах запрещено использовать изображения несовершеннолетних. Во избежание путаницы и неопределенности политическая деятельность некоммерческой организации получила законодательное определение. Наиболее резонансными стали два законопроекта: первый из них закрепляет порядок лишения мандатов тех депутатов, которые в течение длительного периода не участвуют в пленарных заседаниях. Второй приравнивает автопробеги к демонстрациям и устанавливает в отношении них соответствующее правовое регулирование. Вследствие переноса даты выборов был принят закон, переносящий рассмотрение и принятие федерального бюджета на более поздний срок.
Существенные изменения коснутся судебной системы. Ожесточенные споры не только среди депутатов, но и в профессиональном сообществе вызвала инициатива по либерализации уголовного закона, с которой выступил Верховный Суд. Закон частично выводит из категории преступлений побои. Более того, лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести при соблюдении определенных условий предлагается освобождать от уголовной ответственности. Также предложено увеличить уголовно-наказуемый размер краж с 1 тыс. до 2,5 тыс. рублей. Как такие изменения отразятся на уровне преступности – вопрос, который беспокоит общественность. Более того, депутатами был рассмотрен законопроект, выводящий из категории преступлений ряд экономических правонарушений. В
1 Статистика законодательного процесса за 2017 год Государственной Думы [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти [сайт]. – URL: http://iam.duma.gov.ru/node/1/5051/20396 (дата обращения: 12.12.2016)
целях увеличения гласности и открытости судопроизводства, а также в качестве гарантии справедливого и обоснованного решения суда вводится обязательная видеозапись всех разбирательств по уголовным делам – новация, предложенная в федеральной целевой программе «Развитие судебной системы в России на 2013- 2020 годы». Еще одним нововведением стала компенсация за нарушение разумных сроков судопроизводства, призванная стимулировать правоохранительные органы к своевременному расследованию уголовных дел. Также принято решение о расширении компетенции суда присяжных заседателей, которая значительно расширяется за счет рассмотрения дел в районных судах. В этих целях уточнен порядок формирования коллегий присяжных. В экспертном сообществе продолжаются дискуссии относительно данной законодательной новеллы.
Налоговая политика также ознаменовалась принятием значимых решений. Так, в связи с грядущим ростом акцизов на бензин было принято решение о разделении доходов от их сборов между бюджетами субъекта и федеральным бюджетом. Было принято решение продлить налоговые льготы по отношению к пригородным железнодорожным перевозкам, такая мера уже показала позитивные результаты, и во многих регионах возобновилось нормальное пригородное сообщение. Курс на деофшоризацию российских капиталов был продолжен, с этой целью депутаты уточнили порядок уплаты налогов контролируемыми иностранными компаниями. В качестве поддержки малого бизнеса в кризисные времена действие ЕНВД было продлено до 2020 года, кроме того, в отношении индивидуальных предпринимателей предусмотрена возможность снижения этого налога. Также одним из самых ожидаемых стал законопроект, устанавливающий налоговые льготы в отношении организаций, вкладывающих средства в развитие промышленного производства.
Существенные изменения коснулись правоохранительной системы государства. Так, наиболее обсуждаемым в СМИ нововведением стало создание национальной гвардии, основу которой составляют бывшие внутренние войска МВД России. Она будет иметь достаточно широкую компетенцию – от противодействия терроризму до контроля за ЧОПами, а подчиняться созданный
орган будет непосредственно Президенту РФ. Кроме того, ФСКН и ФМС России расформированы, а их полномочия переданы МВД России.
Ряд изменений коснулся и трудового законодательства. В последнее время наметилась тенденция повсеместного роста задолженностей работодателей по выплате зарплат. Чтобы стимулировать работодателей к своевременным выплатам, было решено выделить такие правонарушения в отдельный состав и увеличить компенсации за просрочки. Также было продолжено обсуждение резонансного законопроекта, увеличивающего пенсионный возраст государственных гражданских служащих. После аварии на шахте «Северная» ─ трагедии, потрясшей своими масштабами всю страну, депутаты приняли закон в защиту интересов потерпевших и их близких – увеличен размер страховки и расширен круг лиц, имеющих право на ее получение. Закон также содержит положения об ответственности за неисправность лифтовых систем, которые стали реакцией на повышенную аварийность лифтов1.
Наибольший диссонанс в обществе и в профессиональной сфере произвел закон антитеррористический направленности, внесенный депутатом Государственной Думы Яровой И.А. и членом Совета Федерации Озеровым В.А. Депутаты рассмотрели ряд законодательных изменений, направленных на ужесточение борьбы с терроризмом, потребность в этом, а также в создании более совершенных превентивных механизмов назрела давно, а прошлогодние трагические события на Синае и в Париже лишь утвердили парламентариев в их необходимости. Предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ целым рядом статей, а также ужесточить ответственность за террористическую деятельность. Наряду с этим, предлагается обязать операторов связи хранить большой массив данных в течение длительного времени, порядок, сроки и объем такого хранения устанавливает Правительство РФ. При этом ряд представителей бизнеса указывают на необходимость принятия таких подзаконных актов, которые позволили бы избежать существенного подорожания услуг связи. С целью воспрепятствовать