Файл: «Органы государственного управления» (Государственный механизм реализации принципа разделения властей).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
1 Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2003. С.324.
2 Ильиных А. В. Конституционная идея разделения властей в условиях федеративного государства и её современная трактовка // Социум и власть. 2014. № 5 (49). С.29.
3 Дондоков Ц.С. Понятие принципа разделения властей: историко-правовой аспект // Вестник ЗабГУ. 2014. № 07 (110). С. 150.
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Неопределенность самой конструкции исполнительной власти (президент, правительство) дополняется отсутствием надлежащего баланса в ее отношениях с российским парламентом (Федеральным Собранием)»1. Также, А.Н. Кокотов
1 Комбарова Е. В. Принцип разделения властей в конституционном механизме власти России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 1 (960). С.99.
справедливо отметил, что «при наличии у президента широких полномочий, рычагов воздействия на все ветви власти дает основание говорить о выведении его из общей системы разделения властей, возвышая над всеми ее ветвями. Давая возможность обеспечить единство разделенных ветвей государственной власти, подобная организация института президентства в известной мере ослабляет систему
«сдержек и противовесов», контроль за деятельностью главы государства со стороны других федеральных органов.
Принцип разделения властей игнорируют государственные органы, такие как Центральный банк РФ, Счетная палата, Уполномоченного по правам человека. Прокуратура размещена в разделе судебной власти, хотя и не является ее органом.
Стоит отметить, редакция наименования гл. 7 «Судебная власть и прокуратура» Конституции РФ приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г.
№ 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»1. Е.И. Козлова отмечает: «Разделение властей – это не застывшее состояние обособленных государственных структур. Это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных и на случай конфликтных состояний»2.
Итак, содержание принципа разделения властей заключено в следующем:
- законы обладают высшей юридической силой и принимаются только законодательным (представительным) органом;
- исполнительная власть осуществляет в основном исполнением законов и только с ограниченным нормотворчеством, подотчетна главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;
- между органами осуществляющими законодательную и исполнительную деятельность должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение всей полноты власти на одного из них;
- судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 6. Ст. 550.
2 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Велби; Проспект, 2006. С. 371.
самостоятельно;
- ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой, а тем более, сливаться с другой властью;
- споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Конституционным Судом;
- конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т. е. содержать взаимные противовесы для всех властей1.
Для российского государства принцип разделения властей является относительно новым. При этом он обеспечивается различными источниками формирования ветвей власти, различными сроками полномочий органов, а также различной компетенцией органов государственной власти2. Главной задачей для России в сфере разделения властей является создание четко функционирующего механизма сдержек и противовесов, заполнение существующих пробелов в конституции, а также развитие процесса взаимосвязи и взаимодействия органов государственной власти.
Государственный механизм реализации принципа разделения властей
Единство государственной власти в Российской Федерации находит свое обеспечение в сущностных ее характеристиках - как власти всего многонационального народа Российской Федерации3. Как в унитарном, так и в федеративном государстве власть едина и неделима в первую очередь в социально- политическом смысле, с точки зрения характеристики ее первичного (социально- политического) носителя и источника. В этом плане высшим проявлением единства
1 Байкин И.М. Современный взгляд на проблему теории разделения властей Ш.Л. Монтескье // Современное право. 2010. № 7. С. 13.
2 Дондоков Ц.С. Понятие принципа разделения властей: историко-правовой аспект // Вестник ЗабГУ. 2014. № 07 (110). С. 153
3 Невинский В.В Конституционный принцип разделения властей и наделение полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ // Вестник Тюменского государственного университета.
№ 2. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. С. 55.
государственной власти в Российской Федерации является ее воплощение в народном суверенитете, признание того факта, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч.1. ст.3 Конституции РФ)1.
В Конституции Российской Федерации 1993 года закрепляется конституционно-правовой статус органов государственной власти, выстраивая систему разделения властей, которая существенно отличается от системы разделения властей, ранее существовавшей в советском государстве.
Принцип разделения властей получил широкое распространение в Конституционном праве абсолютного большинства современных государств как неотъемлемый атрибут демократического государства. Считается, что принцип разделения властей в качестве основы для функционирования государственного аппарата, выполняет роль политических и правовых балансиров, обеспечивающего гармоничное взаимодействие высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти между собой. Это во многом способствует стабилизации конституционного отношения, возникающего при осуществлении публичной власти2.
Принцип разделения властей был провозглашен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гласит:
«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Разделение властей в России после принятия Конституции РФ 1993 года заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием (ст. 94 Конституции РФ).
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
1 Смоленский М.Б. Комментарий к Конституции РФ (Постатейный). М.: Феникс, 2012. С.94.
2 Авдеев Д.А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 9. С.34.
В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Член Совета Федерации
- представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации - представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Формальное провозглашение принципа разделения властей не свидетельствует о его скорейшей реализации в политико-правовой действительности отечественного государства1. По замечанию Е.А. Лукьяновой, провозглашение в Конституции принципа разделения властей является фиктивным, поскольку разделение властей не затрагивает одного его самого мощного носителя
- Президента2. У нас сохраняется лидирующее положение главы государства, который «фактически возглавляет всю систему государственной власти в стране».
Наиболее острой и актуальной проблемой является то, что до сих пор конституционное положение Президента РФ в системе высших органов государственной власти остается дискуссионным. Е.И. Козлова полагает, что
«Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не
1 Авдеев Д.А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 9. С.34.
2 Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 15. С.5.
входит напрямую, непосредственно ни в одну из трех ее ветвей»1.
Н.М. Добрынин считает, что «Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России»2. Данная точка зрения тесно связана с иной позицией, согласно которой выделяют четвертую ветвь власти — «президентскую», что, безусловно, противоречит Конституции РФ, а именно ст. 10, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.3.
Также ученые говорят о том, что Президент РФ как глава государства обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного президента, принятой во многих странах мира.
Указы и распоряжения Президента РФ являются подзаконными актами и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Еще одним аргументом для отнесения Президента РФ к исполнительной власти становится характер его обязанностей: назначение на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами — все это функции исполнительной власти.
Таким образом, практическое воплощение принципа разделения властей в России идет с большим трудом. Но наряду с проблемой определения места Президента РФ в системе органов государственной власти и, соответственно, отнесения его к какой-либо ветви власти существует масса других проблем.
Нерешенным остается вопрос о месте прокуратуры в системе органов
1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Велби; Проспект, 2006. С. 378.